RPA-технологии в РФ: миграция и потребности

«Особенности RPA-технологии в РФ» – этот виртуальный круглый стол портала Global CIO стоит посмотреть, если нужны факты и практика применения RPA в крупных российских компаниях. Детально обсуждались три темы: миграция с RPA-платформ международных вендоров на отечественные решения, тренды развития RPA-инструментария, перспективы выхода российских вендоров RPA на мировой рынок.

В дискуссии приняли участие Антон Мишин, руководитель департамента ИТ-архитектуры, ГК «Т ПЛЮС», Виктор Татушин, руководитель направления роботизации, «Норникель», Кирилл Серов, CTO, PIX Robotics и Сергей Вотяков, основатель Академии RPA-разработчиков RPA2.ru, председатель Кластера RPA(РАЭК) в качестве модератора.

Практика импортозамещения

Мнение Антона Мишина основано на работе с RPA c 2015 года, включая развертывание в компании корпоративной платформы RPA и встраивании программных роботов во все процессы корпоративной автоматизации. «Еще несколько лет назад иностранные решения RPA были дешевле, шире по функционалу, удобнее. Но и тогда приходилось ждать многие патчи, то есть решения были еще недостаточно зрелые для корпоративного уровня. Однако уже в 2022 году был виден значительный прогресс и набор функциональности. Мы получили ценный опыт с иностранными RPA и хотим принести этот опыт в российские разработки», – говорит Мишин.

Основным недостатком российских разработок Антон Мишин считает отсутствие нужного функционала. Не меньшая проблема в том, что решения не соответствуют уровню зрелости, необходимого корпорациям, включая требования ИБ, возможности мониторинга, поддержки, надежность. Сами российские вендоры – небольшие компании со скромным оборотом, возникают вопросы об их устойчивости на рынке. И, конечно, очень важна цена: «При миграции на российскую платформу у нас стоимость RPA-решения выросла в три раза», – сообщил Антон Мишин. Плюсом российских поставщиков он считает их готовность быстро реагировать на запросы клиентов и оперативно исправлять ошибки. Вариантов сохранить иностранные решения у компании нет: требование использовать российское ПО для нее определено законом.

В «Норникеле» тоже применялась RPA-платформа иностранного вендора UiPath. Рассказывает Виктор Татушин: «Были и сложности, и проблемы, в том числе с 1С. К концу 2021 года нам был совершенно понятен инструмент, функциональность полностью устраивала, только вендор не очень быстро исправлял ошибки. Уже существовало мощное сообщество пользователей. Многие проблемы мы решали, просто обратившись на форум, была отличная команда российского представительства. Мы планомерно меняли свою ИТ – архитектуру под RPA. Были очень большие планы в этом направлении. Разработка самих роботов к этому моменту уже не вызывала никаких вопросов».

В 2022 году был составлен лонг-лист российских RPA-решений из десяти вендоров, в шорт-лист вошли три. С ними «Норникель» начал проводить пилоты и тесты. Виктор Татушкин: «У нас более 150 важных критериев. Качество коммуникации было одним из главных. Как все понимают, уровень российских решений существенно ниже зарубежных, но развиваются наши очень быстро. Через несколько месяцев мы решили прекратить пилотирование, потому что все три вендора очень быстро наращивали функциональность. В итоге выбирали по качеству коммуникаций и управления командой и с PIX Robotics не ошиблись».

Татушкин отмечает, что «функциональность нам делали по первому требованию и очень много, потому что мы – большой клиент, включая подстройку под большее число ОС и баз данных». Минусами российских решений он тоже считает недостаток функционала, и «архитектурно многое не оптимизировано». Компания провела полномасштабный аудит решений с точки зрения ИБ, и найденные недочеты тоже надо устранять.

«Должно быть удобно загружать свои библиотеки, тут пока так не получается», – говорит Виктор Татушкин, и продолжает: «Отказоустойчивость – в этом проблема. Из 110 роботов мы уже смигрировали 70, 20 из них – уже в продуктиве, завершить миграцию планируем к маю. Принципиальных проблем нет, около десяти новых роботов разрабатываем уже на PIX. Наша разработка пока переучивается. Сами роботы пока работают быстрей на 20% по сравнению с прежними. Плюс есть «из коробки» взаимодействие с 1С и «Мой офис», на Linux и PostgreSQL ПО тоже сразу работает».

