Как развивать цифровое партнерское предпринимательство
Благодаря информационным технологиям практически каждый человек, имеющий доступ к интернету, может начать свой бизнес. А цифровой партнерский сегмент, в отличие от классического бизнеса, имеет самый низкий порог входа для начинающего предпринимателя.
О сегменте партнерских программ, цифровизации малого и микробизнеса рассказывает Мария Михайлова, член экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству (МСП), CEO мультипродуктовой компании RC Group.
Что такое цифровой партнерский бизнес?
В этой бизнес-модели предприниматели могут создавать ИТ-продукты/услуги или распространять их по партнерской схеме (сетевой маркетинг, франшиза и другие подобные инструменты).
Партнеры – это физические лица либо компании, которые заключают договор с более крупной организацией – держателем бренда. Держатель бренда разрабатывает цифровые продукты. А младший партнер занимается непосредственно их продвижением на рынке и внедрением в жизнь конечных пользователей.
Бизнес и физлица, применяющие ИТ-продукт, платят производителю определенную сумму, процент от которой получает в виде пассивного дохода предприниматель-партнер.
Партнерская бизнес-модель довольно эффективна. Головной компании-разработчику нет необходимости вкладываться в рекламу и прорабатывать различные каналы сбыта ИТ-продуктов, поскольку цифровые партнеры финансово заинтересованы в продвижении новых технологий. Поэтому сеть из ИТ-продуктов развивается с большой скоростью к обоюдной выгоде трех сторон: головной компании, младших партнеров и конечных потребителей.
Риски тут минимальные. Во-первых, данный бизнес не требует больших вложений на старте (как правило, это покупка франшизы или лицензии). Во-вторых, партнер получает от головной компании готовые схемы продаж ИТ-продуктов, поддержку наставников и обучение. Далее, если человек настойчиво и системно работает, то довольно быстро выходит на приличный доход и становится успешным предпринимателем.
Благодаря быстрому распространению ИТ-продуктов по партнерской системе в нашей стране будет развиваться цифровое предпринимательство.
Уровень цифровизации малого и микробизнес
Уровень цифровизация малого и микробизнеса в России еще довольно низкий. Среди малых предприятий он составляет 17%, среди ИП и микрокомпаний – 8%.
Однако сейчас появляется все больше возможностей снять нагрузку с предпринимателей путем внедрения в их бизнес цифровых продуктов. В ближайшее время мы будем наблюдать бум цифровизации в сфере малого бизнеса.
Этому есть две основные причины:
Во-первых, в малом бизнесе процессы типовые: нет каких-то сложных логистических цепочек, уникальных разработок, которые свойственны среднему и крупному сегменту. А все типовые процессы, обеспечивающие хозяйственную деятельность, довольно легко поддаются оцифровке и автоматизации. Благодаря этому предприниматели существенно ускорят свои бизнес-процессы и таким образом повысят прибыльность в единицу времени.
Во-вторых, из России ушли западные производители ПО, и отечественные ИТ-компании стали развиваться такими темпами, которые значительно опережают среднерыночные во всему миру.
Цифровизация бизнес-процессов в сфере малого и микробизнеса будет базироваться на облачных решениях, не обремененных физическим оборудованием. Уже сейчас такие решения существуют на рынке.
В 2024 году будет происходить тотальная цифровизация малого бизнеса. Это поможет предпринимателям избавиться от рутинных процессов, снизить затраты на их обслуживание и сосредоточиться исключительно на развитии собственного бизнеса.
Недавно на Международном муниципальном форуме стран БРИКС+ «Русское Деловое Общество» (РДО) и технопарк «Корпорация «ИнФинТех» объявили 2024-й годом цифровизации малого бизнеса в России. ИТ-продукты, которые разрабатывались в предыдущие два года, будут внедряться и адаптироваться к бизнес-процессам уже на практике.
Какие ИТ-технологии сейчас имеются в распоряжении предпринимателей?
В сфере цифровизации главный новатор – ритейл. У малых и микропредприятий появились мобильные платежные сервисы, которые позволяют заменить стационарные (железные) кассы и терминалы мобильными онлайн-мультикассами на основе отечественного ПО.
Для приема платежей от покупателей нужен только смартфон или планшет с установленным мультикассовым приложением. Эти приложения позволяют торговой точке:
- принимать до 150 видов оплаты, что в разы увеличивает вероятность совершения покупки;
- снижать эквайринговые издержки;
- неограниченно расширять торговую сеть;
- избавляться от рутинных процессов: фискализацией, взаимодействием с налоговой и банками занимается платежный сервис.
