Чего хотеть от MDM-проекта?
Автор: Валерий Немцов, Менеджер продукта интеграции компании «Константа»
Формирование культуры спроса на MDM (Master Data Management)-проекты на отечественном пространстве цифровизации еще в процессе, поэтому кому-то может потребоваться помощь, чтобы расчертить карту проекта, понять точки, на которые стоит обратить внимание. А кому-то перепровериться, чтобы понять, что все идет верным путем.
В статье выделим 5 важных граней проекта MDM, в рамках каждой из них соотнесем стандартные ожидания заказчиков с реальными практическими результатами. А также предложим вам перечень вопросов, которые нужно задать себе прежде, чем идти в проект, чтобы «заадекватить» собственные ожидания.
1. MDM-система как единый источник НСИ
Ожидание
Обычно, когда идет речь о внедрении MDM-системы, то первый ответ, который мы слышим на вопрос «для чего?», — это формирование единой системы с эталонными данными в рамках IT-ландшафта, к которой подключение новых систем будет выполняться достаточно легко. При этом между старыми системами должно быть выстроено четкое соответствие их элементов НСИ эталонным элементам. А также в этой системе не будет дублей, и «мы всей командой максимально постараемся сделать кристально чистые данные. Вот тогда и заживем».
Реальность
В реальности эти ожидания разбиваются об ограничения, в которых приходится действовать командам при внедрении таких систем (ограничителями чаще всего бывают здравый смысл, сроки и бюджет):
-
Ограничение по составу данных, которые подлежат централизации.
-
Ограничения внутри каждого домена данных, когда, например, централизуется не весь справочник, а какая-то его общеприменимая часть (особенно такое встречается в холдингах, чтобы слона можно было съесть по частям).
-
Ограничения по раздаче, казалось бы, централизованных данных в системы-подписчики. Как пример, попробуйте отдать в старые УППшки, где у определенного круга пользователей настроены пачки отчетов на иерархию номенклатуры ее новую версию из MDM-системы. Да даже на этапе первоначального заполнения явно будут вопросы, чью иерархию брать за основу в рамках большого исторически выстроенного IT-ландшафта.
-
Ограничения процесса нормализации данных. Здесь могут вмешиваться в такое благое начинание ограничения от старых систем-подписчиков, в которых какие-то учетные кейсы могли решаться исключительно за счет дублирования каких-то элементов. И как следствие – при внедрении MDM-системы сначала с большой вероятностью придется собрать в единую картинку все наследие старых систем, чтобы обеспечить их выживаемость. Далее сформировать требования к новым системам, чтобы в них аналогичные кейсы можно было решать иначе, и дальше ждать, когда можно будет переходить к процессу нормализации данных после замены старых систем. Но для этого надо иметь хорошую дорожную карту развития MDM как рабочий инструмент и пользоваться ей.
Вопросы для самодиагностики:
-
Какие системы мы готовы взять в ближайший периметр MDM-проекта?
-
Какие данные мы видим централизуемыми в рамках IT-ландшафта?
-
Какие у нас будут критерии к составу данных в рамках одного домена?
-
По каким правилам мы будем осуществлять нарезку внутри каждого справочника (если он будет состоять из разных сегментов, которые надо по выделенным правилам маршрутизировать в рамках ландшафта)?
-
Каким образом сформулируем критерий достаточной чистоты данных в текущий момент, чтобы зафиксировать текущий результат?
2. Правила ведения НСИ (видение архитектуры)
Ожидание
Сформируем на старте проекта для себя понимание, как выстроим полочки, по которым разложим данные, и дальше, как по маслу, подключим все системы к MDM.
Реальность
С этой группой вопросов сталкиваются чаще всего уже в процессе внедрения, когда понимают, что подключение одной из систем как-то недостаточно хорошо укладывается в модель, которую придумали на старте. Кейс из области клиентского сервиса – ведение точек доставки. Если мы говорим про исторически выстроенный IT-ландшафт, то можем встретить целый пучок вариантов, которые надо будет думать, как мирить между собой:
-
созданные кастомные справочники грузополучателей в УППшках для решения своих локальных задач;
-
ведение иерархического справочника «партнеры» (на одном справочнике совместить и контрагентов и точки доставки);
-
контактная информация как со стороны типовых продуктов, так и в некоторых импортных решениях, где это может быть частью общей адресной книги с номерами телефонов и почтовыми адресами.
Вопросы для самодиагностики:
-
Что из себя эти данные архитектурно представляют в тех системах, которые попадают в рассматриваемый горизонт MDM проекта?
-
Какие в этих системах взаимосвязи по этим данным (как пример, подчинение другому справочнику, иерархия в рамках одного и вхождение в состав какой-то более универсальной сущности)?
-
Какая система будет взята за основу для первоначальной миграции данных?
-
Каким образом будет выполнено техническое решение по стыковке данных разной архитектуры, чтобы обеспечить целостность?
3. Стандарты заполнения
В стандартах заполнения хотелось бы выделить 2 подвопроса:
-
Утвержденный состав обязательных реквизитов для каждого сегмента данных.
