Особенности применения смартаппов в различных отраслях
Смартаппы на все случаи бизнеса: что нужно игрокам разных отраслей?
В 2023 году наметились определенные тенденции в запросах организаций на функциональность корпоративных приложений. Мы собрали типичные идеи для реализации, с которыми в нашу компанию обращались потенциальные заказчики, представители компаний из разных отраслей бизнеса. На их основании попробуем сделать вывод о том, чему корпоративные заказчики хотят обучить свои корпоративные приложения и инструменты в ближайшее время.
Автор: Илья Масной, руководитель направления по разработке решений для бизнес-платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress.
Логистические компании: собирать и передавать информацию об объектах хранения
Для складской логистики важно, чтобы каждый работник склада мог быстро получить всю необходимую информацию по каждому из предметов, хранящихся на складе. На каждом из объектов хранения есть QR-код, и при наведении на него камеры открываются основные сведения об объекте. Но иногда работнику склада надо узнать подробности, например, кому предназначается товар, какие у него сроки хранения, почему он долго задерживается в системе хранения, когда освободится данная полка для новых поступлений. Полные сведения есть в 1С, куда не каждый сотрудник склада имеет доступ.
Складские компании заинтересованы в создании единого защищенного информационного пространства, которое объединило бы все необходимые инструменты для выполнения их рабочих задач. Сейчас для считывания QR-кодов сотрудникам компании нужно отдельное оборудование. С помощью корпоративной платформы и интеграции с 1С они хотят объединить функционал сканера QR-кодов, мессенджера и ВКС, чтобы в общем чате задать вопрос по любому из объектов хранения, приложить фото или скриншот из считывателя, оперативно принять инструкции. В случае внедрения смартаппа эти возможности помещаются в личном смартфоне сотрудника, причем безопасно с точки зрения защиты данных.
Инфраструктурный комплекс: оперативно оповещать об аварийных ситуациях
Предприятия, где есть высокая вероятность возникновения аварийных ситуаций, хотят использовать корпоративные приложения для рассылки аварийных заявок. Прежде этот функционал закрывали смс-рассылки. Типичный пример – компания владеет большой разветвленной инженерной инфраструктурой. Лица, ответственные за определенные участки этой инфраструктуры, должны максимально оперативно получать оповещения о поломках в их зоне ответственности. Сервис по оповещению об инцидентах, реализованный через SMS-оповещения, дорого обходится, но ничего, кроме текстовой информации, таким образом передать нельзя.
Для целей цифровизации таких предприятий есть решение: перевести оповещения в корпоративный мессенджер, сделать их более наглядными и информативными, при этом сэкономить деньги на использование SMS. Фактически, заказчику предоставляется бот, который будет принимать оповещения об авариях и направлять их ответственным. В отличие от SMS-сервиса, бот может работать как с текстовыми сообщениями об авариях с описанием ситуаций, так и с медиаконтентом. А SMS-канал может остаться резервным, чтобы, например, дублировать оповещение, если за заданный промежуток времени от пользователя не был получен статус «прочитано», «принято в работу» и т.д.
ИТ-отрасль: помогать в организации доставки корпоративного оборудования и корреспонденции
Одним из примеров специфического запроса от ИТ-компаний может быть разработка цифрового корпоративного сервиса для курьерских услуг. Так как в ИТ-компаниях обычно практикуется дистанционный формат работы, для них крайне важно автоматизировать этот процесс. Часто сотрудникам ИТ-компаний необходимо доставить оборудование или документ не только из офиса или в офис, но и по всей стране. Обычно курьерской доставкой занимается секретарь, который получает заявки от сотрудников в письменном формате по шаблону, а после переносит эту информацию в форму службы доставки. Это рутинная и достаточно длительная работа, в ходе которой к тому же требуются согласования с руководством.
Чтобы облегчить процесс, ИТ-компании высказывают пожелания автоматизировать форму, по которой заполняется заявка, и тут же в корпоративном пространстве реализовать интеграцию с сайтом службы доставки. При такой схеме подачи заявок секретарю остается только роль согласующего лица.
Транспортные компании: готовить отчеты по состоянию подвижного состава
В качестве примера характерного запроса от транспортных компаний можно взять создание инструментария для различных рутинных отчетов, в частности, по проверкам состояния подвижного состава. Такие проверки являются одним из важнейших процессов в работе любой транспортной компании. Для специалистов по контролю это ежедневная рутинная операция: они получают заявки на осмотр транспортного средства, проводят осмотр согласно заявкам, а потом отправляют отчеты по каждому из объектов проверки.
