Ключевые тренды в ритейле. Взгляд со стороны ИТ
Автор: Агатов Борис, автор телегарам-канала "Агатов Борис Tech - Магазин 4.0", независимый эксперт по инновациям в ритейле.
Гиперавтоматизация
За очень короткий период произошла эволюция понимания и методов использования ИИ в ритейле.
До прихода общедоступного генеративного ИИ он был дорог, сложен во внедрении, не очень надёжен в своих результатах. Если компания внедряла инструменты ИИ, то она старалась ему поручить самые ответственные задачи (оптимизация запасов, прогнозы продаж и т.п.), т.к. бюджеты были настолько высоки, что не позволяли его использовать в рутинных неключевых задачах низкого уровня. Но с приходом общедоступного ИИ, картина начинает быстро меняться, и на первое место выходит понимание того, что ИИ можно поручить широкий спектр задач низкого уровня, т.к. он стал доступен, и использовать его не сложнее, чем Excel.
С точностью (галлюцинациями) и достоверностью у него по-прежнему проблемы, но это не препятствие для внедрения его в процессы низкого уровня, т.к. их легко перепроверить человеку. К примеру, вы решили ввести ассистента с ИИ, который поможет сотрудникам вести переписку с контрагентами. Такое внедрение даст возможность повысить продуктивность в два и больше раз, но если вдруг ИИ напишет ошибочное письмо, то человек это быстро заметит и внесёт коррективы. Иное дело, когда произведены сложные аналитические вычисления при помощи ИИ, к примеру, планы продаж на год, и нет возможности их так же легко проверить, как и письмо.
Автоматизации по такому принципу подлежит огромное количество низовых бизнес-процессов: массовая автоматизация вполне способна нас привести к явлению гиперавтоматизации, что повысит нашу эффективность в разы. По закону диалектики автоматизируем всё подряд, и количество переходит в качество.
ИИ-помощники (co-pilot), ИИ-агенты, меняющие IT-инфраструктуры в ритейле
Есть предпосылки к тому, что IT-инфраструктуры могут претерпеть существенное изменение с приходом общедоступного ИИ.
Что нас ожидает в этом направлении?
Вся IT-инфраструктура резко «поумнеет». Если представить стандартный путь прохождения информации через IT-инфраструктуру: ввод информации, обработка, вывод информации и передача информации. В этом пути много нам привычного, но и много тех моментов, которые хотелось бы немного подправить, но это практически невозможно.
К примеру, нам бы хотелось вводить информацию в любом виде (видео, звук, текст) и любого качества, а выводить её не в стандартных формах отчётов, а в произвольном виде, который позволит решать эффективнее бизнес-задачи, к примеру, нам нужна не таблица, а видеоролик для сотрудников, сейчас такой подход невозможно представить.
ИИ-помощники встанут перед каждым блоком и помогут нам перейти на естественный язык общения с IT-инфраструктурой для решения бизнес-задача. Такой ИИ-помощник сможет помочь собрать, преобразовать и очистить информацию для ввода. Другой ИИ-помощник поможет вывести информацию в любом желаемом виде. Такие ИИ-помощники сделают IT-системы восприимчивыми к любым бизнес-задачам.
Следующим этапом развития ИИ-помощников будет появление ИИ-агентов. Это уже будут такие сущности, которые будут наделены правом принимать решение и взаимодействовать друг с другом. Сейчас это является новейшим трендом в автоматизации и достижении автономности целых блоков бизнеса, начиная от закупок до HR-задач. При появлении ИИ-агентов бизнес-процессы изменятся в корне, т.к. множество их будет отдано ИИ-агентам, и не будет нужды в привлечении человека.
Но первым этапом будут многочисленные ИИ-помощники (co-pilot), которые будут работать совместно с человеком, под его контролем для его удобства, но затем такие системы будут заменяться на автономных ИИ-агентов.
Гиперситуативность и гиперперсонализация контента
Генеративный ИИ подарил нам возможность создавать видео-, аудиоконтент, изображения и тексты в неограниченном количестве с очень небольшими издержками. Сейчас сделать персональное видео для каждого покупателя с донесением до него индивидуального предложения не является запредельно сложной и дорогой задачей. Московские поликлиники рассылают такие видео, где врач обращается по имени, называет возраст, хроническое заболевание и приглашает к конкретному доктору. На всех этапах задействуется ИИ, который и текст озвучит, и сделает правильную артикуляцию губ, чтобы это выглядело невероятно естественно.
Сейчас создать цифрового аватара любого персонажа почти ничего не стоит, и делается буквально за 5 минут. Я уже активно записываю ролики со своим цифровым аватаром, который моим голосом и с моим изображением озвучивает контент, который мне помогает готовить ИИ. Создание такого ролика с созданием живых субтитров стоит около 200 рублей, т.е. почти ничего, и позволяет поставить создание видеоконтента на поток.
