5 самых интересных идей в ритейле
Кирилл Малышев, директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг», рассказал об основных трендах, которые на сегодня являются ключевыми в ритейле.
Оплата улыбкой
X5 Group и Сбер запустили новый сервис по оплате «улыбкой». В 2023 году это уже можно было сделать на 15 000 кассах самообслуживания в 4100 магазинах Пятерочки и Перекрестка.
Подобный сервис оплаты также использует московское метро, и если данные сервисы покажут свою востребованность со стороны потребителей, то технологию можно будет использовать во многих секторах экономики. По факту оплата с помощью биометрических данных занимает несколько секунд, что сравнимо с обычной оплатой банковской картой или телефоном, но для этого не нужно под рукой держать что-то из перечисленного.
Виртуальный ассистент для заказа продуктов
Виртуальный ассистент Яндекса Алиса теперь помогает заказывать продукты в Лавке с помощью голоса. Она формирует список, а также может отслеживать статус исполнения заказа.
Также виртуальных ассистентов стали использовать для оплаты, например, услуг мобильной связи. Технология очень перспективная, если продумать безопасность подобных платежей, то сервис будет востребован во многих сферах.
Технология использования электронных ценников вместо бумажных
Дикси сейчас тестирует электронные ценники от российских разработчиков. Это существенная экономия времени персонала на обновлении физических ценников в магазинах, а также сокращение очередей на кассах при «неправильно» определенной цене за товар. Раньше электронные ценники не использовались из-за высокой стоимости. Но отечественные производители разработали технологию, которая должна иметь приемлемую стоимость при большом масштабе покупок. Если тесты покажут приемлемый результат, то у данной технологии хорошие шансы на тиражирование, учитывая количество торговых точек в России – у крупнейших сетей России в 2023 году было около 100 тысяч магазинов.
«Умный» холодильник по заказу продуктов
Амазон уже несколько лет работает над «умным» холодильником, который отслеживает свое содержимое, проводит анализ постоянных покупок и добавляет в список покупок продукты, которые подходят к концу. Технология еще до конца не отработана, потенциально очень интересная и перспективная, так как существенно сокращает время на покупки у потребителей. Увеличение точности рекомендаций покупок со стороны «холодильника», а также доступная стоимость самого устройства даст широкие возможности для массового использования.
Автономный магазин без персонала
Данный формат много где тестировался и продолжает тестироваться, в том числе и в России – первые проекты магазинов без касс и продавцов запустили Visa, «Азбука вкуса» и Сбербанк. Данный формат не показал свою экономическую эффективность в связи с участившимися случаев воровства и неоплаты товаров. Да и внедрение данной технологии пока стоит достаточно дорого. Многие компанию продолжают верить в подобный формат, но встает вопрос изменения поведения покупателей.
Наиболее перспективным видится тренд на закрытие физических магазинов и переход в онлайн формат – этот рынок в России растет более 30% в год.