Тренды ИТ 2023 на международной арене

2022 год полностью изменил ландшафт российского ИТ-рынка. Главное слово года – «импортозамещение», и ни одна компания в России, ни одна индустрия не смогла обойти его стороной за последние 10 месяцев. Ключевой фокус на отечественные программные продукты и аппаратные средства, беспрецедентные меры поддержки со стороны государства и, прежде всего, Минцифры, а также создание новых юридических компаний локальным менеджментом бывших международных представительств – вот тенденции, которые определяли рынок, где привыкли работать российские ИТ-поставщики, и о чём писали целый год все СМИ.

Тем не менее, мир вокруг нас продолжает существовать. На международной арене развиваются новые технологии, которые могут не оказывать на нас влияние сейчас, но обязательно окажут в ближайшем будущем. Делимся с вами трендами. О них, возможно, вам еще никто не рассказывал, но нам их не избежать.

Метавселенная (Metaverse)

Даже если вы думаете, что метавселенная — это маркетинговая фишка и пользы в ней никакой нет, вам придется смириться с тем, что она приносит деньги.

Общая виртуальная 3D-среда, метавселенная, позволяет вам делать все то, что вы можете (или не можете) делать в реальной жизни и, прежде всего, совершать покупки. Все аналитики единодушны во мнении, что в 2023 году именно метавселенные изменят пользовательский опыт. При этом для настоящего иммерсивного опыта компании будут использовать в метавселенных все передовые технологии - AR/VR, AI/ML, Интернет вещей и блокчейн, цифровую валюту и NFT.

Возможно сейчас это трудно представить, но предполагается, что в метавселенной мы будем симулировать сценарии из реальной жизни – арендовать и покупать виртуальную недвижимость, пользоваться виртуальной железной дорогой, водить машины, покупать рекламные места на автотрассах и путешествовать. Тоже виртуально.

В качестве примера аналитики приводят индустрию компьютерных игр. Уже в прошлом году 25% всех пользователей игр в США «посетили», как минимум, одно онлайн-мероприятие, которое проводилось внутри игры. Например, концерты Арианы Гранде и Чарли Пута собрали миллионы игроков. 82% игроков, которые приняли участие в этих мероприятиях, еще и совершали покупки – либо в виртуальном пространстве, либо офлайн. Gucci продала виртуальную сумочку в игре Roblox за 800 долларов США – дороже, чем в реальности. Это означает, что люди готовы покупать дороже вещи в метамире, так как это кажется модным.

Аналитики сходятся в одном - 25% потребителей будут проводить минимум час в метавселенной каждый день к 2026 году, а у трети всех компаний на рынке будут готовы специальные предложения для этого нового мира.

Суперприложения (Superapps)

Суперприложения – это очень удобная вещь и, похоже, что в следующем году она станет актуальной как в корпоративном мире, так и для личного пользования. Например, Gartner прогнозирует, что к 2027 году 50% населения Земли будет ежедневно использовать суперприложения.

Superapp совмещает в себе функциональность приложения, платформы и экосистемы. В ней есть свой набор характеристик, а также среда, которая позволяет сторонним разработчикам создавать и публиковать в нем собственные мини-приложения.

Суперприложение можно интегрировать с другими информационными системами и аккаунтами пользователя (например, с информацией о банковских картах) и оплачивать любые транзакции. Представьте себе приложение, которое утром рассказывает вам о новостях, проверяет, как вы себя чувствуете, покупает продукты на ужин, заказывает билеты, выбирает фильм для вечернего просмотра, отчитывается о вашем балансе в банке и напоминает о важных встречах.

Подобные приложения уже есть. К примеру, несколько лет назад китайский мессенджер WeChat перешагнул границы обычной функциональности для обмена сообщениями. Сейчас WeChat в Китае – это возможность сделать почти все. Среди его функций программы для любых покупок, умного дома, вызова такси и онлайн-приемных государственных органов, облачный офисный пакет, RDP-клиент и даже возможность завести в WeChat полноценное удостоверение личности. Кроме того, в нем работает приложение на JavaScript, использующее весь его инструментарий и подгружающее данные в формате веб-страниц с указанных источников.

Но это все, что касается использования Superapps в частной жизни. Но несмотря на то, что сейчас суперприложения в основной своей массе мобильные, они будут активно использоваться и на компьютерах. Аналитики приводят в качестве примера Microsoft Teams и Slack. Они уже консолидируют и заменяют многочисленные приложения. Так что следующий год должен принести новости о том, как подобная концепция распространяется на корпоративную жизнь.

Искусственный интеллект: адаптивный и генеративный

Про искусственный интеллект (AI) так много говорят последние годы, что мы даже не хотели включать его в список тенденций на следующий год. Однако каждая технология развивается, в том числе и artificial intelligence. В 2023 году следует ждать новые возможности решений на базе ИИ.

