Импортозамещение ПО. Путеводитель для заказчика

Автор: Сергей Курьянов, эксперт компании «ДоксВижн»

Импортозамещение начиналось почти 10 лет назад с разговоров, не переходящих в реальные дела. Происходило это все на инициативах разработчиков ПО, не видевших другого способа конкуренции с мировыми гигантами, ушедшими теперь из России, кроме консолидации и фокусировки на использовании отечественного.

Потом этим занялось правительство, приняв эстафету, и не только. В частности, Реестр российского ПО был образован Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», перейдя затем в статус правительственного ресурса.

Правительство занялось реальными делами, для этого пришлось разработать, утвердить и опробовать на практике множество нормативных документов, разобраться в которых непросто даже компании-разработчику ПО. Что уж говорить о заказчиках, которые не следили за этим процессов с самого начала.

Кстати, за 14 лет существования количество участников АРПП увеличилось до 280 компаний, а количество продуктов в Реестре – до 20000 продуктов. Это хорошо помогает понять масштаб и сложность темы.

Годами импортозамещение в ИТ велось по отдельности – «железо» Минпромом, а «софт»» – Минцифрой. Сейчас происходит конвергенция, введено понятие «программно-аппаратный комплекс». В этой статье мы пробуем дать путеводитель для заказчика по части «софта», поскольку являемся одним из разработчиков ПО и членом АРПП. Нам это ближе и понятнее.

Нормативные документы

Регламентирующие

Регламентирующие документы устанавливают правила проведения закупок импортного и отечественного ПО, и использование Реестра Минцифры, содержащего все ПО, определенное как отечественное.

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» предусматривает создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.

Постановления правительства, устанавливающие правила импортозамещения, включая роль Реестра Минцифры, и устанавливающие ограничения на допуск иностранных программ для осуществления закупок:

  • № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • № 1236 от 16 ноября 2015 г. – Правила формирования и ведения Единого реестра российских программ.
  • № 325 от 23.03.2017 г. – «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Целеустанавливающие

Документы, устанавливающие цели и KPI для предприятий с государственным участием, а также предприятий, работающих с объектами критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Постановления, устанавливающие целевые уровни замещения на объектах КИИ.

Методические рекомендации по переходу госкомпаний на преимущественное использование отечественного ПО утверждены приказом Минкомсвязи от 20 сентября 2018 г. № 486 (прекратил действие в связи с выходом приказа Минцифры от 18.01.2023 г. № 21), потребовали от предприятий КИИ подготовить и утвердить планы мероприятий по переходу на отечественное ПО на 2018-21 гг.

Директива первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова от 14 апреля 2021 г. представителям интересов РФ в заседаниях советов директоров с государственным участием, включённых в специальный перечень, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р. Директива требовала утвердить стратегии цифровой трансформации предприятий в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Итоги работы по целям импортозамещения 2022 года (отчет о закупках ПО 2022 pdf (ru-ikt. ru):

  • СЭД – 79%
  • Офисное ПО – 76%
  • СУБД – 90%
  • ОС – 54%

Меры поддержки

В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» действует комплексная система мер государственной поддержки проектов по разработке и внедрению отечественных цифровых продуктов, сервисов и платформенных решений.

Министерство цифрового развития проводит несколько программ поддержки цифровизации на базе отечественных технологий. Оператором по этим программам является РФРИТ – Российский фонд развития информационных технологий.

Программы направлены либо на поддержку разработчиков ПО, либо на поддержку заказчиков. Включают грантовую поддержку и льготное кредитование проектов.

Место прикладного ПО в проекте импортозамещения

Прикладное ПО требует под собой базовой ИТ-инфраструктуры. Помимо компьютерного оборудования: серверов и рабочих станций, инфраструктура включает два слоя: операционную систему (ОС) и систему управления базой данных – СУБД. Над этой инфраструктурой выстраивается множество различных ИТ-систем – ERP, CRM. СЭД/ECM/BPM, порталы и др. Таких систем десятки и каждая из них требует определенной СУБД и определенной ОС.

