Цифровая трансформация Узбекистана

Цифровизация Узбекистана началась около 10 лет назад. В 2012 году правительство республики утвердило «Комплексную программу развития национальной информационно-коммуникационной системы». Исполнение документа было рассчитано на период 2013–2020 годов.

В июле 2013 года в стране заработал Единый портал интерактивных государственных услуг. В 2016 году гражданам Узбекистана на портале my.gov.uz стала доступна единая система OneID. Она позволяет идентифицировать пользователей, открывая доступ к широкому спектру услуг государственных органов и коммерческих предприятий.

В 2017 году правительством Узбекистана утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития республики в 2017–2021 годах. В 2020 году принята стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030», в рамках которой запланированы свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики IT-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.


Эффективность последних цифровых реформ Узбекистана находит отражение в динамике международных рейтингов цифровизации:

  • Согласно Индексу качества GovTech, в секторе государственных услуг Узбекистан занял 43 место в мире, поднявшись на 37 позиций с 2020 года, и вошел в группу “А”, включающую в себя такие страны как Бразилия, Республика Корея, Саудовская Аравия.

  • По итогам 2022 года рейтинга электронного правительства ООН (e-government Survey), проводимого Организацией Объединенных Наций каждые 2 года, Узбекистан поднялся сразу на 18 позиций и вошел в число стран с “высоким/очень высоким уровнем развития”.

  • В рейтинге «Индекс готовности правительства к искусственному интеллекту» (”Government Artificial Intelligence Rea Dines Index“), разработанном британской организацией Oxford Insights, Узбекистан за последние 4 года поднялся с 158-ого на 79-ое место.

  • Согласно индексу телекоммуникационной инфраструктуры (TII), Узбекистан назван страной с высоким уровнем TII. РУз занимает 19-е место из 220 стран по стоимости широкополосного интернета.


Кроме того, предусмотрены совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до ста процентов, внедрение системы Mobile ID-идентификации лица, при их оказании, проектов «Цифровой паспорт граждан» и «Цифровой орган».

Центром управления проектами электронного правительства совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз прорабатывается вопрос реализации проекта «Цифровой паспорт граждан».

В качестве эксперимента с 15 июля 2022 года по 1 декабря 2023-го в госведомствах, банках и других организациях не требуют бумажные удостоверения личности. В будущем вместо них можно предъявлять их цифровые версии в специальном приложении OneID Mobile, которые по юридической силе будут равны своим физическим аналогам.

На первом этапе реализации проекта планируется внедрить систему в следующие сферы:

  • проверка документов на право пользования и управления автотранспортными средствами;

  • перелеты внутренними авиалиниями;

  • путешествие по железной дороге в пределах страны;

  • регистрация гостей в гостиницах, санаториях, домах отдыха и других подобных учреждениях;

  • получение услуг мобильных операторов и интернет-провайдеров;

  • предоставление госуслуг в центрах государственных услуг;

  • оказание услуг коммерческих банков и страховых компаний;

  • получение медицинских услуг;

  • предоставление доступа студентам в системах высших учебных заведений.

Кроме паспорта или ID-карты гражданина Республики Узбекистан, пользователи сервисом могут управлять такими цифровыми документами, как водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, свидетельство о заключении брака и рождении, студенческое удостоверение, сертификат о вакцинации от коронавируса и не только.

Рынок ИКТ Узбекистана

По данным агентства статистики, за последние пять лет количество телекоммуникационных и IT-компаний увеличилось в 1,8 раза. На начало 2023 года в республике работают более 12 тысяч предприятий ИКТ. В отрасли занято свыше 100 тыс. человек. По итогам 2022 года объем услуг ИКТ вырос на 125,5% и составил 22,9 трлн сумов, из них 4,2 трлн сумов – это услуги по программированию, которые оказывали узбекские компании и специалисты. Общая выручка IT-сектора Узбекистана за первый квартал 2023 достигла 2,38 трлн сумов — почти вчетверо больше того же периода 2022 года. Экспорт цифровых услуг увеличился до $57,2 млн. Согласно данным IT Park, чистый доход составил более 90% выручки или 2,158 трлн сумов.

Александр Молодцов, генеральный директор iFellow: «Орион – платформа, которая позволила нам и нашим клиентам существенно увеличить эффективность управления ИТ-командами, и, как следствие, сократить time to market и увеличить прибыль».


