Развитие финтеха в России драйвит выход на рынок новых игроков из смежных индустрий и импортозамещение
Традиционно Россия сильна своими IT-сервисами в сегменте «Финтех». На протяжении последних пяти лет Россия входит в число мировых лидеров по целому ряду показателей цифровизации финансовых сервисов. Можно перечислить некоторые из них:
– доля безналичных платежей достигла 83% в 2023 году для физических лиц, что соответствует крупнейшим европейским экономикам — в Великобритании этот показатель составляет 89%, во Франции — 92%. На эту цифру оказывает влияние как готовность поставщиков услуг, инфраструктуры, так и социокультурные аспекты и даже демография. Например, в Японии доля безналичных платежей ниже 40%, основная причина для этого — большая доля людей преклонного возраста, которые традиционно предпочитают наличный расчет. Подобные факторы в целом снижают мотивацию финансовых организаций вкладываться в цифровизацию своих услуг.
- наша страна неизменно входит в топ-10 по проникновению финтеха: 8 из 10 россиян получают финансовые услуги (управляют финансами и финансовыми продуктами) через цифровые каналы взаимодействия. Этот показатель выше, чем в среднем по Европе и США (~7 из 10), но уступает Индии и Китаю (~ 9 из 10).
- есть ряд применяемых в финтехе технологических направлений, в вопросах апробации которых мы находимся в авангарде: биоэквайринг (оплата услуг и товаров биометрией, уже реализован в московском метрополитене, сервис «Оплати улыбкой» в магазинах X5 Retail, проводится множество пилотов), токенизация (выпуск цифровых финансовых активов превысил 100 млрд рублей в 2023 году и имеет перспективу роста до 250 млрд рублей в 2024 году).
- цифровая валюта ЦБ (пилотирование цифрового рубля находится в стадии запуска на ограниченном пуле физических лиц, чуть дальше продвинулся Китай, ещё три страны – Индия, Гана и Уругвай также находятся на старте ограниченного пилота). Также отмечу большую работу государства в области правового регулирования и стимулирования финансового рынка к технологическому развитию, что уже привело к нескольким волнам цифровой трансформации финансовых организаций.
Оценка рынка
По данным Smart Ranking, выручка 100 крупнейших российских финтех-компаний составила 223,8 млрд рублей, что на 19.8% больше показателей 2022 года. Ключевыми точками роста стали SaaS-платформы, финансовые маркетплейсы и разработка платежных решений.
Технологическими трендами стали рост внедрения продуктов, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), цифровыми активами (ЦФА), цифровым рублем, биоэквайрингом, сервисами быстрых платежей (СБП) для юридических лиц, соблюдением регуляторных требований (RegTech-продукты), и распространение инструментов No-Code и Low-Code, которые существенно снижают расходы на дальнейшие настройку и владение информационных систем.
Так кто же драйвит рынок?
В российском финтехе ключевыми новаторами являются сами финансовые организации, которые имеют сильную внутреннюю мотивацию создавать современные технологичные бизнес-продукты: сокращать сроки запуска цифровых финансовых услуг для конечных потребителей и упрощать способы взаимодействия с клиентами.
Для этих целей у многих финансовых организаций существуют давно сформированные собственные команды специалистов, обладающих необходимым сплавом компетенций в профильном бизнесе и опытом применения в нём технологических решений. Некоторые из этих организаций могут похвастаться собственными инновационными лабораториями или комплексно декларируют модель трансформации из финансовой организации в IT/финтех компанию.
Крупные IT-компании и финтех-стартапы попадают в орбиту инновационного мейнстрима финансовых организаций. Они зачастую не являются пионерами решений, а реализуют уже стандартизацию инновационных идей. К тому же крупные финансовые организации не упускают возможности поглотить и интегрировать IT-компанию или стартап, чтобы получить технологическое преимущество. При этом надо отдать должное роли IT-сегмента в распространении новаций от отрасли к отрасли, например, больших данных и машинного зрения. Такое «перекрестное опыление» дает толчок развитию этих технологий в смежных индустриях.
