Главное достижение 2023 – успешное импортозамещение

Сегодня мы подводим итоги года с Кириллом Меньшовым, старшим вице-президентом по информационным технологиям ПАО «Ростелеком».

Разговаривали о переходе на российские решения, о развитии отечественных моделей искусственного интеллекта и о том, какие ключевые цели ставит компания перед собой в наступающем 2024 году.

Расскажите, какие ключевые достижения и изменения в ИТ-отрасли стали главными результатами 2023 года?

Главный вопрос 2023 года - это импортозамещение: уход зарубежных вендоров, перестройка цепочек поставок, блокировки ресурсов в интернете. Много событий происходило, но главным нашим достижением является то, что мы с этим справились.

Ни одна компания не прекратила свою деятельность, и ни одна не остановила своего масштабного развития инвестиционных программ и движения вперёд, которые у них до этого шли. Это и есть огромное достижение, мне кажется, каждый внёс свой вклад в то, что Россия, с точки зрения развития информационных технологий, успешно проходит сложные вызовы.

А что вы можете рассказать про Ростелеком?

Ростелеком ничем сильно не выделяется из отрасли, мы вместе со всеми решаем свои задачи и помогаем нашим коллегам в этой непростой борьбе. Не секрет, что у нас есть Ростелеком-Солар, который активно помогает очень многим компаниям рынка справляться с киберугрозами и с замещением систем виртуализации. Развивая нашу нишу продуктов Базис, мы помогаем компаниям с дата-центрами, потому что строить дата-центр стало гораздо сложнее. Западные вендоры ушли, и появились китайские. Но мы не знаем, насколько они надежный аналог. Появились и российские решения, с ними тоже надо уметь работать, это неполный аналог, неполная замена, надо их тестировать. Требуется пройти долгий путь импортозамещения, надо научиться работать с российским оборудованием, оно стало гораздо лучше, гораздо надёжнее, чем год назад, и мы идём вперед семимильными шагами.

Как, на ваш взгляд, в действительности протекает опыт перехода на отечественные решения, и какова их зрелость?

Надо точно понимать, что нельзя ставить все решения в один ряд. Первые сложные критические решения - это российские операционные системы, офисные пакеты, которые сильно затрагивают работу сотрудников и требуют большого времени на адаптацию.

Мы как один из «ледоколов» много инвестируем и внедряем российский софт, начиная снизу вверх. Мы видим, что отечественные решения сильно развиваются и выходят новые версии, которые сильнее предыдущих.

Какие меры со стороны регулятора в уходящем году вы можете отметить?

Регулятор действительно предпринял кардинальные меры поддержки нас, за что ему огромное спасибо. Мы слышим слова благодарности практически на каждой конференции. Не секрет, что в начале года мы начали работу центра компетенций по импортозамещению, в рамках которых была определённая грантовая программа поддержки, и в этом регулятор тоже сильно помог развитию отрасли. В каждом отдельном направлении, найдя какую-то свою конфигурацию с участниками, наша задача как индустрии не ждать от регулятора каких-то следующих дополнений, не привыкать к таким стимулам. Надо бороться, наша задача - максимально использовать то, что есть, и самим начинать помогать регулятору, самим решать задачи импортозамещения, чтобы мы как отрасль меняли сами себя, развивали продукты, поддерживали российских разработчиков.

Модели искусственного интеллекта находятся в зарубежном облаке, и использовать их из России достаточно опасно, и надо к этому очень осторожно подходить. В правилах пользования такими сетями чётко написано, что жителям России запрещено их использование, и это означает, что если вы их используете, то результат вашей деятельности становится тоже противозаконным, важно об этом постоянно помнить. Сейчас очень важно, что движение искусственного интеллекта не зарождается, а уже идёт в России полным ходом. Это Сбербанк со своими GigaChat и Kandinsky, Яндекс и многие другие компании, включаю нашу.

Сколько лет понадобится на внедрение этих решений?

Если говорить про нашу компанию, то наш подход довольно прост. С одной стороны, мы развиваем модели внутреннего искусственного интеллекта, классический искусственный интеллект – эти модели основаны глубоко на наших данных, нашем знании о клиентах и данных, которыми никакая компания никогда с другой компанией делиться не может. Поэтому такие модели глубоко внутренние и всегда такими останутся.

