Арсен Благов, генеральный директор РТК ИТ Плюс
Представляем блицинтервью с участником рейтинга «Топ-100 ИТ-лидеров» Арсеном Благовым – генеральным директором компании «РТК ИТ Плюс».
Арсен также является директором департамента по контролю и управлению качеством ИТ-услуг ПАО «Ростелеком» и директором по маркетингу компании «Базис».
Обладает более чем 12-летним опытом в сфере управления IT. Областью его экспертизы является управление разработкой и внедрением программных продуктов, контроль качества ИТ-услуг, вывод продуктов на рынок для осуществления продаж. Под его руководством были созданы и централизованы процессы эксплуатации «Ростелекома», а компания перешла на новую платформу управления ИТ (7 млн заявок в год, 1,8 тыс. сервисов, 10 тыс. исполнителей, 130 тыс. клиентов). Также был одним из ключевых организаторов процесса оперативного перевода сотрудников «Ростелекома» на удаленную работу в связи с пандемией.
Как вы определяете свою роль лидера в компании и каких принципов руководства вы придерживаетесь?
Я стараюсь создать для команды свободную среду, в которой она могла бы самостоятельно работать и принимать решения. Это подразумевает отказ от микроменеджмента, максимум – редкие точечные вмешательства. В то же время есть ряд вещей, которые я делаю вместе с командой, если возникает потребность, – это обсуждение стратегических целей, взаимодействие с заказчиками и т.д. Эти принципы я вывел на основании своего опыта управления самыми разными командами, от небольших в прямом подчинении и до тысяч человек в подчинении функциональном.
Для реализации своих принципов на практике я в управлении любой командой – не только разработчиками, но и пресейл или аналитиками – использую гибкую методологию работы. Т.е. те же спринты есть у всех, команды регулярно отчитываются, показывают результаты, собирают обратную связь. Кроме того, у нас есть общие встречи команд два раза в год, где мы обсуждаем не только проекты, но и любые другие вопросы, связанные с жизнью компании. Высказаться может каждый, все мнения учитываются и берутся в проработку. Наконец, раз в год я и другие руководители проводим ревью сотрудников: смотрим на сильные и слабые стороны, определяем возможности для развития и т.д.
В целом, мой подход перекликается с методологией Karma Framework, которую мы разработали в «Ростелекоме» на базе других методологий и собственного опыта. Сейчас это единственная управленческая методология, которая в России признана Gartner.
Какие качества лидера вы считаете наиболее важными для успешного управления командой?
Таких качеств много, зависит от того, какую цель поставил лидер и с кем он к этой цели идет. В моей работе нужно уметь анализировать ситуацию и принимать решения, а главное – брать на себя ответственность за результаты этих решений. Нужно понимать потребности клиента, чтобы иметь возможность удовлетворить их наилучшим образом. Нужно понимать сотрудников, чтобы им было комфортно работать, и они могли реализовать свой потенциал. И, конечно, нужно уметь показывать результат, такой, чтобы им можно было гордиться.
Как вы стимулируете и мотивируете свою команду к достижению общих целей и результатов?
В команде очень важная открытость: каждый должен иметь возможность высказаться и при этом быть уверенным, что его постараются услышать, понять и как-то помочь. Нужно, чтобы каждый член команды ощущал себя ее частью и при этом у него была определенная понятная ему цель. Не должно быть ощущения «винтика», который из раза в раз делает что-то по заданному скрипту, а должно быть понимание вклада в продукт, ощущение причастности к его созданию. На мой взгляд, это лучшая мотивация.
Какие области вы считаете наиболее важными для саморазвития?
Если говорить о профессиональной сфере, то для меня наиболее важно развиваться в области управления командами, финансов, продуктового маркетинга, поскольку мы – продуктовая компания. Чуть более личная, но не менее важная область, которую я стремлюсь развивать – это умение видеть и чувствовать красоту. В профессиональной сфере это помогает создавать качественные продукты, причем качественные не только в контексте пользовательского интерфейса, как могло бы показаться. Умение видеть красоту и гармонию может влиять на удобство использования и быстродействие продукта, который мы создаем.
Какие приоритетные направления развития компании вы определили на текущий момент?
Как и у большинства компаний, одним из наших приоритетов является улучшение финансовых результатов. Особенно это актуально сейчас, когда рынок растет, а мы можем удовлетворить его потребности с помощью наших продуктов, качество и возможности которых приближаются к таковым у ведущих мировых решений.
Еще одним приоритетом для нас являются подходы no code и low code, мы уже плотно работаем над новым продуктом, который связан с этим направлением. Кроме того, смотрим в сторону продуктов для автоматизации, в частности, создаем новую платформу, которая будет помогать заказчику автоматизировать его сервисы, начиная от управления службами, процессами и корпоративными порталами и заканчивая производственными системами.