Сергей Ложкин, PIX Robotics: «Мы готовы возглавить рынок импортозамещенных решений RPA»
Программные роботы (RPA) – важный компонент автоматизации бизнес-процессов, повышающий их эффективность и устраняющий «человеческий фактор» при решении типовых и рутинных задач. На фоне ухода с российского рынка нескольких зарубежных вендоров RPA перед многими российскими компаниями и организациями госсектора встала необходимость оперативного перехода на отечественную платформу роботизации. Сооснователь и генеральный директор PIX Robotics Сергей Ложкин рассказывает о том, какие критерии предъявляются заказчиками к российской RPA-платформе и насколько сложно заместить импортных роботов отечественными.
Сергей, представьте, пожалуйста, читателям компанию PIX Robotics: как давно она на рынке, насколько успешно развивается и как позиционирует себя?
– Компания PIX Robotics была основана в 2018 году. Поначалу мы разрабатывали свое ПО, вдохновляясь лучшими западными решениями по роботизации – такими, как Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism. Хорошо изучив этот софт, мы реализовали в своем продукте всю необходимую базовую функциональность для роботизации, а накопив опыт работы с российскими заказчиками – добавили в PIX многие функции, которых не хватало в зарубежных системах. Сегодня PIX является ведущей российской платформой роботизации для Enterprise-заказчиков и госструктур. Это low-code платформа, то есть решение, для работы с которым не требуется глубокого знания программирования.
В компании PIX Robotics работает более 30 человек, которые отвечают за разработку и продвижение продукта. Внедрением системы у клиентов занимаются наши партнеры-крупные системные интеграторы, имеющие в штате в общей сложности более 200 сертифицированных по продуктам PIX специалистов. На сегодняшний день это уже более 15 компаний с «серебряным» и «золотым» партнерским статусом: «Первый Бит», GMCS, NFP, IBS, 7RedLines, GlowByte, SUPRAN, «Т1 Интеграция», iFellow, Cryptora, «ГазИнтех», «ОТР» «Интеллектуальные продукты и системы», «РДТЕХ» и другие (https://pixrpa.ru/partners).
PIX Robotics является резидентом Инновационного центра «Сколково». Наши продукты входят в реестр отечественного ПО Минцифры и полностью соответствуют требованиям законодательства к российскому программному продукту, в том числе с точки зрения информационной безопасности. Во многом благодаря этому платформу PIX выбрали для внедрения во многих финансовых организациях, предприятиях ВПК, госструктурах.
Насколько в целом тема роботизации бизнес-процессов популярна сегодня в России?
– Я занимаюсь технологиями роботизации с 2016 года: это было время первых пилотных проектов. Однако уже к 2018-19 годам большинство крупных компаний в России так или иначе использовали различные платформы RPA. 2020-21 годы стали периодом масштабирования проектов RPA, на тот момент в основном на западных платформах. Отечественным решениям, по нашей оценке, к концу 2021 года отводилось всего около 10% российского рынка.
Сегодня на первый план вышла тематика импортозамещения. Беспокойство пользователей импортных RPA-платформ возрастает в связи с тем, что многие из западных вендоров приостановили продажи и поддержку своих решений в России. Многие компании рассматривают срочный переход на российские платформы. Так, за последний месяц более десяти организаций крупного бизнеса – банки, ритейл, логистика, производство – приняли решение о внедрении PIX, еще более пятидесяти компаний находятся на стадии выбора российской платформы. Это первый тип наших заказчиков: компании с высокой степенью зрелости в области RPA. Они уже давно планомерно развивают у себя роботизацию, постепенно выявляя всё новые и новые процессы, которые можно автоматизировать, приобретая новых роботов и расширяя собственные центры компетенций. В таких компаниях не надо объяснять, что такое роботизация – они просто следуют обновленной стратегии цифровой трансформации с акцентом на импортозамещение, переходят на российское ПО. Для них этот переход скорее технический.
Другой спектр запросов исходит от компаний, которые только пробуют возможности RPA. Им тоже важны проекты цифровизации, автоматизации, повышения эффективности бизнес-процессов, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Для них мы подготовили «Тепловую карту процессов», которую можно скачать на нашем сайте: в ней описаны базовые процессы, блоки, которые обычно роботизируются в первую очередь. Для этих блоков характерны такие признаки, как рутинность, алгоритмизируемость, массовость. Когда несколько людей занимаются одним и тем же стандартным делом – например, выверяют банковские выписки или работают с закупками, – роботы очень хорошо вписываются в этот процесс, оставляя человеку только обработку отклонений от стандарта и контроль за исполнением.
