Облака 2020: под знаком пандемии и новых сервисов
Рынок облачных платформ и сервисов в уходящем году показал заметный и уверенный рост. Пандемия спровоцировала развитие удаленных форматов взаимодействия, обучения и потребления мультимедиа-контента. Константин Рензяев, генеральный директор компании CorpSoft24, считает, что в 2021 году мы, скорее всего, увидим закрепление итогов 2020-го.
Больше, еще больше
Аналитические компании подвели итоги года на рынке услуг в публичных и гибридных облаках в России. По оценкам iKS-Consulting, на начало 2020 года их объем составлял 83,4 млрд рублей с ростом в годовом сопоставлении в 21,2%. На конец года аналитики компании прогнозировали достижение рынком отметки в 100 млрд рублей.
IDC Consulting оценил объем рынка в России за тот же период почти в том же диапазоне: чуть больше $1 млрд на начало 2020 года. При этом доля публичных облаков в общем объеме рынка в 2019 году составляла 84,6%. Также в исследовании отмечалось, что для этого сегмента было характерно наличие большого количества игроков с долей менее одного процента: они составляют почти 70%.
Эти оценки, на мой взгляд, справедливы, если не принимать во внимание реальную структуру рынка, а ориентироваться только на данные крупных облачных провайдеров. В структуре таких исследований не учитывается множество мелких игроков, которые занимают узкие ниши.
Например, ИТ-интеграторы, которые оказывают услуги своей «родительской» компании, или крупные ИТ-департаменты больших структур, которые развивают облачные проекты для внешних заказчиков. Еще мы не знаем, сколько российских компаний использует ресурсы крупных зарубежных облачных провайдеров (Microsoft Azure, Google).
Подобные схемы уже достаточно просто легализуются с точки зрения требований российского правового поля (корпоративная карта, PayPal), а объемы потребления ресурса таким образом могут быть довольно большими, особенно малый бизнес, ИП и т.д.
Таким образом, оценки агентств и различные рейтинги можно смело умножать в 2-3 раза – тогда получится картина реального объема рынка этих услуг.
Тренды-2020
Общий итог: этот год стал особенно динамичным в плане роста облаков – как с точки зрения появления новых продуктов и сервисов в них, так и в плане объемов выручки. Можно подчеркнуть сохранение заметной M&A-активности (Ростелеком, МТС), а также значительный рост спроса на облачные услуги со стороны госсектора и корпоративных заказчиков.
Если говорить о факторах влияния на эту динамику, то следует выделить три основных причины сформировавшейся картины:
1. Активность новых игроков – «нетрадиционных» облачных провайдеров (телеком, крупные банки и т.д.), а также апгрейд облачного предложения традиционных провайдеров, которые отвечали таким образом на активность конкурентов.
2. Пандемия COVID-19 и все связанные с ней моменты трансформации привычных подходов к работе, учебе, досугу и другим видам социального взаимодействия («удаленка» в самом широком смысле этого термина).
3. Рост государственной активности в облаках. Развитие «Гособлака», инициативы в области госпрограмм развития дата-центров как провайдеров инфраструктуры для облаков и т.д. Это логичный и абсолютно верный шаг со стороны государства, который избавляет каждое отдельное ведомство от необходимости покупки, развертывания и поддержки серверов.
В принципе, каждый из трендов присутствовал и раньше, но именно на протяжении 2020 года эти тренды стали наиболее актуальны для рынка. COVID-19 до 2020 года в реалиях рынка не было, но общий тренд на повышение роли удаленных решений в работе компаний существовал.
В целом развитие облачного рынка в России проходит с отставанием от мирового, но динамика и характер его развития в нашей стране полностью воспроизводят глобальные тенденции.
Курс в облака
Отдельно стоит отметить обвал курса рубля по отношению к мировым валютам: очень многим компаниям покупать серверы и СХД по курсу 80 рублей за доллар стало откровенно невыгодно.
На фоне общей неопределенности в экономике и обществе гораздо труднее стало и прогнозировать дальнейшее развитие бизнеса. В этих условиях резко изменилась структура спроса на ИТ-инфраструктуру с опорой на собственные ИТ-ресурсы.
Так, продажа оборудования конечным заказчикам-компаниям уменьшилась, зато выросли закупки «железа» со стороны облачных провайдеров. Компаниям стало безопаснее и проще развиваться через динамическое управление ИТ-ресурсами по мере возникновения потребности в них, нежели чем вкладываться в собственные ИТ-мощности.
Под знаком продуктов
Если 2019 год прошел преимущественно под знаком слияний и поглощений, то 2020 год определился ростом количества различных приложений и сервисов, предлагаемых на базе различных облачных платформ. Образцовым кейсом здесь может служить пример Zoom, а также самого широкого спектра облачных инструментов для удаленной работы, совместного доступа к корпоративным ресурсам и документам.
Это отражается на динамике продаж лицензий на ПО – софт для локальной установки (on premise) отстал от облачных лицензий, которые, по моим оценкам, выросли на 30% как минимум по итогам 2020 года.
iKS-Consulting указывает здесь преобладание доли SaaS в продуктовом сегменте – 66% от общей выручки в 2019 году, постоянно росла и доля IaaS – 28% в 2019 г. и прогноз в 30% на конец 2020 г. К 2024 году только IaaS-сегмент прогнозируется на уровне в почти 76 млрд.
Жизнь после пандемии
В 2021 году «обратно к норме» ситуация на рынке облаков и облачных сервисов не вернется. Компании, которые в 2020 перешли в облака, купили билет в один конец.
Любая такая миграция осуществляется только в случае крайней необходимости, чем-то напоминая переезд при смене жилища. Если менять провайдера из-за более дешевого тарифа, возможная экономия может и не компенсировать организационные издержки и риски.
Даже если всё полностью утрясется и вирус победят, на мой взгляд, никакого отката назад к собственным серверным уже не произойдет. Ориентир на облака останется. Реалии изменились необратимо, в том числе благодаря коронавирусу.
Конечно, пандемия ударила по многим компаниям в самых разных сегментах. Кто-то закрылся и перестал потреблять ресурсы облаков, но рост тех, кто выжил в непростой период, полностью компенсировал упущенную выгоду провайдерам. Это произошло за счет общего роста потребляемых ресурсов инфраструктуры (сеть, СХД, CPU), а также новых облачных продуктов «под ключ».
Так, значительно вырос спрос на контейнеры (Docker/Kubernetes) и на VDI-решения – можно говорить о 3-х кратном росте в этом направлении.
Готовый доступ в контейнеры в облаках в России организуется через сотрудничество с инженерами службы поддержки провайдеров, он не автоматизирован, как, например, в AWS. Это направление растет, множество облачных операторов проводили вебинары по данному направлению для клиентов, что говорит об интересе рынка к этой услуге.
Из других наблюдений за рынком из собственной практики можно отметить попытки прикрываться пандемией и просить пересмотра условий сотрудничества со стороны компаний, которые от COVID-19 только выиграли: курьерские службы, региональные микрокредитные организации и т.д.
В 2021 году общество и бизнес привыкнут к сложившемуся положению дел. Динамика роста облачного рынка сохранится, а, скорее всего, мы увидим и небольшое превышение темпов 2020 года.