Цифровая трансформация: 3 основных тренда 2024 года
Новые технологии активно проникают в устоявшиеся бизнес-процессы. Чтобы не отстать от конкурентов и не потерять клиентов, компаниям приходится быстро осваивать новые инструменты и трансформировать работу команды.
Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass, рассказывает о трендах цифровой трансформации в 2024 году. Они помогут бизнесу больше зарабатывать, а учебным организациям – готовить более квалифицированных специалистов.
1. Приоритет на цифровизацию взаимодействия с клиентами
Чат-бот Bing, интегрированный с Microsoft Edge. Источник: Compass
Цифровую трансформацию бизнеса можно разделить на два направления:
Трансформация внутренних процессов. Ее цель – сократить время принятия решений, улучшить взаимодействие между сотрудниками и, как следствие, повысить КПД компаний. В идеале должна получиться система, которая функционирует как живой организм. Такая трансформация нужна, чтобы бизнес тратил меньше ресурсов, но при этом делал гораздо больше.
Например, видеоконференции помогают быстрее проводить совещания. А таск-трекеры позволяют упорядочить задачи и эффективнее планировать время на их выполнение.
В компаниях это направление обычно развито лучше. Бизнес активно внедряет новые решения, которые позитивно влияют на рабочие процессы. Например, автоматизируют операционную деятельность и экономят время сотрудников.
Трансформация взаимодействия с клиентами. Ее цель – создать условия, чтобы быстрее и качественнее выполнять обязательства перед текущими клиентами. В таком случае бизнесу удастся стабилизировать денежный поток и эффективнее привлекать новых потребителей в свой продукт.
Со вторым направлением сложнее – взаимодействие с клиентами трансформировано не во всех секторах. Пожалуй, самые преуспевающие здесь – финтех-компании. Хотя в других сферах тоже есть интересные решения. Например, сервисы онлайн-медицины, VR/AR примерочные, приложения доставки, кассы самообслуживания, сервис для взаимодействия с государством (Госуслуги) и т. д.
Предполагаем, что в 2024 году развитие пойдет в сторону взаимодействия с людьми – компаниям по-прежнему нужно адаптироваться к условиям изменяющегося рынка и создавать устойчивые группы клиентов.
2. Цифровизация образования
Источник: Compass
Цифровая интернет-среда стала неотъемлемой частью жизни. Школы и ВУЗы не должны игнорировать ее, даже несмотря на консервативность. Поэтому цифровизация образования напрашивается сама собой. Отметим, что речь здесь не только про онлайн-обучение. Цифровизация – гораздо более широкое понятие.
В ходе нее учебные заведения:
- вводят специальные программы и приложения для обучения;
- переходят на электронный документооборот, дневники и журналы;
- автоматически рассылают задания по электронной почте;
- практикуют общение учеников с преподавателями в специальных мессенджерах и т. д.
Как следствие, при цифровой трансформации меняется и учебный процесс:
- переписываются образовательные стандарты, чтобы будущие специалисты развивали компетенции для работы с новыми технологиями;
- совершенствуются результаты образования, чтобы соответствовать новым нормам;
- изменяются методы преподавания и обучения, поскольку занятия в цифровой среде отличаются от классических.
Хороший пример цифровизации на уровне государства – федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), который запустили в 2019 году. В рамках него школы по всей России оснащают оборудованием, развивают цифровые сервисы и создают новые образовательные материалы.
В 2022 году заработала государственная информационная система «Моя школа». Это образовательная среда, разработанная как часть проекта ЦОС. В ней есть личные кабинеты учеников, библиотека проверенных образовательных материалов, программа тестирования, облачное хранилище и другие сервисы. До 1 января 2023 года система работала в тестовом режиме в 15 регионах. Сейчас она запущена во всех школах страны.