-
Формат указания данных (наименований, адресов и т.д).
Концептуально оба вопроса логично прорабатывать на этапе выработки требований к модели.
Ожидание
Обычно ожидается, что по результату эти вопросы проработаны идеально и дальнейших изменений не потребуется.
Реальность
Этап формирования требований и моделирования, конечно, прошел, но:
По 1-му вопросу от параллельных проектов могут появляться предложения по обогащению реквизитного состава. Здесь как рекомендация – заранее смотреть в сторону глобальных идентификаторов, например, которые относятся к различным ГИСам.
По 2-му вопросу нюансы могут всплыть ближе к моменту наполнения начальных данных. Например, выяснится, что в одной из систем-источников адреса велись не в формате КЛАДРа/ФИАСа, а, возможно, в виде какой-то произвольной строки, которую пользователи заполняли, как умели. Здесь какую-то часть проблем можно будет снизить за счет использования сторонних сервисов по обработке данных, например, Dadata.
Вопросы для самодиагностики:
-
Требования каких систем и процессов в вашем IT-ландшафте вошли в основу требований к централизуемому реквизитному составу?
-
Не забыли ли посмотреть на данные через призму требований ГИСов?
-
Все подключаемые приемники корректно примут форматы данных, спроектированные в MDM?
-
Не приведет ли изменение какого-то формата указания данных к сбою текущих процессов (печать этикеток, формирование отгрузочных документов и т.д.)?
4. Процесс согласования заявок
Ожидание
Вот это один из самых опасных моментов, когда мы ведем речь про MDM-проект. Ожидания у разных компаний по этому вопросу совершенно разные: от системы, в которой есть взаимодействие инициаторов и экспертов, до какой-то полной автономности. А бывает и того хуже – автосогласование без участия экспертов любого запроса от пользователей (вот здесь, на мой взгляд, подмена понятий происходит, и такое ожидание от MDM-системы надо явно исключать).
Реальность
В реальности самый классный и живой вариант, когда:
-
сть владелец данных (кто со стороны бизнеса готов предъявлять требования и потреблять результаты).
-
Есть эксперт/команда экспертов, которые принимают решение о валидности заявки на НСИ.
-
У экспертов есть автоматизированные помощники для дозаполнения данных (например, сервис 1С:Контрагент; инструменты контроля дублей по параметрам заявки).
-
Есть прозрачный маршрут согласования заявки.
Если все эти 4 компонента организационно обеспечены, то дальнейшая работа MDM-системы будет выстроена корректно, а результаты будут качественно потребляться приемниками данных.
Вопросы для самодиагностики:
-
Есть ли понимание, что хорошая НСИ – это регулярный труд команды?
-
Предъявляемые требования к скорости обработки заявок на НСИ.
-
Может ли 1 человек целиком отвечать за 1 справочник? За все справочники?
-
Какие рутинные операции рентабельно заменять автоматизированными помощниками проверок/заполнения на вашем масштабе?
5. Подходы к запуску и подключению новых систем
Ожидание
Этот замечательный вопрос концептуально имеет 2 решения:
-
запуск 1 большим взрывом;
-
постепенное подключение.
Выбор чаще всего принимается, исходя из масштабов и рисков запускаемого проекта. В идеале всем конечно хотелось бы достаточно оперативно произвести подключение всех систем к MDM, считать, что проект успешно завершен и т.д.
Реальность
В реальности, если мы ведем речь про большое предприятие, где у нас явным образом в периметр MDM-проекта попадает несколько баз, да и сами справочники не маленькие, да еще и внутренняя команда, скорее всего, имеет небольшой опыт таких действий, то на практике чаще выбирают постепенное подключение: взять самую большую базу-источник, подключить ее к MDM, развернуть интеграционный поток. Затем взять вторую базу, провести анализ, выполнить подключение и т.д. Такой подход хоть и выглядит на бумаге более вытянутым во времени, но чаще выбирается из-за экономической безопасности (например, не сорвать отгрузки), а также из-за невозможности кратного масштабирования команды НСИ для запуска взрывом.
Вопросы для самодиагностики:
-
Какой расчетный объем централизованных данных вы получите по каждому виду данных?
-
Вы настолько хорошо все отрепетировали, что запуск взрывом в вашей ситуации не повлечет экономических и репутационных последствий?
-
Выдержит ли команда разбор ошибок, чтобы обеспечить исполнимость критических процессов (например, отгрузки) после запуска?
Заключение
MDM-проекты действительно приносят очень большую пользу для предприятий/холдингов, где они внедряются. Не всегда польза заключается только в прямых выгодах, ради которых планируются эти работы. Но, в любом случае, подходить к проектам надо с головой, и тогда у вас значительно больше шансов на успех. Я надеюсь, что, воспользовавшись списком вопросов из каждого раздела, вы сможете обогатить свое представление о будущем проекте такого класса на вашем предприятии, а также о том, какие риски надо заранее проработать и какую пользу получить.