Стратегия в IT: с чего начать и как сделать, чтобы она не осталась на бумаге?

И. Федоров, консультант компании «Земля Стратега»

События последних двух лет показали, насколько важно не только иметь долгосрочную стратегию, но и уметь быстро «переформатировать» ее под новые обстоятельства. Многие из нас ощутили, как требования законодательства, уход крупнейших зарубежных вендоров, смена каналов поставок и потребность в безопасности и качестве IT-сервисов повлияли на стратегию, которую пришлось пересмотреть в очень сжатые сроки. Специально для этого процесса, вместе с коллегами из «Земли Стратега», мы создали метафору кита и методологию Стратегирования.

В статье ответим на ключевые вопросы:

  • Что такое стратегия?
  • Зачем она нужна? И нужна ли IT-руководителю?
  • Кто создает стратегию: ждем «сверху» или делаем сами?
  • Как сделать так, чтобы стратегия не осталась на бумаге? Кто должен ее реализовывать?
  • Как сделать стратегию адаптивной? Прошло полгода и все поменялось — как быть?

Что же такое стратегия?

«Для начала давайте договоримся, что представляет собой стратегия для нас», — такое предложение часто звучит в начале стратегической сессии.
Классическое определение наверняка все помнят:

Стратегия — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Из него понятно «Что?», но не понятно «Как?». Образ кита поможет ответить на этот вопрос.


Стратегирование — это процесс управления развитием бизнеса, который делает его устойчивым и адаптивным в условиях постоянных изменений.

При чем здесь кит? Это самое большое млекопитающее на планете, до 33 метров в длину и весом до 50 тонн. Его ареал обитания — весь мировой океан, от северных вод до теплых морей. Огромное животное, сохраняющее гибкость в движении, способное погружаться до 500 метров, выныривать из воды и жить до 100 лет. Прекрасное сочетание мобильности и мощи.

Чтобы IT-стратегия была гибкой и адаптивной как кит, важно держать в фокусе 4 элемента.

Элемент № 1. ДНК компании и ответ на вопрос: «Зачем нужна стратегия и нужна ли IT-руководителю?»

4 составляющих ДНК компании

  • Миссия. Ответ на вопрос «Зачем существует компания?».
  • Ценности. Ответ на вопрос «Как мы делаем то, что делаем, что нам важно в работе?» или «Как это по-нашему?».
  • Ви́дение. Долгосрочная цель развития бизнеса, ответ на вопрос «Куда мы идем, какую компанию строим?».
  • Стратегия. Набор стратегических целей, инициатив и экспериментов. Ответ на вопрос «За счет чего мы будем успешны на рынке?».

Ответы на эти вопросы позволяют компании сохранить фокус как на долгосрочной, так и на краткосрочной перспективе.


11926

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.