Выбираем корпоративный мессенджер: UX/UI, который зайдет зумерам
Автор: руководитель команды UX/UI дизайна платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Александра Шеленкова.
Каким должно быть решение для бизнеса, чтобы его выбирала молодежь, но в то же время не отвергали специалисты старшего поколения? Может быть, мир в коллективе спасет красота, ведь каждый хочет работать в приложении, которое красиво выглядит? Это действительно так, однако пользовательский интерфейс (User Interface, UI) хорош тогда, когда в его основе лежит пользовательский опыт (User Experience, UX). Если гармония между UI и UX достигнута, продукт будет и красивым, и удобным.
Какие решения для корпоративного общения понравятся молодежи? Наш опыт говорит о том, что корпоративный продукт для молодежи, как и любой другой, в первую очередь должен быть удобным. Что это значит?
- Интерфейс должен быть всем понятен, интуитивен, приятен в работе. К чести зумеров, они, как правило, опытные пользователи программных продуктов. Но даже ориентированное на молодежь решение должно быть таким, чтобы любой мог освоить его без сложностей.
- Продукт должен казаться простым, но при этом быть достаточно функциональным, чтобы легко решались все задачи внутри него.
- Необходимо, чтобы продукт имел мобильную версию. Людей, которые работают удаленно, становится все больше – особенно среди молодежи. Для них давно стало нормой решать все вопросы в смартфоне – из любой точки, совершенно не обязательно из дома или офиса. Отлично, если корпоративный продукт им в этом помогает. Как следствие, UX-дизайн ПО всегда начинается с продумывания удобства.
Как «молодежные» фишки помогают бизнесу
Как известно, получать позитивные эмоции для молодых сотрудников действительно важно. Добавление стикеров помогает в этом. В нашем приложении, например, стикеры появились года три-четыре назад как раз по просьбе молодых пользователей. У нас есть несколько внутренних стикерпаков с корпоративными шутками, смешными моментами из переписок. В конце прошлого года мы добавили два новых стикерпака на новогоднюю тематику.
Персонализация тоже в тренде. Пользователь-зумер хочет, чтобы у него была возможность адаптировать корпоративную платформу под свои предпочтения. Наши пользователи могут загружать собственные стикерпаки, а помогает им в этом специальный бот.
Персонализация может касаться чатов и обсуждений внутри них: пользователь сам решает, привязать ли ему к обсуждению отдельную ветку-чат, просматривать ли треды в общих чатах или в отдельной вкладке. Стандартом платформы для общения также является возможность закреплять самые интересные и важные чаты вверху списка.
Теги – еще один популярный у молодежи и очень удобный в работе инструмент. У нас функциональность тегов очень широкая, можно создавать свои, фильтровать и настраивать, привязывать к чатам, сообщениям, пользователям, проектам, должностям, группам людей. Все функции тегов на сегодня доступны в веб-версии, но скоро появятся и в мобильной версии.
Ключевые UX-тренды, которых придерживаются разработчики корпоративного ПО.
- Инклюзивность дизайна делает продукт доступным для всех категорий пользователей, вне зависимости от их возраста, ограничений возможностей, условий работы с продуктом.
- Минимализм и простота в UX-дизайне подразумевает, что все элементы будут легко читаемыми, с акцентом на ключевых функциях.
- Расширенные функции безопасности и конфиденциальности, улучшенные механизмы шифрования и защиты данных снижают риск потери или компрометации информации.
- Инструменты интеграции позволяют создавать полноценные рабочие кабинеты, открывают доступ к к любым цифровым сервисам компании.
- UX должен быть отзывчивым – пользователю в процессе работы важно видеть отклик от системы.
- АI-сервисы теперь тоже интегрируются с корпоративными платформами. Этот тренд буквально ворвался в мир разработки корпоративного ПО в 2023 году.
В 2024 году все эти тенденции останутся актуальными для UX коммуникационных платформ.
Часто ли нужен редизайн
Молодежь привычно пользуется самыми разными публичными приложениями и прекрасно ориентируется во всех новых фишках. Чтобы сохранить расположение этой категории пользователей к корпоративному продукту, разработчикам приходится постоянно мониторить все аналоги на рынке.
Мы, например, делаем корпоративное решение, но UX-находки встречаем не только в корпоративных и консьюмерских мессенджерах (Telegram или WhatsApp). Иногда фишки попадаются неожиданно, и мы держим руку на пульсе, отбирая идеи, которые можем доработать под свои бизнес-задачи. Так называемая насмотренность – одно из самых важных качеств для любого дизайнера корпоративного приложения!
Тем более что запросы на редизайн приходят к дизайн-команде сразу с нескольких сторон:
- от заказчиков: бизнес-требования заказчика – опора любой разработки.
- от пользователей: идеи улучшений интерфейса, например, часто пишут именно пользователи.
- от команды продукта: владельцы продуктов составляют внутренний роадмап, чтобы интерфейс отвечал актуальным стандартам.
После анализа всех предложений как с технической, так и с бизнесовой стороны принимается решение о доработках. Чем активнее решением пользуются, тем быстрее расширяется функциональность и тем больше появляется идей для редизайна.
Часто приходится заново продумывать UX, но так, чтобы все прежнее осталось на привычном месте. Чаты и звонки, например, нужны постоянно, и доработок в этой части всегда много. В общем, дизайнеры всегда горят интересными идеями. Хорошая дизайн-команда никогда не сидит без дела.
Тимбилдинг не выходя из мессенджера
Инструменты, которые помогают объединить людей всех возрастов, очень просты. И современные коммуникационные платформы включают в себя огромное количество таких инструментов, их функции ограничены только фантазией руководителей компаний и отделов.
Например, некоторые корпоративные мессенджеры со встроенными чат-ботами умеют рассылать поздравления с днем рождения. Отличный повод для добрых слов в адрес коллеги, сколько бы ему ни исполнилось!
Также чат-боты внутри корпоративного мессенджера умеют напоминать про предстоящие онлайн-встречи с коллегами, которые, кстати говоря, можно запланировать также внутри мессенджера, не выходя из диалога.
Что дальше? Тренды 2024 года
Аналитики прогнозируют, что в 2024 году в UX-дизайне будут набирать популярность тенденции, которые наверняка оценит не только молодежь, но и пользователи старшего поколения. Это, например, 3D-дизайн, возвращение к минимализму, инклюзивность. Персонализация станет совершеннее и позволит менять интерфейс в зависимости от выполняемых в продукте действий или с учетом местоположения пользователя. Важные данные все чаще будут представляться в формате дата-сторителлинга.
В то же время ожидаются новые технологические прорывы. Например, VR и AR скоро могут стать привычными элементами UX мобильных приложений. Кнопки, наоборот, начнут уходить в прошлое – интерфейсом мы будем управлять жестами, голосовыми командами или движением глаз. А это значит, что много интересного ждет и пользователей, и дизайнеров.