Подобные инициативы разрабатываются и для вузов. Например, в некоторых учебных заведениях появились «цифровые кафедры», которые организуют курсы профессиональной переподготовки по ИТ-специальностям. А еще в 2021 году правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Обозначили технологии для интеграции:
- искусственный интеллект для систем поддержки принятия решений;
- программы анализа больших данных;
- системы распределенного реестра;
- интернет вещей;
- технологии облачного хранения.
Технологии проникают в жизнь, и использовать их в обучении – логичный шаг. В 2024 году ожидаем увидеть больше инициатив по внедрению цифровых технологий обучения в школах и вузах.
3. Массовое проникновение искусственного интеллекта в бизнес-процессы
Источник: Compass
Искусственный интеллект постепенно становится частью бизнес-процессов. Инструмент оказался настолько успешным, что его интеграция проходит очень быстрыми темпами. По данным прогнозного исследования «Яндекс», экономический эффект от внедрения ИИ может составить до 6,9 трлн рублей уже к 2028 году.
Сейчас многие компании успешно применяют ИИ в мессенджерах. Так они оптимизируют рабочие процессы. Например, интегрируют чат-ботов, чтобы автоматизировать рутинные задачи: сбор информации, планирование, проведение опросов, формирование отчетов и т. д. Это увеличивает эффективность коммуникации внутри компании и сокращает время, которое затрачивается на операционную деятельность.
В области внутреннего управления данными компании успешно совмещают ИИ с CRM-системами. Например, искусственный интеллект может предсказывать потребности клиентов, автоматически формировать персональные рекомендации и оптимизировать процессы продаж. Компании с большей вероятностью «попадут» в боли и потребности клиентов и получат дополнительную прибыль.
В медицинской сфере ИИ применяется для улучшения точности диагностики и выбора схем лечения. Системы искусственного интеллекта анализируют большие объемы медицинских данных, выявляют закономерности и предсказывают развитие заболеваний. Пример такого применения – компьютерные томографии с алгоритмами машинного обучения, способными выявлять признаки заболеваний на ранних стадиях.
В образовательной сфере ИИ используется для персонализации процесса обучения. Адаптивные образовательные платформы, построенные на технологиях машинного обучения, анализируют успеваемость студентов и подбирают учебные материалы. Это помогает учащимся эффективнее осваивать курсы. Такие системы полностью исключают преподавателя из учебного процесса или заставляют его перестраиваться. Например, развивать навыки менторства и наставничества.
В ритейле искусственный интеллект используется для повышения уровня персонализации обслуживания. Алгоритмы анализа данных о покупках позволяют создавать уникальные предложения, рекомендации товаров и даже персонализированные скидки.
Таким образом, интеграция ИИ в различные сферы бизнеса и отрасли выполняет сразу две функции:
- оптимизирует процессы внутри компаний;
- улучшает взаимодействие с клиентами.
Это как раз те аспекты, о которых мы говорили в первом пункте.
В 2024 году тенденция на внедрение искусственного интеллекта усилится. Это один из главных трендов цифровизации, который отмечают даже на государственном уровне.
Заключение
Цифровая трансформация – это перспективно. Но чтобы ее провести, нужно преодолеть несколько проблем:
- Инерционное мышление. Сотрудникам комфортно использовать привычные инструменты и воспринимать устоявшиеся процессы. Любые изменения вызывают у них стресс и сопротивление. С этим нужно бороться, а еще лучше – создать условия, чтобы переход был максимально комфортным. Только так внедрение нового решения пройдет успешно. Также важно, чтобы трансформация происходила постепенно – в противном случае она может сломать весь рабочий процесс.
- Финансовые, человеческие и научные ограничения. Любая трансформация ведет к просадке эффективности и потере части выручки. Поэтому компании оттягивают момент внедрения новых решений – их ресурсы ограничены, и любое потрясение в моменте может больно ударить по бизнесу.
Если компаниям удастся решить обе проблемы и последовать за тенденциями, то цифровая трансформация принесет дивиденды в будущем.