«В начале 2022 года у нас в компании было 16 человек, сейчас больше сотни», – рассказал Кирилл Серов. Продукт существует с 2016 года, но, конечно, прошлый год стал переломным и принес множество вызовов, прежде всего перестройку всех процессов. «Адаптация команды очень болезненная. Совсем другой темп жизни. Сообщества мы только строим. Самый большой вызов – удовлетворить клиентов. Они уже имеют опыт работы с продуктами зарубежных вендоров. До 2022 года наше ПО использовали те, у кого не было такого опыта, только те компании, кому законодательно было запрещено применять западный софт. Теперь нам надо сделать за год то, что международные вендоры сделали за 10 лет». Кирилл Серов поблагодарил всех клиентов PIX Robotics:

«Крупные компании и сильные профессионалы, спасибо им за продвижение продукта. Научили нас, что к чему».

Тренды и планы

На мировом рынке RPA есть явный тренд на экосистемы крупнейших вендоров, прежде всего Майкрософт, Оракл и проч. Кирилл Серов отметил: «Решения RPA работают со стеками продуктов, которые применяют корпорации». Раньше российским вендорам RPA было сложно и дорого следовать этому тренду, а теперь это можно и нужно делать: двигаться к экосистемам. «Мы делаем это. Это и наша стратегическая цель», – подчеркнул Серов.

Другой российский тренд, по его мнению, совместимость с   Linux. Отказоустойчивость – еще одно направление развития. «На Западе это работает на технологиях Microsoft, а нам надо построить отказоустойчивость на чем-то другом, на Linux и PostgreSQL например, а это тоже непросто», – отмечает Кирилл Серов. Он уверен, что самый важный тренд – системный подход к внедрению RPA, связывание продуктов.

Говоря о трендах, Виктор Татушкин подчеркнул: «Самое необходимое – полноценная интеграция с корпоративной процессной моделью. Хотелось бы максимально использовать готовых роботов «из коробки» для стандартных процессов». Он так же упомянул, что нужна аналитика, прозрачность для бизнес-руководителей: вот конкретный процесс, вот он так автоматизирован, вот какие в него были внесены изменения. «Мы будем подключать все больше пользователей, заниматься сквозной роботизацией, поэтому нам нужны инструменты работы с процессной корпоративной моделью, возможность видеть всех роботов и управлять ими».

Антон Мишин напомнил, что зрелость всей экосистемы не приходит мгновенно. Его пожелания тоже в основном связаны с масштабированием, с корпоративными требованиями: «Хотелось бы видеть законченный процесс создания RPA от заявки до оценки отклика от внедрения». Автоматический поиск процесса и оценка эффекта от его автоматизации, как это сделано в ряде западных продуктов, – это очень ценно. «Хочется целостного покрытия, причем масштаб очень важен: нам нужен контроль каждой машины, каждого сервиса», – считает Мишин.

Примечательная оценка: Антон Мишин сообщил: «В «Т ПЛЮС» в некоторых проектах RPA обходится на порядок дороже автоматизации из-за необходимости удовлетворять корпоративным требованиям по безопасности, надежности, и прочим. Поэтому мы решили, что не будем требовать от программных роботов тех же уровней надежности, что и от традиционных корпоративных приложений. Используем их для проверки гипотез, пилотов. Для меня как для архитектора RPA – связующее звено технологического стека».

«В ведущих мировых платформах, как Oracle, SAP, IBM, RPA нашло свое место как стандартное, «из коробки» средство автоматизации некоторых бизнес-процессов, – отмечает Мишин и подчеркивает: «Так же хотим действовать и мы. Для роботов нужно найти определенную нишу. Нам они нужны прежде всего для экономического эффекта, это средство повышения эффективности».

Виктор Татушин считает: «Многие российские компании только-только стали узнавать про RPA, причем фокус 2022 года был смещен с развития на миграцию. Видимо дальше тоже так будет, пока клиенты будут заменять системное ПО и middleware, и это не может не сказаться на развитии рынка».

Интересной была и дискуссия о налоговых льготах для тех, кто использует RPA. Сергей Вотяков и руководимый им Кластер RPA (РАЭК) активно работают над тем, чтобы эти льготы стали реальностью.

Говоря о продвижении продуктов PIX Robotics, Кирилл Серов был очень оптимистичен: именно глобальный рынок он видит стратегической целью компании.

Членам сообщества Global CIO Сергей Вотяков дал приятное обещание: дать бесплатный доступ к базе данных резюме слушателей Академии RPA-разработчиков RPA2.ru, чтобы выбирать нужных сотрудников.

Полное видеовыступление:

675

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.