Стать крупным поставщиком IT-продукта: 4 стадии развития компании

Сегодня сложно себе представить бизнес-процессы без автоматизированных программ, однако еще несколько лет назад об этом практически не задумывались. Наталия Долженкова, исполнительный директор ELMA, рассказала о том, как запустить новый продукт на рынок и стать одним из крупнейших поставщиков.

Стремительное развитие технологий, переход бизнеса в онлайн и импортозамещение заставляют IT-компании придумывать новые решения, чтобы оставаться конкурентоспособными. Новым веянием в этой сфере стало создание экосистем, которые позволяют бесшовно интегрировать несколько системных продуктов на одной платформе. Такой подход дает возможность клиентам сэкономить на внедрении и обслуживании, а IT-компаниям – расширить сферу влияния. Что позволило прийти к созданию экосистемы и какие факторы побудили бизнес расширять линейку своих продуктов?

Становление IT-бизнеса и первые барьеры рынка

Крупные фирмы, ставшие серьезными игроками на рынке технологичных продуктов, появились еще тогда, когда автоматизация процессов не была повсеместной. На этапе завоевания рынка и поиска первых клиентов перед ними стояла сложная задача – необходимо было убедить предпринимателей в том, что им стоит начать меняться и внедрять в текущие процессы автоматизацию. Для этого приходилось объяснять, что процесс – это структурированная цепочка действий со своими «узкими местами», которые можно совершенствовать с помощью IT-систем, отслеживая метрики по процессам и задачам. Чуть позже заговорили о том, что автоматизировать нужно не только основные процессы, но и вспомогательные. Дальше – провести «цифровую реформу» для бизнеса в целом. IT-компании, которые строили BPM-системы, были убеждены: автоматизированные и регламентированные процессы имеют потенциал к постоянному совершенствованию, как следствие, и сам бизнес. 

После того, как первый шаг в цифровизацию был сделан, возникла потребность не просто помочь бизнесу автоматизировать текущие процессы, но и предлагать решения, которые позволят действовать наперед. Так появилась концепция low-code – гибкая методология внедрения проектов, которая помогает быстро вносить изменения и проектировать процесс в зависимости от собственных потребностей.

В этот период позиционирование продукта было основано на том, что low-code платформа – универсальный и гибкий конструктор, с помощью которого можно автоматизировать любой процесс, не имея большого штата разработки, закрывая эти задачи одним аналитиком-лоукодером, который получает бизнес-запрос клиента и тут же переносит его в систему. Это позволяло сэкономить достаточное количество ресурсов, не теряя качества результата.

Конкуренция как способ трансформироваться

Идея low-code зародилась не в нашей стране, но быстро охватила весь мир как необходимая к тому моменту тенденция на упрощение сложных интерфейсов программирования. Российские вендоры быстро стали предлагать такие решения своим клиентам. Чтобы оставаться конкурентоспособными, IT-компаниям приходилось придумывать и реализовывать собственные концепции. В зависимости от потребностей бизнес-заказчиков разрабатывались решения, которые поставлялись как в облаке, так и в on-premise версии. Дело в том, что мелким фирмам было принципиально иметь подписку, в то время как крупные заказчики вместо «облака» предпочитали устанавливать продукт на своих серверах.

Одним из конкурентных преимуществ стало отсутствие ограничений по функциональности, то есть система могла закрывать самый разный ряд задач, связанных с производственными процессами: CRM, документооборот, проекты и так далее. В этот момент появляется идея о том, что необходимо разговаривать с бизнес-заказчиком на том «языке», который ему привычен и понятен, поскольку было сложно объяснять компании, которая пришла с запросом на систему для работы с клиентом, про гибкий конструктор. Поэтому на рынке начали появляться продукты, которые выделялись отдельно в рамках большой платформы, например, CRM, проекты, направления, связанные с сервисом, контакт-центрами, документооборотом, закупками. 

Внешние обстоятельства: эра импортозамещения

На развитие IT-бизнеса оказывают влияние не только внутренние запросы от заказчиков, но и внешние обстоятельства. В последние годы появился тренд на импортозамещение, который снова заставил сферу IT сделать шаг вперед. В короткий период с рынка ушли крупные системы, показывающие высокий уровень качества своего продукта, и многие отечественные вендоры приняли этот вызов и постарались быстро предложить актуальные решения, не потеряв в качестве, а еще лучше, приумножив его. С приходом требовательного и в какой-то мере искушенного клиента компаниям пришлось сделать серьезный акцент на функциональных изменениях.

Сегодня IT-бизнесу все еще приходится развивать свои продукты, поскольку постоянно находятся новые «тонкие» места, которые нужно прорабатывать, чтобы функционально догнать гигантов в сфере IT. Однако лидерами в этой области стали те фирмы, которые изначально имели в арсенале платформу, позволяющую достраивать точечные решения и решать сразу комплекс задач. Перешедшие на отечественный продукт заказчики оценили, что качество, к которому они привыкли, соблюдено, однако дополнительным преимуществом стала возможность развивать систему, что не позволяли делать некоторые импортные вендоры.

Развитие бизнеса через партнерскую сеть

Пройдя через импортозамещение и предыдущие стадии развития, IT-компаниям пришлось столкнуться с очередным вызовом. В какой-то момент стало понятно, что для роста необходимо построить не просто точечный продукт, который удовлетворяет конкретные потребности заказчика, а придумать идею, как эти продукты объединить в одну систему. Такой подход позволит не просто работать с одним продуктом, а закрыть все потребности. Тогда появилась концепция создания экосистемы, которая соберет в себе несколько решений, дополняющих друг друга, но в то же время способных работать автономно. Подобные универсальные решения позволяют еще больше сэкономить на трудозатратах.

Самостоятельно построить целую систему в рамках одной организации довольно сложно, поэтому на помощь приходят партнеры, которые хорошо разбираются в узкопрофильных областях и лучше понимают методологию в конкретной предметной нише, например, финансовых организациях. Сотрудничество с вендорами, занимающимися внедрением этих проектов, помогает создать систему, которая позволяет клиентам собрать некоторые универсальные решения и трансформировать свой бизнес. Таким образом, расширяя сферу партнеров, IT-компании достраивают большую экосистему, где каждая задача может быть закрыта определенным решением.

Сегодня основной фокус направлен не только на создание экосистемы, но и на отладку ее работы. Важно, чтобы решения были бесшовно интегрированы между собой. Для этого необходимо создавать стабильную платформу, позволяющую строить самые разные решения, которые не только не будут конфликтовать друг с другом, но и станут дополнением для закрытия всех потребностей заказчика.

Сфера IT совершила прорывной скачок за последние несколько лет, однако остановка в развитии этой области едва ли возможна. Новые реалии и требования бизнеса заставляют придумывать новые решения для закрытия разнообразных задач. Сегодня справиться с этим в одиночку практически невозможно. Куда в итоге приведут коллаборации и какие возможности они дадут, покажет время. 


9235

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.