Правительство стимулирует рост ИТ-компаний, освобождая от таможенных пошлин оборудование, ПО, разные материалы для компаний в сфере ИКТ, а с прошлого года до 10% был снижен акцизный налог на услуги мобильной связи для операторов. Целый ряд льгот и преференций имеют резиденты IT Park Uzbekistan. Налоговые льготы сегодня действуют для операторов и провайдеров, которые развивают инфраструктуру в отдаленных поселениях, зонах отдыха, на туристических и транспортных маршрутах, а также создают инфраструктуру для бюджетных организаций на отдаленных территориях.

Технопарки и поддержка ИТ-образования

В 2019 году в Узбекистане появился ИТ-парк. Его основные задачи – образование, поддержка и развитие стартапов, участие в разработке профильного законодательства, создание собственной инфраструктуры. В различных городах страны созданы образовательные центры, ведется строительство ИТ-городка с бизнес-центрами, офисными и жилыми помещениями. Число резидентов IT Park на конец марта 2023 составило 1262 — более чем вдвое выше, чем было годом ранее. Из них только 69% зарегистрированы в столице, в то время как доля резидентов в регионах приблизилась к трети.

На экспорт работают 382 IT-компании из числа резидентов, в том числе 172 занимаются BPO. $300 млн, что втрое больше прошлогоднего показателя. 48% цифрового экспорта приходится на США, 15% составляет доля Великобритании, 10% — Сингапура, столько же обеспечили страны СНГ. На остальной мир пришлось в сумме 17%. Кроме того, 256 фирм предоставляют IT-образование. Существующие образовательные программы IT Park включают в себя бесплатные и платные курсы.

В ноябре 2019 года в Узбекистане запущена программа «Один миллион программистов» (One Million Uzbek Coders). Это аналог программы One Million Arab Coders (работает в ОАЭ с 2017 года). Программа реализуется при поддержке Министерства по развитию ИТ и коммуникаций Узбекистана в сотрудничестве с фондом Dubai Future Foundation. Ее участники проходят обучение по специальностям: Data Analysis, Android Programming, Full-Stack Development и Frontend Development. К 2023 году в программе зарегистрировались более 2,5 миллионов пользователей. Сертификаты об окончании получили более 1 миллиона 700 тысяч молодых людей.

Цифровая трансформация промышленности Узбекистана

В 2020 году президент Узбекистана Шавкат Мерзиеев обозначил цель полностью оцифровать все процессы в нефтегазовой, химической, металлургической и других отраслях промышленности. Для стимулирования цифровых изменений в Узбекистане созданы 19 свободных экономических зон и более 400 малых промышленных зон, на их инфраструктуру выделены 10 триллионов сумов. Для обеспечения промышленности сырьем втрое увеличены геологоразведочные работы, открыто более 600 новых месторождений.

Нефтегазовая отрасль

За последние 5 лет введены в эксплуатацию такие стратегические объекты как, Устюртский газохимический комплекс, Кандымский газоперерабатывающий комплекс и ряд других промышленных объектов. Также реализован крупный стратегический проект по глубокой переработке углеводородного сырья - в 2021 году запущен завод по производству синтетического жидкого топлива “Uzbekistan GTL”. В рамках проекта за счет ежегодной переработки 3,6 млрд м3 природного газа будет производиться 1,5 млн т высококачественного синтетического топлива, отвечающего требованиям "Евро-5".

Цифровые решения все глубже проникают в бизнес процессы нефтегазовых компаний, отрасль активно сотрудничает с ИТ-компаниями и создает собственные центры компетенций в этом направлении. Такой процесс – следствие новой технологической революции, так называемой «Индустрии 4.0», непосредственной частью которой является цифровизация промышленности. В нефтедобыче она предполагает развитие и внедрение решений по следующим ключевым технологическим направлениям:

  • Большие данные (BigData, включая искусственный интеллект и машинное обучение) — инструменты и методы организации, хранения, обработки, работы и осуществления вычислений с огромными массивами данных.

  • Промышленный интернет вещей (IoT) — система объединенных компьютерных сетей и подключенных физических объектов (вещей) со встроенными датчиками и ПО для сбора и обмена данными, с возможностью удаленного контроля и управления в автоматизированном режиме.

