PaaSсмотрим: как облачным провайдерам конкурировать сегодня?
На рынке услуг дата-центров и облачных провайдеров происходит коммодитизация: все предлагают клиентам примерно одно и то же. Новый виток конкуренции может и должен пройти по вектору PaaS, считает Станислав Братчиков, менеджер по продуктам компании Linx Cloud.
Большой расклад
По данным IDC, в 2022 году лидерство в глобальной выручке среди облачных сервисов принадлежало сегменту SaaS – $246,3 млрд (45,1% от общего объема рынка) с ростом в 18,4%. IaaS достиг уровня в $115,5 млрд, что на 26,2% больше. Рыночная доля при этом составила 21,2%.
В секторе PaaS доходы выросли на 32,1%, составив $92,6 млрд в 2022 году по сравнению с $70,1 млрд годом ранее, а рыночная доля поднялась с 15,8% до 17%.
В России – своя специфика: в 2022 году объем российского рынка облачных сервисов, по данным iKS-Consulting, увеличится до 86,6 миллиардов рублей, что на 42% больше по сравнению с предыдущим годом.
Основной вклад в этот объем у нас делает IaaS-сегмент – в диапазоне от 80 до 90% рынка. Аналитики ожидают, что в 2023 году рост будет наблюдаться по всем сегментам - IaaS, PaaS и SaaS - и составит более 40%.
Что касается PaaS в России, то по оценкам CNews, в 2021 году размер сегмента составлял всего около 4,1 миллиарда рублей. Это более чем в десять раз меньше, чем объем IaaS-сегмента.
Оценки аналитиков iKS оптимистичнее: они прогнозировали, что размер рынка PaaS в РФ в 2021 году составит 6,1 миллиардов рублей, а к 2024 году достигнет почти 11 миллиардов рублей. Прогноз не выглядит нереалистичным, особенно принимая во внимание определенные тренды рынка облаков.
Угрозы коммодитизации
Коммодитизация – это стандартизация продуктов и услуг с минимальными различиями между конкурентами. Явление формируется по мере того, как технологии становятся более доступными и понятными для большинства пользователей.
В случае с ЦОДами это выражается в стандартизации услуг по аренде пространства, стоимости электроэнергии и охлаждения. Большинство ЦОДов предлагают похожие услуги.
Возможности для дифференциации уменьшаются, и провайдеры ЦОД могут конкурировать только за счет цены или дополнительных сервисов, таких как управление инфраструктурой клиентов и продвинутая поддержка.
Для облачных провайдеров коммодитизация происходит в стандартизации предоставления вычислительных мощностей, ресурсов для хранения данных и сетевой составляющей. Как и в случае с ЦОДами, базовые услуги становятся идентичными. Цена и уровень обслуживания – теперь ключевые факторы выбора у клиентов.
Коммодитизация может иметь ряд негативных последствий для рынка. Когда услуги становятся стандартными и легко заменяемыми, конкуренция неизбежно приводит к снижению цен и уменьшению прибыли провайдеров. С меньшей прибылью у компаний меньше средств и стимулов для инвестирования в исследования и разработки.
Это может замедлить темп внедрения инноваций – дорогостоящих технологий, которые могут приносить долгосрочные преимущества. Также в погоне за снижением стоимости услуг и удержанием клиентов провайдеры могут жертвовать качеством. Например, сокращая расходы на поддержку или безопасность.
Стратегии противодействия: вектор PaaS
Чтобы избежать коммодитизации, многие провайдеры стараются вводить дополнительные услуги и функции.
ЦОДы могут предлагать расширенные услуги управления и поддержки или специализированные решения для конкретных отраслей или регуляторных требований. В облачных сервисах это специализированные решения для аналитики больших данных, машинного обучения, интернета вещей и других высокотехнологичных областей.
Выделить в этом плане следует Platform as a Service (PaaS) – «Платформа как услуга», которая начинает играть существенную роль в дифференциации облачных провайдеров и борьбе с коммодитизацией.
PaaS – это высокоуровневая платформа и набор инструментов для разработки, тестирования, развертывания и управления приложениями, устраняющая необходимость управления базовой инфраструктурой и позволяющая фокусироваться на коде и функциональности.
Какие плюсы
С помощью PaaS облачные провайдеры могут предложить рынку уникальные функции: интегрированные среды для разработки, автоматическое масштабирование, поддержка различных языков программирования и фреймворков, а также сложные инструменты для мониторинга и аналитики.
PaaS может существенно сократить время и затраты на разработку приложений, так как разработчики не тратят время на установку и настройку базовых служб, таких как серверы, базы данных или средства для разработки.
Использование PaaS может увеличить лояльность клиентов, так как переход на другую платформу или обратно к управлению собственной инфраструктурой может быть сложным и затратным. Это создает дополнительные барьеры для переключения между разными провайдерами и помогает удерживать клиентов.
PaaS также способствует инновациям, предоставляя разработчикам платформу для экспериментов с новыми идеями без значительных капитальных затрат. Кроме того, наличие богатой экосистемы вокруг платформы может привлекать дополнительных клиентов, ищущих специализированные решения для своих бизнес-задач.
Кто сделает это
Такие реверансы в сторону PaaS вовсе не означают, что время IaaS/SaaS в качестве доминирующих облачных сервисов проходит. Однако явный рост конкуренции через нишевые цифровые продукты заставляет PaaS-направление расти и расширяться.
Бизнес все больше заинтересован получать платформенные сервисы под свою специфику с вменяемыми временными и финансовыми затратами за счет экспертизы облачных провайдеров.
Провайдеры смогут выдавать нужный продукт через погружение в отраслевые реалии клиента в рамках совместных проектов. Далее из таких проектов могут вырастать отраслевые продукты с перспективой коммерциализации и выводом в общее использование.
При этом сегодня идеальные условия на рынке для взлета подобных решений на фоне ухода западных провайдеров и появления стратегического интереса государства к ИТ.
Фаза разработки PaaS-проекта в тандеме «провайдер-клиент» занимает около 1 года, еще порядка 6 месяцев может уйти на перевод решения в формат продукта.
Заниматься развитием PaaS в равной степени успешности могут как гиперскейлеры, так и нишевые облачные игроки – была бы цель, воля руководства и компетенции команды.
Небольшие провайдеры дают большую гибкость и скорость разработки, возможность работать с хорошими объемами данных в безопасном ключе через кастомные ИБ-решения. Гиперскейлеры берут масштабом доступных вычислительных и кадровых ресурсов, запасом инфраструктурной прочности и скоростью масштабирования.
Сотрудничество между бизнесом, гиперскейлерами и небольшими нишевыми облачными провайдерами в разработке PaaS-продуктов имеет большой потенциал. Гиперскейлеры могут расширить экосистему и применить техническую экспертизу для создания масштабируемых решений.
Небольшие провайдеры, в свою очередь, могут внести в конечный продукт специализированные отраслевые нюансы и инновационные решения.
А бизнес даст точное понимание потребностей конечных пользователей и предложит существующие коммерческие каналы для продвижения новых продуктов.
Совместная работа с трех сторон может ускорить выход новых продуктов на рынок, создать более комплексные и целевые решения для клиентов, распределить риски и инвестиции, делая проекты более устойчивыми. Такое партнерство может значительно улучшить конкурентоспособность и стимулировать инновации.
А выиграет весь рынок.