Каждому сотруднику — по роботу-помощнику: развитие RPA в группе «ММК»
Почему далеко не все проекты RPA на промышленных предприятиях заканчиваются успешно? Как отмечает руководитель Центра компетенций RPA и инноваций ММК-Информсервис Михаил Верисов, все дело в выборе бизнес-процессов для роботизации. На круглом столе "ИТ в металлургии. Новые вызовы» он рассказал о том, как идет процесс роботизации в группе «ММК», которая входит в 4% российских предприятий с уровнем роботизации свыше 50%.
Как пояснил в своем выступлении спикер, к реализации проектов RPA в группе «ММК» приступили в 2018 году. Тогда был создан центр компетенций RPA. Первым направлением, в котором были внедрены технологии RPA, стал процесс оплаты и учета сырья. Это был довольно сложный проект, но он позволил оценить все возможности технологии RPA. Технология понравилась, она оказалась вполне рабочей.
В 2019 в компании стартовал масштабный проект по роботизации. Сперва были выявлены те процессы, которые можно улучшить при помощи RPA. Это очень важная задача, подчеркнул спикер, так как далеко не каждый бизнес-процесс можно автоматизировать. По мнению Михаила Верисова, именно неправильный выбор бизнес-процессов становится тем фактором, который часто приводит к неудаче проектов по внедрению роботов.
После определения процессов была составлена «дорожная карта» по каждому проекту. К текущему моменту количество проектов роботизации в компании достигло более 100, а количество используемых роботов исчисляется сотнями. В роботизацию вовлекается все больше и больше подразделений внутри компании. Согласно данным исследований, на сегодняшний день группа «ММК» входит в 4% предприятий, где роботизация находится на серьезным уровне – более 50%.
Что есть в компании на данный момент?
- Сформирована команда высококвалифицированных сертифицированных разработчиков, бизнес-аналитиков;
- Наработан практический опыт роботизации процессов в Oracle OEBS, SAP, 1C, SAP BO, Банк-клиенты, Контур и другом ПО;
- Развиваются компетенции в сфере ML, NLP, Process Mining: это позволяет сделать роботов более «умными»;
- Была разработана и проверена авторская методика выявления процессов, которые подходят для роботизации;
- Организована собственная конференция RPA Connect 4.0.
Как внедрение RPA идет на практике, Михаил Верисов рассказал на примере проекта по учету и оплате металлолома. Он стартовал в 2019 году, и развивается до сих пор, в него добавляются все новые и новые функции. Этот бизнес-процесс обслуживают 25 программных роботов. Весь документооборот – от получения счетов-фактур от поставщиков до процесса оплаты в банке – выполняется роботами. И это касается всего объема металлолома, который попадает на «ММК».
Еще один пример – обработка электронных листков нетрудоспособности, «больничных». Государство активно переводит весь бизнес на использования электронных «больничных», и роботизация как раз позволяет выполнять эту задачу очень быстро. На примере этого проекта виден очень существенный «плюс» роботизации – робот может работать ночью, все листки нетрудоспособности на предприятиях компании обрабатываются в ночное время. При этом исключены ошибки, связанные с человеческим фактором – робот не ошибется в написании фамилии или других данных. В ситуации пандемии нагрузка на этот бизнес-процесс сильно выросла, однако это никак не отразилось на эффективности роботов.
По словам Михаила Верисова, в настоящее время основные усилия компании направлены на разработку «умных» роботов. «Мы используем современные технологии – искусственный интеллект, машинное обучение, чат-боты, компьютерное зрение, обработку естественного языка, - чтобы улучшить наше взаимодействие с роботами. Например, мы разработали чат-бота для выбора бизнес-процесса для роботизации. Другими словами, используем роботов для внедрения роботов. Также у нас много роботов-помощников, которые помогают коллегам в анализе данных, принятии решений».
Среди дальнейших планов компании – использование ПО класса Process Mining для поиска бизнес-процессов, где можно эффективно применять RPA. «Также мы одни из первых в России, кто задумался об информационной безопасности RPA , - пояснил Михаил Верисов. – По-прежнему будем использовать роботов для ухода от бумажного документооборота. Ведем эксперименты и пилотируем различные процессы для создания роботов-помощников для каждого. Есть отдельная концепция, которая основана на технологии RPA, но с единой базой некоторых готовых инструментов. Мы рассчитываем, что в перспективе каждый сотрудник может получить такого помощника для своей повседневной работы, и быстро его настроить на выполнение рутинных операций даже без навыка программирования. Либо же сотрудник может воспользоваться каким-то готовым решением из библиотеки, которая будет специально разработана для этих целей. В 2021 году будет существенно масштабирован центр компетенций RPA, что позволит вывести роботизацию в группе «ММК» на новый уровень».