Дмитрий Грин, Almamat: “Все профессии можно заменить искусственным интеллектом, за исключением трех”
Искусственный интеллект сейчас уже становится массовым явлением настолько, что впору переименовать ИТ из информационных технологий в интеллектуальные. Однако вопросов при его разработке, использовании в бизнесе и в быту возникает очень много. Наиболее важные из них мы задали CEO и сооснователю STEM-школы Almamat Дмитрию Грину.
Какие проекты с использованием искусственного интеллекта, на ваш взгляд, наиболее удачны?
Дмитрий Грин: Можно выделить несколько направлений. Первое - это логистика. Появляются беспилотные машины, автоматические погрузчики.
Второе направление, где очень активно развиваются технологии ИИ, - это медицина. Часто говорят, что врачей не заменят, но на самом деле в диагностике со временем может быть именно так. Уже сейчас искусственный интеллект может диагностировать рак по онкомаркерам в анализе крови, используя технологии больших данных, и увеличить точность диагностирования заболевания до 99%.
Третий вектор - использование искусственного интеллекта в коммуникации, при общении на разных языках. Сейчас языковый барьер является серьезным препятствием для общения. Но уже появляются, к примеру, речевые синтезаторы, которые позволяют с помощью приложения на телефоне переводить речь на другой язык в режиме реального времени.
Четвертый сегмент - компьютерное зрение и распознавание лиц. Его можно использовать для того, чтобы повысить безопасность в городах, на промышленном производстве и в сельском хозяйстве.
Если говорить о том, какие профессии подвержены риску замещения в связи с развитием технологий искусственного интеллекта, то я бы назвал одно правило - бизнес будет избавляться от тех специалистов, которых проще и дешевле заменить на роботов. Если говорить о курьерах или таксистах, то сейчас не совсем подходящий момент. Даже сборщики на многих производствах в Китае стоят пока дешевле, чем сложные роботы.
Но есть специалисты в такой сфере, как обработка и анализ данных. Это бухгалтеры, юристы, редакторы, копирайтеры, переводчики и т.д. Это те люди, которые работают с входной информацией, анализируют ее и делают какой-то вывод. Именно их работу можно автоматизировать. Неквалифицированный ручной труд в перспективе также будет полностью заменен.
Скажу больше, искусственным интеллектом можно заменить представителей всех профессий, за исключение трех: это руководители, креативные специалисты и те, кто обслуживает и обучает искусственный интеллект.
Каковы выгоды от использования ИИ? И кому ИИ выгоден?
Дмитрий Грин: Прежде всего, роботы приносят пользу бизнесу, поскольку бизнес стремится сделать качественный продукт за минимальные деньги. Какие выгоды дает искусственный интеллект? Первое: он никогда не спит, это «сотрудник», который работает в режиме 24х7. Второе: он постоянно обучается, что положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Третье: исключаются ошибки, связанные с так называемым «человеческим фактором».
Но и у потребителя также есть выгоды от использования искусственного интеллекта. Все, что я перечислил - качество, доступность, отсутствие ошибок - приводит к снижению стоимости услуги или товара для конечного потребителя.
Как можно заработать на ИИ? Что нужно делать компаниям сегодня, чтобы преуспеть, развиваясь в этом направлении?
Дмитрий Грин: Вы можете либо создавать проекты, которые связаны с искусственным интеллектом, что очень перспективно, либо пользоваться услугами провайдеров сервисов на базе ИИ для оптимизации своего существующего бизнеса.
Компании, которые не использует ИИ, будут стремительно терять свои рыночные позиции. Автоматизацией рутинных операций должен заниматься искусственный интеллект, и поэтому должен появиться такой сотрудник, который будет предлагать и внедрять в жизнь соответствующие решения.
Как ИИ трансформирует бизнес?
Дмитрий Грин: Прежде всего, меняется состав команды. В ней должны оставаться только руководители и те люди, которые умеют принимать решения и создавать новое. Кроме того, в штате должны быть специалисты, которые работают над совершенствованием технологий искусственного интеллекта. Все остальные сотрудники не являются ключевыми, и их можно постепенно готовить «на выход».
Кроме того, нужно смотреть, чтобы уже накопленные компетенции трансформировать в новый бизнес. Другими словами, мы внедряем искусственный интеллект, сохраняем свою компетенцию, обучая его силами тех сотрудников, которые еще остались. В этом случае компания будет меньше и компактнее, но по качеству услуг и по продукту в виде цифрового сервиса на базе ИИ она будет лучше своих конкурентов.
В процессе такой трансформации можно понять, какие сотрудники смогут улучшать и развивать модели искусственного интеллекта, а какие просто не будут нужны.
Какие компании сегодня дальше всех продвинулись во внедрении технологий ИИ?
Дмитрий Грин: В качестве примера можно привести компанию "Додо пицца". Федор Овчинников, основатель этой компании, внедряет облачный искусственный интеллект и облачные сервисы. У них есть свои разработки. Он оптимизировал всю логистику и поставки - всем этим у них занимается искусственный интеллект. Они могут не наращивать большое количество сотрудников для обслуживания новых операций. Если бизнес растет, а количество сотрудников остается прежним, то эффективность такого бизнеса увеличивается.
Еще один хороший пример: компания Doc+, которая сейчас слилась с аналогичным телемедицинским сервисом «Доктор рядом». Компания занималась обслуживанием пациентов на дому, постановкой диагнозов с использованием электронной медицинской карты. В целом это было направление превентивной медицины. После того, как компания внедрила искусственный интеллект, она смогла снизить стоимость своих услуг. В результате технологии ИИ, которые были внедрены в Doc+, максимально показали возможности искусственного интеллекта по оптимизации бизнеса в медицинской отрасли. Аналогичные результаты показали и все логистические компании, а также поисковые сервисы.
Каким образом ИИ должен регулироваться, по-вашему мнению?
Дмитрий Грин: Основным является принцип «не навреди», причем как конкретному человеку, так и развитию технологии в целом.
Разберемся, какие вообще проблемы могут возникнуть с искусственным интеллектом? Первое - это автономные системы. То, что нужно регулировать - это автономное вооружение. Сейчас разрабатываются комплексы беспилотных дронов, которые могут принимать боевые решения исходя из боевого задания. Эту часть, я думаю, надо очень жестко регламентировать.
Второе - использование искусственного интеллекта в медиа. Например, Facebook может с помощью специального алгоритма показа постов человеку влиять на общественное мнение.
Третье - скоринговые системы, которые позволяют оценивать социальное поведение человека. Есть такие скоринговые базы в Китае, и если неправильно трактовать то, что написано в этих базах, то это может привести к дискриминации людей.
Четвертое - система контроля, такие как PRISM, когда искусственный интеллект может шпионить и собирать разведданные. Это может повлиять на безопасность Интернета и его открытость. И, наконец, пятое - законодательство в области принятия решений. Кто будет виноват, если автономное устройство приняло неправильное решение? Здесь, скорее всего, придется вводить ответственность производителя, потому что именно он программирует автономную систему на ограничения, и если он что-то забыл указать в качестве непреложных правил, то он и должен за это отвечать.
Беседовал Валерий Коржов