Цифровизация коммунальных предприятий: ожидания и реальность
Польза от внедрения современных ИТ-систем в компаниях, казалось бы, очевидна. Но есть одно исключение – сфера ЖКХ. ИТ-проекты на коммунальных предприятиях реализуются с большим трудом, особенно в регионах, а цифровизация ЖКХ пока не стала всеобщим трендом в отличие от других отраслей. Причины на конференции «Умный город» объяснил директор проектного офиса «Цифровое ресурсоснабжение» компании «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) Игорь Чернов.
«Сейчас можно найти много информации о передовых решениях «умного» города. Однако нам часто приходится внедрять решения за пределами Москвы и Московской области. В регионах реальность сильно отличается от практики в столицах», - отметил Игорь Чернов в начале своего выступления.
Цифровизация в сфере ЖКХ началась относительно недавно, около 5-6 лет назад. Но ее темпы до сих пор довольно скромные. «ИТ-специалисты, которые приходят в наши команды внедрения из других областей (логистика, банки и т.д.), часто пытаются применить свой предыдущий опыт участия в проектах цифровой трансформации к сфере ЖКХ, - говорит Игорь Чернов. - Но здесь они сталкиваются с рядом особенностей».
Вот самые главные из них.
«Денег нет!» И это не просто отговорки. Российские водоканалы чаще всего планово-убыточные, тарифы устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня. Постоянно нужно латать какие-то «дырки», на развитие средств не остается.
«Это все игрушки. Нам не до баловства, надо работать». Даже если удается найти деньги для ИТ-проекта (например, муниципальные власти готовы поддержать инициативу), идеи цифровой трансформации далеко не всегда находят отклик у руководителей коммунальных предприятий. Они слишком заняты текущими проблемами – подготовкой объектов к осенне-зимнему сезону, устранением аварий.
Истоки такого отношения – в низкой конкурентности среды, считает Игорь Чернов. В сфере ЖКХ в настоящее время информация ценится невысоко. Если задать вопрос специалистам какого-либо водоканала, анализируют ли они, к примеру, себестоимость прокачки воды по какому-то району, аварийность и т.д., ответ будет отрицательным. Водоканалам не с кем конкурировать, а погибнуть власти и не дадут, как бы плохо они ни работали. Поэтому что-то менять в сложившихся методах работы многие руководители компаний ЖКХ не считают нужным.
Парадокс заключается в том, что только информатизация способна решить застарелые проблемы сферы ЖКХ:
- высокий износ (58% в целом по стране, а в регионах обычно – 70%+);
- низкая производительность труда;
- коммерческие потери (абоненты часто воруют коммунальные ресурсы).
Информационные системы нужны для того, чтобы правильно распорядиться ограниченными ресурсами. Например, понять, на каких участках нужно проводить модернизацию в первую очередь, так как поменять все сразу невозможно. «При помощи ИТ можно выявить наиболее продуктивных сотрудников: мы наблюдали ситуации, когда после внедрения ИТ-систем в аварийно-диспетчерских службах производительность труда выростала в кратном размере», - говорит Игорь Чернов.
Большая проблема в ЖКХ – незаконные манипуляции со счетчиками, незаконные врезки и т.д, что условно можно назвать «коммерческими потерями». По оценкам РИР, до 2/3 потерь воды в сетях водоканалов происходит именно по этой причине. С этой проблемой поможет справиться только информатизация.
Еще одна особенность ЖКХ – здесь не стоит гнаться за самыми передовыми решениями на основе искусственного интеллекта, больших данных, машинного зрения и т.д. В то же время есть много довольно простых и недорогих решений, которые могут окупиться за несколько месяцев. Как говорится, самая лучшая ИТ-система – та, которой пользуются, подчеркнул Игорь Чернов.
Какие выводы?
1. Не стоит гнаться за технологическими лидерами. Agile, Scrum, DevOps и другие термины, которые сейчас «на слуху», – это не то, что необходимо российскому ЖКХ в настоящее время.
2. Показывать заказчикам выгоду «на цифрах». ИТ-специалисты привыкли думать, что польза от высокотехнологичных решений самоочевидна. Но руководителям предприятий нужно все обосновывать, и степень погружения в бизнес-процессы клиентов должна быть глубже, чем для других отраслей.
3. Не гнаться за ИТ-модой, а применять простые, эффективные и надежные решения.
4. Концентрироваться не на функционале, а на вовлечении и обучении пользователей. Из-за низких зарплат в регионах в сфере ЖКХ сложно удержать высококвалифицированных специалистов. Поэтому важно быстро обучать новых сотрудников работе с ИТ-системами.
Подробности – в видео-выступлении:
Читать еще:
Что тормозит цифровизацию многоквартирных домов в России? Татьяна Вепрецкая, НП «НЖК»
О.Гришина, ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ: Образовательный сервис для создания мультфильмов