  • Роботы и дроны, помогающие автоматизировать процессы, выполнять опасные работы, а также проводить визуальное или «тактильное» исследование труднодоступных объектов, например, оборудования для подводной добычи.

  • Цифровые двойники — модель месторождения, скважины, оборудования или элементов инфраструктуры, которая позволяет тестировать и предсказывать эффекты применения тех или иных опций / решений, а также визуализировать полученные результаты в удобном для пользователя виде. Часто объединяется с инструментами дополненной реальности.

  • Умные материалы — класс различных по агрегатному состоянию материалов, которые сохраняют или приобретают заданные физико-химические характеристики при изменении внешних условий, вплоть до экстремальных.

  • 3D-печать, используемая в добыче для прототипирования проектов разработки и схем обустройства месторождения, а также для создания новых комплектующих для датчиков и контроллеров, насосов и прочего негабаритного оборудования.

  • Распределенный реестр (блокчейн) — это децентрализованное приложение общего пользования, которое позволяет вести учет и обеспечивает высокий уровень безопасности системы.

Горно-металлургический сектор

Узбекистан входит в число стран лидеров по запасам таких полезных ископаемых как золото, уран, газ, медь, калий, фосфаты и другие. Эта страна является одним из крупнейших в мире производителей золота, урана и газа. В рамках инвестиционной программы на 2023 год в Узбекистане реализуются проекты стоимостью более $3,5 млрд. Среди ведущих инвестиционных партнеров горнодобывающей отрасли Узбекистана канадская компания B2Gold, турецкие MTA и Calik Holding, работающие в сфере добычи золота, а также специализирующиеся на уране JOGMEC (Япония) и Orano Mining (Франция).

Рассмотрим востребованные направления цифровизации ГМК на примере АО «Алмалыкского ГМК», являющегося лидером по добыче золота в Узбекистане и крупнейшим производителем меди в Центральной Азии. В 2022 году комбинат разработал пятилетнюю дорожную карту цифровой трансформации. Ежегодно реализуя несколько десятков проектов, предприятие постепенно автоматизирует технологические и управленческие процессы. К 2023 году оцифрованы данные о минеральных ресурсах, внедрены электронный документооборот, электронные журналы, создаются BI дашборды ключевых бизнес-процессов. Система управления и контроля транспорта за год сэкономила 16,8 тысяч тонн дизельного топлива на 151 млрд сумов. Внедренная на медной обогатительной фабрике система «PI System» (Plant Information System) позволила вдвое увеличить скорость принятия решения и повысить эффективность производства на 5%.

Автомобилестроение

Согласно данным International Organization of Motor Vehicle Manufacturers Узбекистан занимает 28 место в мире по производству легковых и грузовых автомобилей, при этом за последний год страна увеличила объем производства на 38%. Узбекистанские автомобильные производственные предприятия GM Uzbekistan, Самаркандский автомобильный завод, MAN Auto-Uzbekistan, «GM powertrain Uzbekistan» объединяет холдинг UzAutoSanoat. С 2019 года холдинг ведет масштабный проект поэтапного перехода на ERP/CRM систему SAP.

Первым этапом стала интеграция SAP в систему продаж UzAuto Motors, что позволит сделать процесс более прозрачным и без влияния человеческого фактора. В 2019 году Университетский Альянс SAP и Туринский Политехнический университет в Ташкенте (ТТПУ) совместно начали реализовывать масштабную учебную программу для студентов и преподавателей вуза. Цель инициативы – подготовка квалифицированных кадров для участия в проектах цифровизации УзАвтоСаноат.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Узбекистана играет важную роль не только в диверсификации экспорта и укреплении макроэкономических показателей республики, но и в обеспечении необходимой продукцией других отраслей, и в удовлетворении жизненно важных потребностей граждан. В число потребителей продукции химической промышленности входят сельское хозяйство, мебельная, горнодобывающая, электронная и электротехническая, нефтегазовая, строительная, пищевая промышленность и другие.

В феврале 2021 года было принято постановление президента «О мерах по дальнейшему реформированию и финансовому оздоровлению предприятий химической промышленности, развитию производства химической продукции с высокой добавленной стоимостью». Документ определяет стратегические направления развития химической промышленности, в частности, предписывает внедрение современных систем программного обеспечения для управления предприятием, маркировки производимой продукции и систем ведения бухучета на основе международных стандартов финотчетности. Крупные предприятия уже занялись разработкой и внедрением ERP. 

