Как интегрально повысить вовлеченность команды

Автор – Илья Федоров, консультант компании «Земля Стратега», бизнес-тренер, ведущий стратегических сессий.

Кадровый дефицит выдвигает тему вовлеченности команды на первое место в стратегии. Даже те, кто раньше делал ставку исключительно на технологию (например, компании в области добычи, металлургии и энергетики), активно внедряют метрику вовлеченности сотрудников и включают этот показатель в дашборды. Для IT-отрасли эта тема еще более актуальна, поскольку конкуренция за талантливых специалистов ужесточилась. Что делать руководителю, чтобы «включить команду»?

Интегральный подход вовлечения сотрудников: Я – Команда – Система

Сотрудничая с передовыми IT-компаниями, замечаю, как лидеры выстраивают вовлеченность команды на трех уровнях:

1) уровень системы,
2) уровень отношений,
3) уровень лидера.

На основе этого мы с командой консультантов «Земля Стратега» разработали модель интегрального лидерства, которая представляет собой 3 простые геометрические фигуры:

  • треугольник (образ лидера),
  • круг (образ команды),
  • квадрат (образ бизнеса).

Разберем, какие важные элементы входят в эту модель лидерства и как они влияют друг на друга.


Треугольник. Каким должен быть лидер, чтобы быть вовлекающим?

Первый, с кого стоит начинать работу в теме вовлеченности, – лидер. Своим поведением он напрямую влияет на вовлеченность, увеличивая ее или снижая.

Какие вопросы стоят перед лидером:

1. Кто?

  • Из какой роли я действую в текущей ситуации?
  • Из роли директивного кризис-менеджера или вовлекающего лидера?
  • Какая роль в текущей ситуации будет наилучшей?

2. Как?

  • Какими компетенциями я должен обладать для этой роли?
  • Какими принципами руководствоваться?
  • Должна ли команда договариваться сама или нужны быстрые решения от руководителя в кризисной ситуации?

3. Что?

  • Какими инструментами я должен пользоваться в соответствии с ролью и принципами?
  • Нужно ли организовать групповое обсуждение проблемы?
  • Или требуется максимально оперативно поговорить с двумя ключевыми людьми и принять решение самому?

Портрет вовлекающего лидера с набором ролей, стратегий и компетенций в каждой компании свой. Например, в одной из IT-компании где проводили стратегическую сессию на тему вовлеченности, придумали такой портрет.

Что делает вовлекающий лидер:

  1. Держит слово. Если обещал – выполни.
  2. Служит примером для своих сотрудников на деле.
  3. Хвалит прилюдно, ругает – наедине.
  4. Дает обратную связь конструктивно (вот здесь, например, можно посмотреть проверенный годами алгоритм работы с обратной связью)
  5. Запрашивает обратную связь у сотрудников.
  6. Благодарит за работу искренне.

Собрав этот портрет, сотрудники компании составили личные планы развития, отвечая на вопросы:

  • Какие роли мне нужно освоить, чтобы соответствовать портрету вовлекающего лидера?
  • Какие новые компетенции и инструменты помогут в этом?

Так, например, один из участников понял, что ему нужно наращивать роль арбитра. Позицию, из которой он может вдумчиво и безоценочно собирать информацию от членов команды и после этого выносить решение, разъясняя многогранность ситуации и последствия выбора.

Другой участник понял, что ему необходимо развивать роль «лидера-клея». В его команде сотрудники не очень общаются друг с другом и все конфликты доводят до эскалации. Поэтому главный фокус данного лидера в развитии – построение отношений с каждым членом команды и выстраивание качественных связей между людьми.


1789

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.