Ранее для связи между контроллерами на местах, операторами и руководством транспортных компаний стандартно использовался WhatsApp или любой другой публичный мессенджер. Это приводило к тому, что во внешний контур попадали конфиденциальные данные.
С развитием корпоративных мобильных платформ транспортные компании стараются перенести этот функционал в корпоративные мини-приложения – смартаппы. Они хотят реализовать в формате смартаппа интерфейс, с помощью которого контролер сможет провести всю работу в защищенном корпоративном пространстве: получить и открыть заявку с номером транспортного средства, которое нужно осмотреть, создать отчет в несколько кликов и отправить его после проверки ограниченному кругу коллег, состав которого также настраивается внутри приложения. Дополнительно, при необходимости, контролер может написать комментарий к отчету и прикрепить фотографию.
Ритейл: обеспечить доступ к WMS
Представители ритейла, как и компании из сектора логистики, в 2023 году чаще всего озвучивали запрос на интеграции с их системами управления складами (WMS). Сюда могут входить функции распознавания QR-кодов на товарах, ведение базы данных по товарам и клиентам, автоматизация отгрузки товара на торговые точки, инвентаризация.
Ролевая модель, реализуемая в таком смартаппе, позволяет организовать согласование отправок товара со склада, визирование электронной подписью и защищенное взаимодействие с партнерами и подрядчиками.. Она регулирует уровни доступа в зависимости от групп пользователей, подразделений компании, в которых они работают, платформ, с которых они заходят в суперапп. Это может быть актуально в случае, если кому-то из сотрудников необходимо отовсюду отправлять и получать любые файлы, а кому-то – обмениваться файлами только внутри внутри корпоративного контура.
Финсектор: предоставлять легкие мобильные версии BI-систем
Представители финсектора в 2023 году чаще всего обращались за мобильной версткой отчетов и графиков из тяжелых BI-систем. Этот вопрос у финансовых организаций стоит остро. Многие вендоры BI-систем предоставляют такие отчеты только в веб-клиенте. Например, адаптивной верстки под телефон нет у распространенной в финансовых организациях BI- системы, где реализована интерактивная карта России и отображаются регионы, по которым ведется статистика. Руководителям компаний приходится просматривать аналитические отчеты только находясь за компьютером, что не всегда удобно. Между тем доступная для мобильного просмотра аналитика – это важный инструмент для быстрого принятия управленческих решений. А эта скорость, в свою очередь, помогает снизить риски, повысить качество обслуживания клиентов и в итоге напрямую влияет на рост прибыли финансовой организации.
Чтобы справиться с этой задачей, игроки финансового рынка хотят внедрять в своих инфосистемах смартапп, который будет выгружать из BI-системы отчеты по заданным критериям. Здесь также востребована ролевая модель с разными уровнями доступа к конфиденциальной информации.
Функции, востребованные всеми и всегда
Как видим, отраслевая специфика в пожеланиях заказчиков корпоративных платформ, безусловно, присутствует, так как, по сути, смартаппы создают интеграции с существующими в компании системами и сервисами и обеспечивают мобильный доступ к ним. Однако остаются актуальными и типичные, общие для большинства корпоративных заказчиков цифровые задачи. Они связаны с делопроизводством, работой с сотрудниками, технической поддержкой:
- частичный или полный перенос в смартапп корпоративного информационного портала;
- согласование документов, подписание их электронно-цифровыми подписями;
- помощь в части HR: оценка персонала, внутреннее обучение, тестирование;
- решение кадровых вопросов, заказ справок и расчетных листов, запрос на отпуск, оформление больничного;
- реализация в смартаппе личного кабинета сотрудника или руководителя с необходимыми доступами;
- реализация интерфейса для заведения заявок в Service Desk;
- проведение прямых линий с руководством.
Эти запросы, вне зависимости от отраслей, были наиболее частыми в 2023 году. Все больше компаний из разных отраслей выбирают корпоративные супераппы со смартаппами, в первую очередь, из-за преимуществ перед нативной разработкой. Во первых, смартапп разрабатывается одновременно для все популярные платформы: web-, десктоп и mobile. При разработке нативных приложений нужны разработчики под каждый клиент отдельно. Во-вторых, смартаппы не нужно публиковать в магазинах мобильных приложений (AppStore, Google App и т.д.), а значит, можно не ждать согласования от этих сервисов и не бояться возможных блокировок. Смартапп доступен сразу всем пользователем после разворачивания у заказчика на сервере компании.