Банки и финтех

В «Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020–2025 годы», подписанной Президентом 12 мая 2020 г., были определены такие приоритетные задачи, как создание необходимых условий для повсеместного внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, автоматизации бизнес-процессов коммерческих банков и расширения услуг дистанционного банковского обслуживания.

В процессе корпоративной трансформации коммерческих банков в области внедрения современных информационных и коммуникационных технологий планируется реализовать следующие меры:

  • расширение количества и охвата дистанционных банковских услуг, в т. ч. бесконтактных платежей;

  • широкое использование системы скоринга, дистанционной идентификации и кредитного конвейера;

  • усиление информационной безопасности банковской информации и систем;

  • широкое внедрение новых концепций и технологий в банковском секторе (финтек, цифровой банкинг).

На сегодня дистанционными банковскими услугами в Узбекистане пользуются 22 млн человек — это больше половины населения страны. С принятием Закона Республики Узбекистан «О платежах и платёжных системах» сервисная инфраструктура работающих в стране операторов платёжных систем резко увеличилась. Кроме того, зарегистрировано 28 платёжных организаций, специализирующихся на предоставлении цифровых финансовых услуг. С целью развития бесконтактных платежей создана розничная платёжная система HUMO, которая полностью соответствует международным стандартам, что, в свою очередь, сформировало конкурентную среду в области банковских карт. Доля онлайн-платежей в стране действительно быстро увеличивается — только в 2022 году через платежные сервисы прошло вдвое больше денег, чем годом ранее.


Внутренние проекты банков Узбекистана в 2022 - 2023 годах сфокусированы на повышении автоматизации процессов, построении BPM и CRM платформ для автоматизации продаж, развитии карточных продуктов, корпоративных хранилищ и BI-аналитики. Отдельно стоит упомянуть тренд на экосистемы и супераппы, работающий в обе стороны: банки расширяют предложение или, наоборот, встраиваются в существующие экосистемы, как это произошло с «Капиталбанком», вошедшим в холдинг Uzum.

Банковская сфера при поддержке государства и финтех-компаний является драйвером цифровизации сервисов и услуг. В то же время, развитие цифрового банкинга и финтеха в Узбекистане сдерживается не полностью адаптированным под современные реалии законодательством. Например, в законе классические и цифровые банки никак не разграничены — и тем, и другим требуется стандартная банковская лицензия. Несмотря на ограничения, отсутствие налоговых льгот и специальных преференций, такие финтех-продукты, как Click, Humans, PayMe уже догоняют крупные банки по числу клиентов и объему транзакций, но все еще зависят от провайдеров банковских услуг, поскольку не могут пока получить традиционную банковскую лицензию.

Ритейл


Основной тренд, который можно наблюдать сегодня в Узбекистане — переход от рынков к розничным сетям. Сегментом супермаркетов страны уже интересуются зарубежные игроки и инвесторы. Так, например, на рынок уже успели зайти крупные игроки: французские ритейлеры сеть Carrefour, SCHIEVER, казахстанский ритейлер Magnum Cash & Carry, российские сети Fix Price, Магнит, Светофор и другие. Также динамично развиваются и локальные игроки — Makro, Korzinka, Havas, Asia и Baraka Market. Бурное развитие торговых сетей приводит к потребности в продвинутых IT-решениях, ERP-системах, новых программ лояльности.

Рынок электронной коммерции в Узбекистане находится на стадии активного развития и роста. По данным агентства статистики, в 2022 году рынок электронной коммерции Узбекистана вырос почти вдвое и продолжает активный рост. Ожидается, что в 2023 году рынок e-commerce в Узбекистане вырастет еще на 40%, что в 3 раза превышает среднемировой уровень. Самые популярные категории в самом большом секторе электронной коммерции Узбекистана – B2C: товары для дома и электротовары, одежда и обувь, красота и здоровье, продукты питания и товары первой необходимости, книги. Переход большего числа офлайн продаж в онлайн — следующий тренд, который, скорее всего, ожидает Узбекистан.

Сельское хозяйство


В 2022 году на этот сектор пришлось 25% валового внутреннего продукта, 7% инвестиций, 6% экспортной выручки и 25% занятого населения, объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 1,1 миллиарда долларов США. 62% сельскохозяйственной продукции было произведено фермерами и приусадебными хозяйствами, 32% - фермерскими хозяйствами и 6% - сельскохозяйственными предприятиями.