Предприятие стремится уменьшить стоимость владения своим ИТ, поэтому заинтересовано в том, чтобы на выбранной им инфраструктуре работало большинство прикладных систем. Практически выбирает такую инфраструктуру, чтобы на ней с гарантией работала критичное для него приложение (чаще всего это ERP для производственных предприятий, или банковская система для банков). А дальше уже выбирает остальные приложения так, чтобы они поддерживали ту же самую инфраструктуру. Часто бывает, что критичным является также и офисное ПО, поскольку на нем работает большинство пользователей.

Из этого вытекает два обстоятельства:

1) До выбора платформы СЭД/ECM/BPM дело доходит после того, как инфраструктура определена для критичного приложения, причем как минимум оно прошло опытную эксплуатацию на этой инфраструктуре. А еще лучше, было бы внедрено в промышленную эксплуатацию.

2) Рынок заказчиков приложений сегментируется, обостряя конкуренцию между разработчиками. В недавние времена инфраструктура в любой отрасли базировалась в большинстве случаев на Windows и MS SQL, плюс Oracle в производственных предприятиях и плюс MS Office как офисное ПО. Сейчас разнообразие среди отечественных систем гораздо больше. Существует несколько развитых ОС (в большинстве случаев на базе Linux, но они существенно отличаются), несколько мощных масштабируемых СУБД и несколько вариантов офисного ПО. Это и есть причина сегментации.

В большинстве случаев переход на отечественную СЭД и отечественную платформу происходит как проект миграции. Даже если вы уже используете отечественную СЭД, все равно переход на отечественную инфраструктуру не произойдет автоматически. Обычно миграция включает следующие шаги:

1. Развертывание и тестирование отечественной платформы СЭД на выбранной уже заказчиком отечественной инфраструктуре (чаще всего это ОС «Astra» и СУБД “PostgreSQL”

2. Тестирование системы под имитацией реальной нагрузки

3. Перенос настроек решения со старой системы на новую. Этот этап будет тем сложнее чем больше у вас в старом решении сделано «кодом», в том числе через хранимые процедуры на MS SQL. В рамках этого этапа надо также перенести интеграционные модули на новую платформу.

4. Опытная эксплуатация новой системы в ограниченном контуре для выявления возможных ошибок в настройках.

5. Миграция документов из старой системы в новую. В принципе можно сохранить какое-то время и старую в качестве электронного архива, но в связи с санкционными рисками лучше этого избежать, тем более что это обычно самый простой из этапов, если вы переходите на ту же самую платформу СЭД, но на отечественной инфраструктуре.

6. Разработчики платформы обычно предоставляют услуги поддержки процесса миграции системы, например[1]:

a. Поддержка развертывания системы на базе Linux Edition
b. Поддержка миграции на PostgreSQL
c. Аудит развертывания системы
d. Экстренная техническая поддержка

Пример успешного проекта импортозамещения СЭД

В качестве примера успешного проекта миграции крупнейшего распределенного предприятия приведем основные данные о миграции СЭД АО «Сибирская угольная энергетическая компания».

Параметры проекта:

  • 40 тысяч пользователей
  • 1 млн документов в год
  • 16 тысяч заданий в день
  • 3,5 Тб – размер базы данных

СУЭК объединяет 8 шахт и 19 разрезов в Сибири и на Дальнем Востоке, добывающих около 24 % угля в России (по данным на 2019 год). Добывающие, перерабатывающие, энергетические, сервисные и транспортные активы СУЭК расположены в 12 регионах России.

Миграция проводилась с платформы IBM Lotus Domino Notes и началась в 2017 году.

В 2021 году система обновилась на последнюю версию платформы Dosvision и произошла миграция на web-клиент. Это облегчит миграцию на отечественную инфраструктуру, которую заказчик планирует на 2024 год.

Сергей Гортинский, начальник отдела управления информационных систем СУЭК:

«Требование бизнеса к документообороту изменилось. Это корпоративная система для принятия решения, поиска документов, совместной работы. Последний тренд – это переход на безбумажные процессы, в которых система обслуживает потоки информации таким образом, что сотрудники не работают с бумажными документами вовсе».

В настоящее время переход на отечественную ИТ-инфраструктуру ведется в Администрации Екатеринбурга, столицы Урала, а также в крупнейшем нефтехимическом холдинге «Газпром Нефтехим Салават».

Полезные интернет-ресурсы

20715

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.