Кажется, что даже и никого оцифровывать не нужно, т.к. набирает популярность создание цифровых селебрити, которые легко и непринуждённо ведут сообщества, общаются с каждым индивидуально и не имеют никаких слабостей, которые могли бы, в отличие от живого человека, подворовывать его репутацию.
Таким образом, мы можем добиться гиперперсонализации создания практически любого индивидуального контента для любого числа покупателей.
Инструменты ИИ позволяют мгновенно менять и изображения, видео и звуки – это поможет отыграть изменение любых внешних обстоятельств, для любого объёма маркетинговых визуальных материалов. К примеру, у вас продаётся осенняя коллекция, и все маркетинговые образы (видео, баннеры и т.п.) в осенних экстерьерах. И вдруг внезапно снег выпал раньше обычного, и установилась зима. При помощи нейронных сетей сделать из осени зиму уже несложная задача. Таким образом мы приходим к гиперситуативности в маркетинге, когда любая ситуация подкреплена соответствующими этой ситуации маркетинговыми материалами и ведёт к увеличению продаж.
Retail media network
Retail Media Network (РМН) — это платформа для рекламы, созданная ритейлерами, которая позволяет брендам размещать рекламу непосредственно в каналах ритейлера.
Она объединяет разные рекламные каналы, которые есть у вас в наличии:
-
Веб-сайт магазина
-
Мобильное приложение
-
Email-рассылки
-
Социальные сети
-
Экраны в магазине
-
Чеки
Это как рекламные щиты, но в интернет-магазине, где реклама показывается покупателям, которые уже заинтересованы в покупках.
Представьте, что вы владелец магазина. В вашем магазине много посетителей, которые пришли за покупками. Теперь представьте, что вы предлагаете другим компаниям возможность разместить свою рекламу прямо у вас в магазине, где ее увидит много целевых покупателей. Это и есть суть Retail Media Network.
Пример:
Производитель шоколадных батончиков хочет увеличить продажи.
Вы как ритейлер можете предложить производителю разместить рекламу батончиков на экранах в вашем магазине, e-mail рассылках и т.п.
Рекламодатель платит вам за показы или клики по рекламе.
Самым ярким примером такого рода площадки являются маркетплейсы, которые зарабатывают на размещении подобного контента до 10% от оборота (у OZON доход от показа рекламы составил 24 млрд рублей).
Что ещё важно знать о Retail Media Network (РМН):
Этот инструмент сейчас по охватам приближается к охватам телевидения.
Прирост этого канала составляет 20% в год.
Retail Media Network довольно сложно управляется, т.к. у каждого ритейлера свои форматы рекламных мест, сложно вести учёт расходов, т.к. нужно заключать множество договоров, проблемы с метриками показов. Но, несмотря на такие сложности, это один из самых перспективных каналов в мире, и особенно в России, на фоне потерь множества каналов продвижения в социальных сетях. Популярность этого канала заключается в том, что там есть покупатели, которые уже пришли что-то покупать, и вероятность того, что им реклама будет более привлекательно выше, чем если бы человек смотрел какой-то развлекательный контент и там была бы реклама товара.
Так Figure подписала свой первый коммерческий контракт и отправляет своих роботов-гуманоидов общего назначения на работу на заводе BMW в Южной Каролине.
В соответствии с недавно подписанным коммерческим соглашением с BMW Manufacturing Co. LLC, Figure начала выявлять первоначальные сценарии использования на заводе BMW в Спартанберге и начала обучение ботов для поэтапного развертывания на месте. Сделка Figure с BMW является чисто коммерческой, и это может сделать ее одной из первых, если не первой, сделкой такого рода.
Также интересный опыт, когда автономные гуманоиды работают бок о бок с людьми — Amazon, например, объявила в октябре 2023 года, что начнет тестировать гуманоида Digit от Agility Robotics в качестве «мобильного манипулятора», переносящего контейнеры в складских ситуациях, где недостаточно места для конвейерных лент — и на более старых объектах, которые еще не были специально спроектированы с плоскими полами, подходящими для колесных роботов.
Сейчас у Amazon более 750 000 роботов, которые работают совместно с сотрудниками, выполняя повторяющиеся задачи и освобождая сотрудников для более эффективной работы с нашими клиентами.
В заключение
Наше общество, а вместе с ним и ритейл, стоит перед невероятным вызовом, который связан с накоплением критической массы новых технологических подходов, и, в первую очередь общедоступного интеллекта. Тестирование и выработка методов внедрения новых технологий позволит компаниям быть устойчивыми, а покупателям получить новый улучшенный покупательский опыт. Очень многое и очень быстро изменится под влиянием новых технологий, поэтому необходимо уделять внимание переобучению персонала и изменению корпоративной культуры, которая позволит многим на этом технологическом переходе оставаться востребованными.
Российский ритейл с точки зрения клиентского опыта, технологической вооружённости на мировом уровне выглядит довольно уверенно и занимает по многим позициям лидирующие позиции, поэтому так важно не упустить те тренды, которые я описал выше, чтобы не потерять своё лидерство.