Внедрение в стране кластерной системы производства сельскохозяйственной продукции создало основу для существенных положительных изменений в этой сфере за короткий период времени. В 2017 году в Узбекистане работали 2 сельскохозяйственных кластера, а в 2022 году их количество достигло 633. На сегодняшний день в стране насчитывается 134 хлопково-текстильных, 200 зерновых, 249 плодоовощных, 42 рисовых, 8 фармацевтических кластеров.

Узбекистан входит в пятерку мировых производителей хлопка (Китай, США, Индия, Пакистан, Узбекистан), большая часть которого идет на экспорт. Основными импортерами плодоовощной продукции Узбекистана являются Россия (44,4%), Казахстан (21 %), Китай (6,8%), Пакистан (6,4%), Кыргызстан (4,4%). Наибольшую долю в экспорте плодоовощной продукции занимают виноград (включая сушеный) – 21,2 %, персики – 9 %, томаты – 5,9 %, дыни и арбузы – 4,7 %, черешня – 4,4 %, капуста – 4,3 %, лук – 3,8 %. Государство стимулирует производство плодоовощной продукции, в том числе не типичной для Узбекистана, поскольку многие товары обладают большей рентабельностью при экспорте: ягоды, орехи, продукты здорового питания.

Несмотря на высокую значимость сельского хозяйства для экономики Узбекистана, цифровая трансформация этой отрасли находится в начальном состоянии: значительная доля сельскохозяйственной продукции производится фермерами и небольшими предпринимателями, не готовыми инвестировать в инновации. На сегодняшний день усилия государства сфокусированы на обеспечении фермерам доступа к электронным госуслугам и банкингу для получения агросубсидий и кредитов для ведения деятельности.

Крупный агробизнес Узбекистана следует мировым тенденциям и внедряет проекты на основе интернета вещей, датчиков, систем GPS, big data. Так, в «Узбекозиковкатхолдинг» создана специализированная компания «Беспилотные технологии» — использование беспилотников позволит наблюдать за посевами, распылением удобрений и средств от насекомых. На фермах Ташкентской области начали внедрять «интернет вещей» — метеостанции оснастили датчиками, которые прогнозируют количество осадков, температуру воздуха и почвы, уровень влажности воздуха, скорость и направление ветра.

Концепция цифровизации сельского хозяйства предусматривает также такие приоритетные направления, как идентификация культур в сфере управления земельными ресурсами, прогнозирование урожая, управление водными ресурсами и определение эффективности ирригации, управление финансовыми ресурсами агропромышленного комплекса.

Логистика


Узбекистан является одной из 2-х стран в мире, дважды удаленной от мирового океана, что существенно увеличивает транспортные издержки. Страны, не имеющие выхода к морю, терпят большие логистические издержки. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров. Поэтому Узбекистан стремится к участию в различных логистических проектах. На сегодня страна имеет железнодорожные проекты с Китаем, Индией, Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией, Азербайджаном, Пакистаном, Афганистаном, Туркменистаном, Таджикистаном.

Одна из ключевых задач цифровизации логистики состоит в облегчении транспортных и транзитных процедур с государствами-партнерами с помощью применения современных цифровых инструментов, таких как eTIR, ePermit и eCMR. В ноябре 2021 года состоялся запуск пилотного проекта «цифровой ТИР» между Узбекистаном и Казахстаном, а уже в марте данный проект был расширен с включением в него Кыргызстана. Организация впервые в мире вышла на реализацию в тестовом режиме проекта ePermit между Узбекистаном и Турцией, а на следующем этапе имеется договоренность по реализации данного проекта с Казахстаном.

Артур Мухамедшин, Директор СИТЕК Логистика: «Компания СИТЕК — не только официальный разработчик программного продукта  «1С:WMS. Логистика Управление складом», но также опытный интегратор (+150 проектов внедрения), четырежды победитель конкурса «1С:Проект года» в номинации «Лучший проект в предметной области» —  «Управления складской логистикой».