В целом мы ожидаем, что около 60% компаний, которые сегодня рассматривают различные отечественные решения RPA, до конца года остановят свой выбор на платформе PIX. Есть несколько оснований для таких амбициозных прогнозов. Платформа PIX на 100% покрывает функциональность известных зарубежных платформ и позволяет компаниям безболезненно переходить на российское ПО. Кроме того, мы разработали методологию по такому переходу и обучили ей специалистов наших партнеров. Большое значение мы уделяем не только совершенствованию продукта, но и комьюнити, которое создается вокруг него.
Какие недостатки есть в решениях RPA зарубежных вендоров и как они решаются у на платформе PIX?
– По сравнению с зарубежными платформами у платформы PIX есть несколько преимуществ. В первую очередь, это наличие мастер-оркестратора – решения, которое содержит BPM-движок и на котором мы используем роботов как микросервисы. Таким образом мы можем разрабатывать более стандартных роботов, а задачи по управлению роботами и по обмену данными – переводить на мастер-оркестратор, в режиме no-code моделировать бизнес-процессы и аналитику, управлять системой из единого центра.
Безопасность сервиса для нас является важнейшим критерием. Платформа PIX позволяет производить полноценное логирование деятельности всех роботов на всех участках, производить настройку доступа к системе. Это не всегда встречается в оптимальном виде на западных платформах. Также наша платформа поддерживает работу полностью в закрытом контуре, без необходимости выхода в Интернет, например для проверки лицензии или обмена какими-то данными с облаком. В качестве примера можно привести внедрение PIX на крупном предприятии ВПК, где роботизация охватывает более 20 заводов, а PIX используется как шина данных для передачи между промышленными системами заводов.
Наш продукт реализован на open source-платформе .NET Core, свободной от санкций. Вне зависимости от геополитических рисков PIX будет продолжать работать и развиваться. Платформа PIX совместима как с Windows, так и с Linux, что сейчас является критически важным для многих госучреждений и компаний с госучастием. Западные платформы хоть и заявляют поддержку Linux, но не делают на этом упор. PIX полноценно работает с российскими ОС на базе Linux – как оркестратор, так и сами роботы, которые управляются машинами на Linux. Мы хорошо знаем базовые российские информационные системы, в том числе 1С. Наши роботы оптимально интегрируются с этой платформой.
Успешное использование внедренного продукта во многом зависит не только от его функциональности, но и от «обвязки»: качественной поддержки и широкого комьюнити. Служба техподдержки PIX быстро реагирует на обращения, помогает клиентам в создании роботов, в доработке ПО. Релизы, содержащие исправление багов и новые функции, у нас выходят раз в две недели – существенно чаще, чем у западных решений.
Вокруг системы PIX определенно сложилось самое большое российское RPA-комьюнити среди вендоров. Это площадка для общения в Телеграм, где присутствуют специалисты нашей техподдержки, официальный новостной канал, маркетплейс, который позволяет сторонним разработчикам роботов на PIX обмениваться готовыми проектами, вебинары с участием партнеров PIX. Мы регулярно проводим конкурсы по разработке роботов с призами. Система обучения в Академии PIX включает в себя несколько уровней – от бесплатных однодневных онлайн-курсов по основам RPA до полноценных программ для продвинутых разработчиков. Нашими партнерами по созданию образовательной среды являются учебные центры, а также вузы. В нескольких крупных российских вузах мы планируем проводить мастер-классы по роботизации, включить в учебный процесс формирование навыков настройки роботов на нашей платформе. Университетам мы также предоставляем бесплатные обучающие лицензии PIX и проводим бесплатное обучение по работе в системе.
Насколько соответствует платформа PIX требованиям к импортозамещению в таких организациях, как госструктуры, КИИ, крупный бизнес?
– Как я уже говорил, российский софтверный продукт должен быть свободен от западных санкций как прямо сейчас, так и в перспективе. Платформа PIX полностью отвечает этому критерию.
Помимо уже упомянутых преимуществ PIX, важных для проектов импортозамещения, стоит сказать о нашей «дорожной карте», которую каждый заказчик может получить по запросу, и показателях устойчивости как вендора: технических, финансовых, административных, стратегических. Крупному заказчику необходимо, чтобы разработкой и поддержкой внедренного решения занимался не стартап, который может завтра прекратить существование. PIX Robotics активно развивается, получает новые инвестиции, на ключевых постах в компании – опытные руководители, готовые к масштабированию бизнеса. Мы заинтересованы в расширении нашей партнерской сети, в активном развитии продукта и, на мой взгляд, в целом сбалансированы с точки зрения устойчивости.
