Как интегрально повысить вовлеченность команды
- Интегральный подход вовлечения сотрудников: Я – Команда – Система
- Треугольник. Каким должен быть лидер, чтобы быть вовлекающим?
- Круг. Что важно культивировать в команде, чтобы она действительно вовлекалась
- Квадрат. Как системно устроен процесс вовлечения команды
- Квадрат. Круг. Треугольник.
Автор – Илья Федоров, консультант компании «Земля Стратега», бизнес-тренер, ведущий стратегических сессий.
Кадровый дефицит выдвигает тему вовлеченности команды на первое место в стратегии. Даже те, кто раньше делал ставку исключительно на технологию (например, компании в области добычи, металлургии и энергетики), активно внедряют метрику вовлеченности сотрудников и включают этот показатель в дашборды. Для IT-отрасли эта тема еще более актуальна, поскольку конкуренция за талантливых специалистов ужесточилась. Что делать руководителю, чтобы «включить команду»?
Интегральный подход вовлечения сотрудников: Я – Команда – Система
Сотрудничая с передовыми IT-компаниями, замечаю, как лидеры выстраивают вовлеченность команды на трех уровнях:
1) уровень системы,
2) уровень отношений,
3) уровень лидера.
На основе этого мы с командой консультантов «Земля Стратега» разработали модель интегрального лидерства, которая представляет собой 3 простые геометрические фигуры:
- треугольник (образ лидера),
- круг (образ команды),
- квадрат (образ бизнеса).
Разберем, какие важные элементы входят в эту модель лидерства и как они влияют друг на друга.
Треугольник. Каким должен быть лидер, чтобы быть вовлекающим?
Первый, с кого стоит начинать работу в теме вовлеченности, – лидер. Своим поведением он напрямую влияет на вовлеченность, увеличивая ее или снижая.
Какие вопросы стоят перед лидером:
1. Кто?
- Из какой роли я действую в текущей ситуации?
- Из роли директивного кризис-менеджера или вовлекающего лидера?
- Какая роль в текущей ситуации будет наилучшей?
2. Как?
- Какими компетенциями я должен обладать для этой роли?
- Какими принципами руководствоваться?
- Должна ли команда договариваться сама или нужны быстрые решения от руководителя в кризисной ситуации?
3. Что?
- Какими инструментами я должен пользоваться в соответствии с ролью и принципами?
- Нужно ли организовать групповое обсуждение проблемы?
- Или требуется максимально оперативно поговорить с двумя ключевыми людьми и принять решение самому?
Портрет вовлекающего лидера с набором ролей, стратегий и компетенций в каждой компании свой. Например, в одной из IT-компании где проводили стратегическую сессию на тему вовлеченности, придумали такой портрет.
Что делает вовлекающий лидер:
- Держит слово. Если обещал – выполни.
- Служит примером для своих сотрудников на деле.
- Хвалит прилюдно, ругает – наедине.
- Дает обратную связь конструктивно (вот здесь, например, можно посмотреть проверенный годами алгоритм работы с обратной связью)
- Запрашивает обратную связь у сотрудников.
- Благодарит за работу искренне.
Собрав этот портрет, сотрудники компании составили личные планы развития, отвечая на вопросы:
- Какие роли мне нужно освоить, чтобы соответствовать портрету вовлекающего лидера?
- Какие новые компетенции и инструменты помогут в этом?
Так, например, один из участников понял, что ему нужно наращивать роль арбитра. Позицию, из которой он может вдумчиво и безоценочно собирать информацию от членов команды и после этого выносить решение, разъясняя многогранность ситуации и последствия выбора.
Другой участник понял, что ему необходимо развивать роль «лидера-клея». В его команде сотрудники не очень общаются друг с другом и все конфликты доводят до эскалации. Поэтому главный фокус данного лидера в развитии – построение отношений с каждым членом команды и выстраивание качественных связей между людьми.