Строительство

Строительная индустрия является одной из ключевых отраслей экономики страны. По итогам 2022 года доля строительства в ВВП Узбекистана составила 6,7 % (в 2021 году – 6,6 %). Об устойчивом росте показателей отрасли свидетельствует рост объемов всех видов строительных работ. К примеру, за первое полугодие 2023 года по сравнению с тем же периодом 2022 года рост объемов составил 11,4 %. Наиболее высокий рост показывают крупнейшие города – Ташкент и Фергана. Для нужд строительной отрасли работают более 12 тысяч предприятий, производящих 180 видов стройматериалов. Как следует из сообщения пресс-службы O’zsanoatqurilish materiallari, в январе-июне 2023 года объем производства промышленной продукции составил 5 554,6 млрд сумов, или темп роста составил 106,2%.

С 2020 года в республике Узбекистан поэтапно внедряется национальная информационная система «Прозрачное строительство», которая позволяет формировать и развивать единую базу данных, а также обеспечивать межведомственный обмен. Уже разработаны и внедрены портал электронных государственных закупок в строительной отрасли, информационная система строительного контроля, информационная система «Экспертиза градостроительной документации», электронный рейтинг строительно-подрядных организаций, информационная система «Государственный городской кадастр Республики Узбекистан» и электронная площадка для строительства многоквартирных домов на долевой основе. Также к 2020 году приняты 626 международных стандартов производства качественных и безопасных строительных материалов.  

Еще один крупный цифровой проект Министерства строительства Узбекистана — с 2022 года власти разрабатывают концепцию умного города и создают цифровые двойники крупнейших населенных пунктов республики. Первыми “оцифровать” решили Нукус и Ташкент. Цифровые двойники городов позволяют собирать, моделировать, визуализировать, анализировать и прогнозировать информацию для более эффективного принятия решений в сфере строительства и ЖКХ.

Ключевым трендом в цифровых технологиях в строительной отрасли Узбекистана, как и в мире, являются BIM технологии (Building Information Modeling). BIM позволяет эффективнее планировать, проектировать, строить и эксплуатировать здания и объекты инфраструктуры благодаря 3D моделированию и комплексному анализу составляющих объекта строительства. В связи с активным развитием отрасли растет и потребность в цифровизации всех процессов внутри строительных компаний. Крупные девелоперы внедряют платформы для управления проектами и продажами (CRM, ERP).

Заключение

С момента начала масштабных реформ в 2017 году Узбекистан достиг значительного прогресса в изменении своей экономики и ее цифровизации, что привело к ускорению экономического роста. Комплекс принятых мер способствовал повышению конкурентоспособности национальной экономики, он привел к либерализации цен, повышению увеличению уровня прозрачности экономики и снизил барьеры, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и интернет сыграли ключевую роль в преобразовании экономических систем и общества, способствуя увеличению производительности труда и повышению эффективности экономики. Инновации, порождаемые в области ИКТ, обладают значительным потенциалом для создания новых точек роста и осуществления существенных социальных улучшений в стране.

Сегодня Узбекистан демонстрирует устойчивые темпы роста цифровой составляющей, что отражается в следующем:

  • Активная поддержка и заинтересованность государства в осуществлении цифровой трансформации через реформы, программы и инициативы.
  • Развитая цифровая инфраструктура с положительной динамикой показателей в последние несколько лет.
  • Устойчивый спрос на ИТ-специалистов, повышение доступности и востребованности ИТ-образования.
  • Рост числа людей, использующих цифровые технологии и Интернет, с высоким уровнем доступности интернета и мобильной связи по всей стране.
  • Расширение области применения цифровых достижений научно-технического прогресса.

Существуют также факторы, препятствующие массовой цифровизации предприятий в Узбекистане:

  • Необходимость в глубокой производственной оптимизации: автоматизация бизнес-процессов требует от компаний значительной переработки и предварительной оптимизации процессов, а также изменения сложившейся корпоративной культуры.
  • Ограниченные ресурсы у МСП: цифровой переход может быть особенно труден для малых и средних предприятий из-за ограниченности их финансовых и человеческих ресурсов по сравнению с крупными компаниями.
  • Необходимость участия квалифицированных специалистов: внедрение цифровых инструментов требует участия специалистов, обладающих как знаниями в предметной области, так и навыками в области информационных технологий.
  • Темп развития технологий и отставание нормативной базы: развитие цифровых технологий часто опережает разработку и применение соответствующих нормативных законов, что затрудняет их внедрение в бизнес-процессы.

Опыт внедрения цифровой экономики демонстрирует, что её воздействие на экономические процессы обширно и устойчиво, охватывая все сферы общества, государства и повседневной жизни населения.


8027

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.