Более того, мы направляем усилия на то, чтобы выйти за пределы российского рынка. Сегодня мы наблюдаем, как российское ПО становится всё более востребованным не только в границах СНГ, но и в странах дальнего зарубежья, дружественных к России. Отдельное подразделение в составе PIX Robotics занимается стратегией выхода компании за рубеж – в такие страны, как Индия и ОАЭ. Мы ищем локальных партнеров-интеграторов, которые готовы рассматривать российский софт для диверсификации своего бизнеса.
Насколько сложен и затратен переход с зарубежных платформ на российскую? Что нужно компании для этого перехода в технологическом плане?
– Сложность импортозамещения ИТ в целом обусловлена тем, что в каждой крупной компании бизнес-процессы исторически выстроены определенным образом. Сейчас компаниям необходим не просто технологический, но и процессный переход на российские рельсы: людям нужно перестраиваться, испытывать временные неудобства из-за доработки новых систем. Система RPA, с этой точки зрения, может быть импортозамещена гораздо легче, чем те же CRM или ERP-системы. Для технологической замены западного робота российским практически не требуется перестроения процессов, переход можно выполнить, без вовлечения конечных бизнес-пользователей и незаметно для них. Тем более, что архитектура таких платформ, как PIX, близка к архитектуре западных платформ, переход на наш продукт не потребует переработки логики и скриптов. Оборудование, на котором работала западная платформа RPA, скорее всего, подойдет и для работы PIX. Заказчику потребуется переобучение персонала, особенно своего центра компетенций – все ресурсы для этого у нас тоже есть.
Для помощи заказчикам мы выпустили конвертер перехода с UiPath, который позволяет провести миграцию с этого продукта на PIX в полуавтоматическом режиме. По другим западным продуктам у нас есть методология перехода, есть сертифицированные партнеры и служба технической поддержки, которые всегда готовы помочь.
Специфика перехода зависит количества роботов, которые уже внедрены у заказчика. Если в компании их сотни, этот процесс окажется достаточно затратным. Но наша платформа оплачивается в рублях и стоит дешевле, чем западные. Бюджета, который наш заказчик заложил на продление лицензии на западную платформу, ему, как правило, хватает и на переход, и на оплату годовой лицензии на PIX. А в следующем году компания уже будет экономить.
Всегда ли для поддержки платформы RPA нужен собственный центр компетенции – то есть дополнительный штат?
– Компании по-разному решают этот вопрос. Мы рекомендуем гибридную модель, когда заказчик пользуется услугами интегратора как второй и третьей линии поддержки, но постепенно создает свой центр компетенций. Поддержка внедренных процессов роботизации не требует глубоких навыков, сотрудники могут достаточно быстро научиться создавать простых роботов. Оптимальный путь для заказчика – держать свой штат относительно недорогих специалистов для настройки и обслуживания роботов, а при возникновении сложных вопросов архитектурного плана пользоваться ресурсами наших официальных партнеров-интеграторов.
Приведите, пожалуйста, конкретные примеры использования роботов в разных отраслях бизнеса и госсекторе.
– Например, в ритейле робот может выполнять функцию интеграционной шины между магазинами, собирать информацию по эквайрингу с каждой торговой точки и направлять ее в единую базу. В логистической компании робот так же может оперативно собирать информацию из различных источников в единую аналитическую систему, давая возможность менеджерам принимать оптимальные решения. В рамках сервисного центра роботы обрабатывают обращения клиентов, поступающие в мессенджерах, и маршрутизируют заявки. У одного из дистрибьюторов, нашего клиента, робот выставляет счета: принимает заявку по почте, разбирает ее, обращается в систему 1С, создает счет в PDF, ставит скан печати и отправляет документ заказчику. На крупном производстве с штатом в 5000 человек робот выписывает справки НДФЛ-2: получает запрос через чат-бот, заходит в учетную систему, выписывает справку, валидирует ее у бухгалтера и отправляет PDF сотруднику. Еще один стандартный процесс для технологии RPA – бухгалтерские акты сверки с контрагентами, которые робот делает во много раз быстрее специалиста. В одном из государственных вузов, где проводят большое количество тендеров, наш робот выкладывает заявки на сайт госзакупок – причем в случае сбоя в работе сайта он терпеливо ждет столько времени, сколько требуется. Робот как человек может заходить на портал, всё считывать, проверять, и компания получает рабочий интерфейс, которого бы она при помощи стандартной автоматизации не получила бы.
