Мобильное коммуникационное решение для сотрудников атомной отрасли
Не так часто разработка одной компании становится ориентиром для отрасли в целом. Именно так произошло с проектом компании «Гринатом», которая является участником «Проекта Года». Мобильное коммуникационное решение стало ежедневным инструментом для более чем 100 тысяч сотрудников 400 атомных предприятий.
Проект был реализован с августа 2019 года по декабрь текущего года. Масштаб проекта - более 100 000 пользователей абонентов.
Какие задачи решает проект?
Инструментами коммуникации в атомной отрасли долгое время оставались электронная почта и Skype for Business. Но из-за неполного охвата S4B и для более оперативной связи сотрудники использовали разнородный набор инструментов:
• Бесплатные мессенджеры, такие как WhatsApp
• Системы видеоконференцсвязи разных поставщиков на разных предприятиях.
Такое использование разнородных инструментов привело к размыванию коммуникационного контура. Чтобы исправить ситуацию, в 2019 году АО «Гринатом» приступил к поиску типового решения, которое могло бы стать единой коммуникационной платформой для всей отрасли.
Проект преследовал несколько целей. Во-первых, реализация корпоративной среды обмена общедоступной информацией как для сотрудников отрасли, так и для коммуникаций с партнерами и контрагентами вне отраслевого периметра. Во-вторых, повышение уровня контроля за процессом коммуникаций, а также снижение рисков утечки информации за счет ухода от использования неконтролируемых внешних коммуникационных каналов. Необходимо было также упростить процесс коммуникации между сотрудниками предприятий отрасли различных дивизионов, а также повысить качество принятия управленческих решений за счет увеличения скорости обмена информацией. Мобильное решение должно было стать основой для повышения эффективности процессов коммуникации, оказания сервисной, консультационной и технической поддержки пользователей.
Решение должно было также удовлетворять следующим требованиям:
- быть из реестра отечественного ПО;
- обеспечивать требуемую степень защиты информации, подтвержденную ФСТЭК;
- поддерживать работу на мобильных и десктопных ОС, в том числе российских.
Какие инструменты в итоге были выбраны?
В рамках аналитического этапа проекта было проведено функциональное тестирование основных корпоративных мессенджеров и систем видеоконференцсвязи. В результате конкурсных процедур был выбран мессенджер eXpress и система видеоконференций Mind. Решения соответствуют требованиям по информационной безопасности, а также являются российскими разработками и входят в Реестр отечественного ПО Минкомсвязи.
Защищенный мессенджер eXpress сочетает функции классических мессенджеров (контакты, чаты, каналы, пересылка файлов, аудио- и видеозвонки) со специальными возможностями для разграничения доступа к корпоративным и личным данным:
• Личные контакты и корпоративные: с возможностью интеграции со службами каталогов
• Корпоративный контроль: многофакторная аутентификация, управление политиками хранения переписки, защита от копирования данных.
• Безопасность: возможность развертывания on-premise, многоуровневое шифрование, безопасные пуш-уведомления, удаление данных при утере мобильных устройств и увольнении сотрудников, ПИН-код.
• Стелс-режим: таймер автоматического удаления сообщений после отправки либо прочтения сообщения, также информирует, если кто-то из собеседников делает скриншот или записывает видео с экрана.
Какое ПО было использовано?
- Мессенджер eXpress
- Система видеоконференцсвязи Mind
На какой стадии реализации находится проект?
На первом этапе внедрения были реализованы следующие функции:
• Корпоративный мессенджер, разрешенный для использования в Росатоме.
• Сервис видеоконференцсвязи.
• Возможность взаимодействия с информационными системами и сервисами через чат-бот.
С помощью чат-ботов коммуникационная платформа eXpress может быть интегрирована с любыми информационными системами и сервисами. Масштабирование мобильного коммуникационного решения ничем не ограничено: платформа может взаимодействовать с любой системой через API, а для любого бизнес-процесса можно создать чат-бот. Интеграция с различными доменами Active Directory обеспечивает единую бесшовную аутентификацию во всех системах.
В декабре 2020 года центральная инсталляция системы будет введена в постоянную эксплуатацию в Госкорпорации «Росатом». В перспективе решение будет тиражировано по всем дивизионам Росатома.
Результаты проекта:• Масштабируемая мобильная коммуникационная платформа с возможностью интеграции с любой информационной системой с помощью чат-ботов через API.
• Типовое решение, которое будет тиражироваться силами Общего центра обслуживания Росатома – АО «Гринатом».
• Децентрализованное решение соответствует различным требованиями к защите данных и политикам информационной безопасности всех предприятий. атомной отрасли.
• Внешние контрагенты могут работать с платформой.
С какими сложностями столкнулись при реализации?
• Повышенное внимание к защите обрабатываемых данных
• Децентрализованная архитектура решения
• Масштаб атомной отрасли, включающей большое количество сотрудников и предприятий
• Система должны быть расширяемой для внешних пользователей, например, контрагентов Росатома
• Подключение решения к корпоративным информационным системам и системам информационной безопасности, а также другими системами коммуникаций.
В чем заключается уникальность проекта?
1. Масштабное внедрение инструмента совместной работы: в отрасли 8 дивизионов, около 400 предприятий, более 100 000 рабочих мест.
2. Обеспечена мобильность сотрудников: рабочая коммуникация стала возможна с использованием личных мобильных устройств благодаря безопасному инструменту коммуникаций.
3. Приложение на мобильном телефоне защищено в соответствии с политиками безопасности.
4. Была построена распределенная система, в которой все серверы связаны друг с другом. Согласно архитектуре решения, данные конкретного предприятия не выходят за информационный отраслевой контур Росатома, при этом обеспечена возможность взаимодействия с внешними партнерами и контрагентами.
5. Интеграция мессенджера и системы видеоконференцсвязи в одной платформе: аудио- и видеокоммуникации из мессенджера средствами системы видеоконференцсвязи. Планирование мероприятий с использованием бота.
Добавим также, что созданное решение охватывает пользователей по всей России и допускает возможность использования за пределами РФ.