Финтех подстраивается под новые реалии и тренды развития
В целом на финансовом рынке в последние годы назрело много задач для очередной волны цифровой трансформации финансовых организаций. В их числе: потребности в повсеместном применении ИИ и обработке больших данных, использование для удаленной идентификации биометрии и подготовка к скорому релизу цифрового рубля, а также требования к новым видам интеграции с государственными системами и новым формам обязательной отчетности.
Рынок финтеха даёт положительную динамику роста год к году на постоянной основе как в объеме привлекаемых инвестиций, так и в количестве реализуемых технологических решений. Новые реалии лишь ускорили процесс, создав потребность в импортозамещении ряда проприетарных зарубежных IT-систем. В связи с этим фактически замещение на opensource и/или отечественное ПО стало ключевым драйвером роста рынка финтеха в 2023 году. Хотя также существует и постоянная питающая отрасль финтеха задача по сокращению общего числа издержек бизнеса, внутри которой много направлений: автоматизация рутинных операций, повышение контроля качества и коррекция ошибок, уменьшение количества транзакций на одну услугу (по принципу frictionless architecture), ускорение вывода продукта в канал продаж (классический цикл time to market), борьба с «брошенными корзинами» и сбор дополнительных данных о сделке для последующих кросс-продаж.
К бизнес-трендам стоит отнести следующие области:
- встречное развитие экосистем на основе технологических компаний и финансовых организаций. Технологические компании и маркетплейсы обрели свои лицензии на банковскую деятельность, а банки, в свою очередь, активно диверсифицируют свою деятельность в нефинансовые направления. Основными локомотивами тут выступают: e-commerce маркетплейсы OZON (компания Ozon Fintech), Wildberries (приобрел собственный банк в 2021 году) и Сбер (около 50 дочерних компаний, включая зеленые технологии и медицину);
- создание реалистичных виртуальных мультисенсорных сред и объектов для улучшения эффективности и продуктивности бизнес-процессов, опыта клиентов и сотрудников. Подобные решения применяются рядом компаний для ускорения адаптации и обучения сотрудников к новым задачам. Например, решения с дополненной реальностью (AR) позволяют специалистам колл-центров освоить все скрипты взаимодействия с клиентами.
Опыт Китая и Южной Кореи в этом направлении показывает, что с помощью VR/AR можно создавать метавселенные для потенциальных клиентов, где все финтех-продукты и услуги можно получать с помощью своего цифрового аватара. Такой подход позволяет привлекать новых клиентов, особенно из поколения людей, родившихся в конце 90-х – начале 2000-х, которые выросли в среде постоянной геймификации своего окружения.
Из технологических и ИБ трендов выделяются:
- адаптация информационной среды под тенденцию, когда интеллектуальные цифровые агенты выступают в роли представителей человека и потребителей услуг наравне с физическими лицами. Направление крайне интересное и достаточно новое в парадигме осмысления: машина (исполняемый код, ПО-агент) может являться таким же клиентом финансовой организации, как и сам человек. Следовательно, у машины есть свои потребности в получении услуги – стандартизация API, устойчивость канала для доступа, скорость ответа на запросы, качество данных. В нашей стране в этом направлении движется ряд отраслей. В сфере финтеха мегарегулятор Банк России и Ассоциация ФинТех объединяют большое количество финансовых и технологических организаций в совместной работе по созданию единых стандартов Открытых API. Судя по дорожной карте развития финансовых технологий от Банка России, подобные стандарты могут стать для участников финансового рынка обязательными уже в 2026 году.
- продвинутая, проактивная защита критически важных бизнес-активов от широкого спектра угроз и кибератак с использованием алгоритмов ИИ.
Вывод
Подводя итог, отметим, что российский рынок финтеха продолжает расти с ускорением за счет созданной ранее инерции и новых драйверов: импортозамещение и применение ИИ. На рынок финансовых продуктов приходят новые игроки из сегментов ритейла, маркетплейсов и технологических компаний, что повысит востребованность новых кадров и положительно скажется на количестве конкурентных предложений для конечных потребителей услуг.