Какие наиболее яркие проекты внедрений PIX можно назвать?
– Успешный проект по роботизации – это всегда не конечное внедрение, а процесс эволюционного развития ИТ-инфраструктуры компании. Поэтому многие проекты с участием платформы PIX – это продолжительные, поэтапные внедрения. Например, мы уже долгое время работаем с концерном «Росэнергоатом», с инвестиционной компанией БКС, с «Альфа-Лизинг» где уже сотни процессов роботизировано и продолжается расширение. Активно используют платформу PIX ИЭМЗ «Купол» (входит в «Алмаз-Антей»), «Спортмастер», «Глобус», «ВТБ Лизинг» – компании совершенно разных сфер деятельности. Из организаций госсектора – отмечу начало проекта в Правительстве Татарстана (Министерство Юстиции республики Татарстан, Фонд жилищного развития республики Татарстан), проекты в ДИТ Москвы и в Счетной Палате РФ.
Многие другие наши заказчики также с удовольствием делятся опытом таких внедрений, рассказывают о повышении эффективности. Среди них, например, – «Бондюэль», Karcher, «Ингосстрах», «Главгосэкспертиза» и другие.
Какие тренды формируют будущее рынка RPA в России?
– Роботизация крупного бизнеса и госсектора продолжится. Я уверен в том, что платформы RPA совсем скоро будут установлены в каждой компании сегмента Enterprise. Импортозамещение в области RPA затронет и тех, кто уже проделал большой путь в этом направлении, и тех, кто только начинает интересоваться этой технологией.
В сегменте SMB развитие RPA будет выглядеть несколько иначе. Большие универсальные платформы для малого и среднего бизнеса чаще всего избыточны, таким компаниям необходимо решение конкретной задачи. Здесь на базе платформ роботизации будут строиться облачные продукты, предоставляемые по подписке за небольшую плату. Например рестораны могут использовать робота для интеграции своих внутренних систем с внешними. Для подобных задач бизнесу будут предлагаться решения «под ключ», заточенные под определенные функции.
Стоит сказать о зарождающемся тренде на «умных» роботов, когда для тех или иных действий используется более сложный алгоритм с применением технологий искусственного интеллекта. Нейронные сети позволят каталогизировать те или иные объекты, управлять ими.
В методологии RPA очевиден тренд на «выпрямление» бизнес-процессов: с увеличением процессов, требующих роботизации, компании будут вынуждены оптимизировать их, делать менее сложными.
В составе универсальных платформ RPA, наряду с роботом-оркестратором, постепенно будут возникать нишевые продукты: например, собственный инструмент для распознавания текста или собственный модуль управления документооборотом. Мы тоже создаем ряд таких продуктов, которые скоро войдут в экосистему PIX.
Будет ли повышаться стоимость лицензий на программное обеспечение PIX в связи с нынешней ситуацией в мире?
– Мы не планируем повышать цены на свои продукты. Путь для развития мы видим не в повышении цен, а в увеличении объема рынка.
Ваши стратегические планы по развитию компании и платформы PIX?
– В 2020 и 2021 годах мы фиксировали четырехкратный рост количества и объема внедрений платформы PIX год к году. Импортозамещение внесло свои коррективы в эту динамику, и в 2022 году мы прогнозируем десятикратный рост. Исходя из этого мы планируем в увеличить штат сотрудников PIX Robotics в два раза.
Как я уже говорил, мы смотрим на зарубежные рынки: Ближний Восток, Индию, часть азиатских стран. Я верю, что российский софт найдет популярность за пределами родной страны. Мы начали подготовку к открытию офисов присутствия в нескольких странах, к организации центров поддержки и продаж, активно ищем партнеров по внедрению, уже подписали несколько партнерских соглашений.
По развитию платформы PIX – планируем существенную доработку ее совместимости с Linux, расширение функционала, создание студии на Linux, полностью независимой от Windows. Рассматриваем расширение функций на базе искусственного интеллекта в нашем продукте, создание преднастроенных нейронных сетей. Количество активностей по взаимодействию платформы с внешними приложениями у нас сейчас более 250, хотелось бы включить в систему еще более сотни. Будем далее развивать мастер-оркестратор PIX, усиливая его централизованную работу и развивая BPM-движок.