Как лидеры цифровой трансформации CPG-компаний управляют бэклогом проектов

Игорь Сергеев, руководитель практики Цифровизация RTM, GROTEM

Рынок CPG стремительно развивается, и для того, чтобы быть на пике текущих изменений и оставаться в авангарде, диджитал-лидеры отрасли ежедневно поддерживают баланс между инновациями и технологиями, которые необходимы бизнесу на базовом уровне.

С одной стороны, они решают вопросы, связанные с оптимизацией текущих процессов: работа с данными и их качеством, оцифровка процессов, переход на модель Data-Driven, импортозамещение и т.д. Регулярные процессы постоянно претерпевают изменения, и речь идет как об элементарном поддержании их бесперебойной работы, так и о поиске возможностей для повышения прибыли и сокращения расходов.

С другой стороны, CDTO отрасли находятся в непрерывном поиске идей, направленных на развитие, в поиске новых решений, коробочных либо кастомных, которые позволили бы максимально быстро оценить эффект для бизнеса и понять экономическую целесообразность их внедрения. CDTO сталкиваются с ситуациями, когда нужных решений нет на рынке либо технология уникальна и требует кастомизации под специфику конкретного бизнеса. И реализация такого рода инициатив также требует организацию перестройки текущей IT-инфраструктуры, чтобы этот процесс качественно поддержать.

В конечном итоге оба направления работы подразумевают наполнение и управление бэклогом инициатив. В мае в рамках проекта CPG Leaders Community прошла закрытая встреча с участием крупнейших компаний отрасли. В формате открытого диалога диджитал-лидеры обсудили тему работы с единым бэклогом проектов, в который входят как задачи по оптимизации текущих процессов, так и реализация новых идей и гипотез, требующих проверки.

В данном материале мы предоставим агрегирующую информацию по итогам проведенной встречи. Расскажем, как диджитал-лидеры компаний «Черкизово», «Всеинструменты.ру», «Алиди» и других крупных CPG-компаний работают с текущим бэклогом проектов, а именно с этапом поиска и скоринга идей.

Методология работы с этапом сбора идей - результаты воркшопа

Можно выделить 4 основных способа работы с инициативами.

Первый способ – инициативы в бэклог спускаются сверху с головной организации.

Второй способ – внутри компании создаются так называемые «банки идей». Любой сотрудник компании, который видит пространство для улучшений, может предложить свою идею. Затем выделенная команда внутри компании изучает предложение идеи и начинает «разгон» внутри организации.

Третий способ – инициативы предоставляются внешними подрядчиками. С экономическими эффектами и конкретными кейсами, где уже была внедрена либо протестирована данная идея. То есть в этом случае инициативы заносятся извне.

Четвертый способ – бэклог наполняется, отталкиваясь от целей компании. Внутри компаний проходят стратегические сессии, на которых определяются верхнеуровневые цели компании. Например, занять конкретную долю рынка, увеличить выручку, снизить затраты на обслуживание точки и т.д. К поставленной цели привязываются конкретные финансовые результаты. То есть основная цель становится вехой, по которой все последующие подразделения компании формируют свои задачи для работы на протяжении определенного периода. После этого проводится воркшоп с участием бизнес-руководителей. Основная задача такого воркшопа – подготовить идеи, призванные привести компанию к намеченным целям. На этом этапе нет глубокого экономического расчета, задача – сгенерировать идеи и гипотезы. Далее многие компании идут в формирование среднеуровневой оценки по рынку, и в этот процесс уже могут быть включены специалисты из IT и других областей, чтобы сделать расчет более точным и обозначить возможные финансовые рамки.

Если резюмировать, в рамках четвертого способа можно выделить несколько шагов:

  1. Работа со стратегической целью компании.
  2. Формирование инициатив. Здесь же могут привлекаться и третьи компании.
  3. Проведение стратегической сессии по защите гипотез.
  4. Проработка «паспорта» идеи, включающего: описание идеи и решаемой задачи, данные по анализу спроса, ответственные за реализацию, перечень технологических решений, которые могут закрыть задачи. Также очерчиваются рамки по времени, рассчитывается ожидаемый экономический эффект и потенциальный результат, который может получить компания. Прописываются KPI.
  5. Скоринг и принятие решений по продукту. Принимать решение по внедрению инициативы может как СЕО, так и другие топ-менеджеры, отвечающие за стратегическое направление компании.

Таким образом, инициатива проходит все этапы от момента ее рождения до утверждения и старта в проработку.

Резюме модератора Игоря Сергеева, руководителя практики Цифровизация CPG GROTEM:
При всем разнообразии подходов разных компаний к работе с бэклогом инициатив для меня самым интересным оказалось то, как может трансформироваться этот подход при росте уровня управленческой зрелости компании. Если на начальных уровнях основными источниками и заказчиками инициатив в большей мере выступают руководители отдельных функций (продажи, логистика, производство и т.д.) и дальнейшее разворачивание инициатив идет по классическому водопаду (а Stage Gate - это классический водопад), то некоторые компании в России уже переходят к более гибким методам управления. Идет выделение внутренних Product Owners, которые отвечают за развитие ИТ-ландшафта в крупных кросс-доменах, например, Дистрибуция (трейд маркетинг, продажи, логистика и т.д.). И для этого кросс-домена Product Owner занимается развитием ИТ-ландшафта с использованием продуктового подхода, глубокой кастомной разработки в формате честного Agile (а не Waterfall, мимикрирующий под Scrum), проверки гипотез с использованием HADI.

Нас очень радует, что даже в текущих условиях идет тенденция на внедрение инновационных методик управления не только бизнесом, но и мета-процессами повышения эффективности бизнеса.

Подводя итог

Совместное погружение компаний CPG-рынка в этапы генерации и скоринга идей показало, что с точки зрения классических методологий у всех компаний есть похожая структура процессов, но внутри они запускаются по-разному. Подобный обмен опытом позволяет компаниям смотреть на картину шире, открывает доступ к новым практикам, уже подтвердившим свою эффективность у коллег по отрасли. Разбор последующих этапов работы с бэклогом - в дальнейших планах CPG Leaders Community.

7164

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.