Особенно выгодны мобильные мультикассы микробизнесу: маленьким мастерским, кофейням, закусочным, цветочным бутикам, туроператорам, парикмахерским и т.д. Для них покупка кассы и терминала – неподъемная статья расходов. А клиенты привыкли рассчитываться безналично. Обеспечив им такую возможность, микропредприятие будет развиваться.
На рынке ритейла появились много предложений по программам лояльности — в виде сайтов или мобильных приложений. Они помогают создавать и оцифровывать базу лояльных клиентов, организовывать акции, влиять на потребительское поведение, мотивировать персонал магазина.
Торговые точки уже используют новые цифровые инструменты:
- для распознавания товаров без штрих-кодов и названий есть умные весы;
- для минимизации ручного труда появились электронные ценники;
- для экономии времени и трудозатрат при сборе онлайн-заказов появились виртуальные кассы.
Отечественный софт разработан еще во многих направлениях малого бизнеса. Например, появляются BPM-платформы (Business Process Management) для взаимодействия службы закупок, продаж, логистики, маркетинга и т.д.
Предприниматели используют инструменты для отслеживания цен в своих сегментах, глубокой аналитики по каждой товарной группе, сплитования платежей и др. Внедряются системы управления логистикой. Они позволяют автоматически управлять складом, транспортными доставками, инвентаризацией товаров и т.д.
Для развития направления e-commerce в малом бизнесе используются low-code разработки, которые позволяют быстро внедрять B2B или B2C маркетплейсы. В 2022 году доля маркетплейсов в онлайн-продажах превысила 47% (+10% к прошлому году). Сейчас этот канал продаж используют не только субъекты малого бизнеса, но и микропредприятия, и самозанятые. Зачастую они открывают нишевые маркетплейсы, где продают только товары собственного производства. Это отличная возможность предложить свои продукты широкой аудитории и получить аналитику для принятия бизнес-решений.
Улучшить опыт взаимодействия с клиентом позволяют:
- мобильные приложения с полным функционалом сайта или интернет-магазина компании;
- чат-боты для автоматической обработки клиентских запросов, которые в сотни раз увеличивают скорость и количество ответов на обращения.
Перспективы цифрового партнерского предпринимательства
На фоне западных санкций и ухода зарубежных ИТ-компаний предприниматели теперь могут создавать и продвигать отечественные цифровые продукты в новых рыночных нишах.
А благодаря развитию индустрии партнерских программ любое ИТ-решение можно тиражировать на безграничное количество клиентов. Ведь партнерская сеть позволяет охватывать региональные рынки и открывать новые точки продаж.
Партнеры оказывают техподдержку клиентам – владельцам компаний – на местах. Таким образом растет уровень цифровизации бизнеса по всей стране.
Это уже не краткосрочная задача, а непрерывная работа на перспективу, которая требует максимальных усилий от участников рынка.
Многие сегодня говорят о кризисе, но я вижу только возможности для российских ИТ-компаний. Западные санкции стали толчком к развитию цифровизации нашими внутренними ресурсами. Считаю, что игроки ИТ-рынка вполне успешно справляются с возникшими вызовами.
Мария Михайлова
Образование:
Окончила факультет экономики и менеджмента СПбГПУ и гуманитарный факультет СПбГУ.
Получила степень магистра по направлению бизнес-администрирования в Школе менеджмента Айзенберга Массачусетского университета (США) в 2001 году и бизнес-администрирования (МВА) в бизнес-школе «Влерик» (Бельгия – Россия).
Карьера:
- Более 10 лет – в тематике партнерских программ и франчайзинга.
- C 2020 года занимает должность генерального директора мультипродуктовой IT-компании RC Group.
- Член экспертного совета комитета по малому и среднему предпринимательству ГД РФ. Председатель комиссии по развитию и регулированию рынка партнерских программ общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия».
- С 2022 года – сооснователь Ассоциации развития франчайзинга и партнерских программ (ФраППэ).
- С 2023 года – сооснователь и председатель бизнес-сообщества «Русское деловое общество».
- Автор книги о российском предпринимательстве «Русские сети».
- Разработала и ведет курс «Цифровое предпринимательство в современной России» Финансового университета при Правительстве РФ.