В первую очередь речь будет идти об адаптивных системах на базе искусственного интеллекта. Их цель - постоянно тренировать модели и обучаться, используя поступающие данные для адаптации к изменениям в условиях реального времени. То есть обогащая модель тем, что невозможно было предусмотреть и использовать во время первичной разработки. Модели собирают обратную связь и учатся, и учатся. Это позволяет применять ИИ в областях, где требуется быстро реагировать на изменения рыночной среды или целей компании.

Второй вид ИИ - генеративный AI - покажет потрясающие результаты в 2023 году. Классические алгоритмы машинного обучения обучаются только на примерах существующих данных, которые они обрабатывают. Они не могут независимо от человека создавать новые виды данных. Соответственно, они полностью зависят от человеческого фактора – что в них вложили, то они и обработали. В отличие от них генеративный AI использует нейросеть для создания нового – текста, изображений и видео. Генеративный AI может повлиять на все аспекты нашей жизни - от архитектуры и здравоохранения до искусства, музыки и дизайна.

Растущий объем использования генеративного AI – настоящая радость для маркетологов. Контент, дизайн, креатив – все это занимает много времени у специалистов по маркетингу. Генеративный AI быстрее нас создает тексты, графику, аудиофайлы и изображения. Это особенно востребовано в рекламе онлайн, когда в зависимости от поведения пользователя надо быстро воспроизвести рекламное сообщение на сайте или в мобильном приложении. Персонализированные баннеры, видео и аудио – все это будет преследовать нас еще активнее и без помощи маркетологов. А такие модели, как DALL-E или ChatGPT, помогут.

Увольнения и недостаток ресурсов

Любопытное противоречие в этом тренде, вы не находите? В то время, как почти все технологические компании проводят массовые увольнения и уже 100 тысяч сотрудников оказались без работы, аналитики и сами компании оценивают нехватку персонала. По мнению Института Корн Ферри, к 2030 году в ИТ-индустрии будет не хватать 4,3 миллиона специалистов – а это минус 8,5 триллионов долларов США в финансовых результатах ИТ-компаний.

Уже в следующем году 65% компаний не смогут полностью реализовать свои планы в области ИТ, так как не смогут нанять нужных экспертов. Каков же выход из складывающейся ситуации? Необходимо инвестировать в обучение сотрудников, готовить молодых специалистов и укреплять корпоративную культуру, которая поспособствует тому, чтобы именно в вашей компании работали лучшие.

В конце концов, по прогнозам к 2024 году корпоративные решения для совместной работы и общей информационной среды с полным погружением должны сделать присутствие сотрудников в офисе абсолютно бессмысленным. А это комфортные условия для работы для персонала и плюс для работодателя.

Доверие к информационной безопасности

Количество угроз безопасности будет только расти и то, что безопасность - это наше все, никто не отрицает. Однако следующий год поставит перед компаниями важные вопросы, связанные с доверием к тем системам, которые предотвращают атаки. Важно это хотя бы потому, что начнутся атаки на системы Интернета вещей, связанных со здравоохранением (IoMT, Internet of Medical Things). Ведь вам не хочется, чтобы данные из фитнес-трекера на вашей руке украли?

Так как атаки направлены теперь не только на корпоративные информационные системы, а на весь спектр технологических решений и приложений, которые используют компании и частные лица, появится необходимость использовать целое портфолио продуктов для обеспечения кибербезопасности по всем фронтам. Или же искать единую платформу, закрывающую эти задачи. Пока ситуация больше похожа на зоопарк – в недавнем опросе для Gartner 78% директоров по безопасности признались, что используют 16 или более инструментов кибербезопасности.

Дополнительные вопросы к таким системам ставит и использование ИИ. Во множестве компаний, как минимум, один раз случался инцидент, связанный с нарушением AI конфиденциальности или других вопросов из области info security. Так как прогнозируется, что к концу 2023 году законы об охране персональных данных будут касаться 75% населения Земли, значение безопасности и нашего доверия к инструментам защиты трудно переоценить.

Охрана окружающей среды

Самый банальный и, наверно, скучный тренд. Вы можете подумать, зачем он здесь? Однако стремление человечества думать о будущем Земли приведет к тому, что уже в следующем году возникнет сразу несколько новых направлений развития ИТ-решений. И компании, и частные лица хотят знать, как они способствуют ухудшению условий жизни на планете. Для этого будут разрабатываться специализированные решения, позволяющие подсчитывать углеродный след и предлагать рекомендации для его уменьшения.

По мнению аналитиков, к 2027 году появятся мобильные приложения, которые в режиме реального времени будут подсчитывать углеродный след пользователя. А к 2024-му разработают международный стандарт для подсчета углеродных выбросов от облачных услуг.

Будущее принесет немало. Будет ли оно позитивным, похоже, решать нам.

12477

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.