Диверсификация бизнеса на базе текущей ИТ-инфраструктуры
В рамках развития омниканального взаимодействия с покупателями «Магнит» провел интеграцию с сервисами экспресс-доставки. Для запуска нового канала продаж ритейлер привлек Mail.ru Group. Проект удалось реализовать всего за два месяца от сбора бизнес-потребностей до продакшена. Дальше последовал этап взрывного масштабирования: в начале сентября подключили 20 магазинов, в октябре с экспресс-доставкой работали уже 200 магазинов, а к ноябрю – свыше 400 магазинов.
Каковы цели и задачи этого проекта?
«Магнит» - крупнейший российский ритейлер по количеству магазинов и географии их расположения. Компания насчитывает более 21 тысячи торговых точек в 65 регионах России. Подключение к сервисам экспресс-доставки позволило «Магниту» запустить новый канал продаж и диверсифицировать бизнес.
Обычно подобные интеграции происходят по стандартной схеме. Сервис получает от ритейлера каталог с товарами, их описанием, количеством магазинов и создает онлайн-витрину, которая доступна пользователям приложения. В информационной среде «Магнит» не было точек интеграций для такой схемы.
«Магниту» требовалось решение, которое обеспечивает простое подключение магазинов к сервисам доставки и можно легко масштабировать. Была нужна онлайн-витрина с актуальным ассортиментом, доступным для заказа. Она должна была объединить, структурировать и актуализировать данные о товарах и их наличии в магазинах из разных источников в режиме реального времени.
Что было сделано?
В информационной среде «Магнит» каталог товаров и складские остатки находятся в разных системах: каталог товаров включает более миллиона позиций и хранится в центральной базе данных, а складские остатки и информация о чеках — в торговых точках. Информация об остатках и чеках обновляется несколько раз в сутки, когда происходит инвентаризация, учет прихода, учет расхода.
Таким образом информацию об остатках из центральной базы можно получать раз в несколько часов. Но чтобы доставлять товары через приложение, нужна частота намного выше. Поэтому понадобилась витрина, которая получает данные из магазинов и центральной БД, объединяет их и отдает в приложения актуальную информацию в режиме реального времени.
Аналогичные проекты в сопоставимых по размеру компаниях занимают от полугода. Однако «Магнит» поставил амбициозные сроки, и чтобы ускорить запуск, проект собрали на базе Tarantool Data Grid, в котором решены вопросы настройки и деплоя. Многие данные в бизнес-процессах выясняли на ходу, например, какая информация есть в системах, что и откуда нужно брать, с какой периодичностью. В итоге продуктовый каталог для онлайн-витрины реализовали за 30 дней.
Затем за пару месяцев решение пережило взрывное масштабирование. Если в начале сентября к онлайн-витрине подключили 20 магазинов, то в октябре 2020 года оно работало уже на 200 магазинов. С витриной работают сервисы экспресс-доставки Delivery Club, Яндекс.Еда, а также с собственное приложение «Магнит».
Какие технические решения применили?
Tarantool собирает и структурирует каталог с товарами, ценами, остатками из информационных систем сети «Магнит» и передает в приложения сервисов доставки.
Все решение хостится на облачных серверах Mail Cloud Solutions. В «Магнит» достаточно строгие правила безопасности, и понадобился VPN-туннель. В рамках VPN идет два потока данных: 1) с централизованного сервера приходят карточки товаров и фотографии, 2) из каждого магазина с интервалом раз в пять минут приходит информация об остатках и ценах.
В чем заключается уникальность проекта?
Запуск цифрового канала продаж с нуля на технологиях Mail.ru Group: от инфраструктуры и операционного слоя.
Решение нужно было запустить в сжатые сроки: пара месяцев от сбора бизнес-потребностей до продакшена.
Еще одно важное требование - это масштабируемость: до конца 2020 года сервис должен был быть полностью готов к кратному росту количества подключенных к доставке магазинов и работе с несколькими сервисами доставки.
Решение Tarantool позволило избежать перестраивания ИТ-инфраструктуры «Магнита» и выстроить новый сервис на работающих информационных системах компании.
С какими сложностями столкнулись?
Для организации дистанционной торговли нужно, чтобы обмен данными об остатках происходил раз в пять минут. В противном случае существовала большая вероятность того, что на онлайн-витрине товар будет в наличии, а в конкретном магазине его не окажется. Это репутационные риски для сервиса, отвечающего за доставку.
Кроме того, в процессе выяснилось, что в информационных системах отсутствовала квантовка товаров. Квант – это минимальная порция конкретного товара, которую можно купить в данном магазине (например, для арбузов квант — это 3 кг, для мяса – 400 г). Без этой информации организовать торговлю через сервисы доставки было невозможно. Требовалось обогащение, стандартизация и модификация имеющейся информации.
На каком этапе реализации проект находится сейчас?
К ноябрю экспресс-доставка стала доступна из более чем 400 магазинов «Магнит» в Москве, Самаре, Краснодаре, Новосибирске, Ростове на Дону и других городах. До конца 2020 года ритейлер планирует подключить к сервисам более 2000 магазинов в 60 регионах России.