Другим полюсом являются универсальные модели, основа которых -общечеловеческие знания, которые могут использовать все компании, практически не изменяя их. Здесь наша стратегия очень проста: мы в нашей компании имеем, можно сказать, гипермаркет моделей, некий портал, на котором наши сотрудники пользуются очень разными моделями для совершенно разных целей. Есть модели для перевода текстов, есть - для перевода результатов совещания-видеоконференции в текст и подготовки краткого содержания, для генерации картинок. На настоящий момент у нас в витрине - порядка 15 моделей для разных целей, и мы активно работаем над тем, чтобы количество моделей постоянно расширялось.

Искусственный интеллект не предназначен, по большому счёту, для замены сотрудников, он предназначен для того, чтобы дать им больше времени для повышения своей эффективности.

У нас действует огромная компания внутри компании, обучает и выводит новые модели, позволяет сотрудникам их использовать в своей каждодневной деятельности, и мы ожидаем серьёзную отдачу. Мы ориентированы на использование и крупнейших российских больших моделей, они у нас представлены, и сотрудники активно ими пользуются.

Какие ключевые цели ставит перед собой компания в 2024 году?

У нас очень амбициозный бизнес-план, который выполнить будет не просто. Откровенно говоря, потребуется усиленная работа всех направлений нашей компании, в том числе, конечно, айтишников, и для нас очень важно быть той командой, той опорой организации, которая позволяет ей достигать тех целей, которые мы показываем.

Вторая задача – это движение вперед, импортозамещение как программного обеспечения, так и оборудования. Этот тренд точно продолжится, и мы будем здесь если не лидером, то где-то в первых рядах. Будем испытывать большое количество отечественного софта, доводить совместимость софта с железом, с сетью. Это требует огромных усилий и много времени. После того, как мы это сделаем, более маленьким и средним компаниям станет гораздо проще работать.

Мы, конечно же, продолжим развитие российских моделей искусственного интеллекта для того, чтобы иметь для каждого круга задач правильно подобранный инструмент.

Недавно было большое мероприятие Ростелекома, 8 декабря мы провели первую большую ИТ-конференцию, на которой представили целый ряд новых платформенных решений, часть из которых уже есть на рынке, новую версию Авроры, линейку продуктов Базис по замене виртуализации.

Также мы представили новый продукт, платформу, которая до этого не была представлена на рынке и которая потихонечку будет занимать своё место. Одновременно с этим мы презентовали нашу большую новую стратегию кластера: целый ряд цифровых решений в довольно необычных областях для классического восприятие телекома, и мы ожидаем, что эта линейка будет развиваться.

Хотите вы что-то пожелать ИТ-отрасли и айтишникам нашей страны?

В этот Новый год мы вступаем более объединёнными, чем были год назад, и это отрадно видеть. ИТ-отрасль начинает гораздо активнее обмениваться информацией, все активнее советуются в тех или иных областях, и хочется пожелать, чтобы в следующем году мы продолжили это движение, продолжили консолидацию и стали переходить к коллаборациям, чтобы крупные компании объединяясь друг с другом и, возможно, с вендорами, с интеграторами. Не следует распылять ИТ-ресурсы, которых, если честно, недостаточно, а, наоборот, делать что-то вместе, экономить эти ресурсы и сохранять их. И, конечно, двигаться дальше в сторону импортозамещения, развивать и внедрять только отечественные продукты, хотя и приходится проходить достаточно долгий тернистый путь адаптации и развития для полноценного замещения предыдущих импортных продуктов.

Хочу нам пожелать, чтобы мы к концу года ещё больше развили нашу ИТ-отрасль за счёт собственных усилий, стали ещё сильнее с тем, чтобы подбираться ближе к зарубежным аналогам и повышать свою конкурентоспособность на международных рынках.

В успехе нашей отрасли я уверен, мы доказали и за пандемию, и за первый год после начала специальной военной операции, что мы можем справляться со сложными вызовами. Это здорово звучит!


Реклама ООО «Базис»


8191

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.