Как найти баланс между стоимостью и гибкостью?
7 экономических эффектов от ИТ-инфраструктуры
Новый виток пандемии и «ковидные» ограничения этим летом вызывают стойкое ощущение «дежа-вю». И самое время вспомнить, что помогло преодолеть подобные проблемы в прошлом. ИТ помогали нам в этом, но и мешали одновременно. Благодаря им мы смогли перенести жизнь в онлайн, начиная от походов в магазин и посиделок с друзьями до заключения сделок и проведения советов директоров. Однако многие сервисы и приложения - и внутренние, и внешние - работали тогда из рук вон плохо. Они, как и мы, оказались просто не готовы.
Компаниям понадобились месяцы, чтобы перестроиться и расширить возможности онлайн-обслуживания клиентов или организовать работу сотрудников из дома. Некоторые смогли сделать это за недели и даже дни. Сроки зависели от героизма ИТ-команд и от возможностей ИТ-инфраструктуры. Гибкость и масштабируемость последней вдруг оказались важнейшими конкурентными преимуществами, а ее улучшение стало топ-задачей.
Приоритеты на следующие 12 месяцев, возникшие вследствие COVID-19:
Примечательно, что в России и в мире был зафиксирован ускоренный рост потребления сервисов публичных облаков, потому что купить готовые мощности оказалось быстрее, чем расширить свой ЦОД. Однако на временном горизонте - по мере того как из внезапных нагрузки стали постоянными - стоимость арендуемых мощностей оказалась дороже собственных.
Поэтому нахождение баланса между гибкостью, которая стала столь востребованной теперь, и стоимостью ресурсов остаётся сложным. Кто-то строит частное облако как альтернативу публичным сервисам, а кто-то переходит к гибридным моделям.
И в том, и в другом случае программно-определяемая гиперконвергентная инфраструктура (HCI) может стать правильным выбором.
Труднопроизносимое название, пожалуй, ее главный недостаток. А вот преимущества весомы - это скорость масштабирования, гибкость в распределении ресурсов, надёжность и удобство управления.
Суть HCI в том, что она строится на базе стандартизированных серверов (их выпускают HP, Lenovo, Dell и др.) и совмещает в себе вычисления, хранение данных и частично сетевые функции. Все они реализуются программно, а затем виртуализируются, чтобы предоставлять всю инфраструктуру как сервис. А значит, можно быстро перераспределять ресурсы виртуальных машин между пользователями и приложениями. Если физическая емкость заканчивается, новые серверы подключаются за считанные часы. Технологически - это полноценное «облако в кармане», и оно всегда под рукой.
Помимо удобства и гибкости использование HCI сулит экономические эффекты. В 2019 году IDC опросила клиентов компании Nutanix, поставщика одной из лидирующих HCI-платфором, а затем сравнила эти данные с используемой ранее трехуровневой инфраструктурой.
Расчеты показали, что стоимость владения (TCO) при переходе к HCI снизилась на 62%, а показатель возврата инвестиций (ROI) достигает 477% на горизонте 5 лет. Выгода в деньгах составила $13,44 млн в среднем для каждой из компаний (или $46.876 в расчете на 100 пользователей).
Как получить такие экономические эффекты от инфраструктурных решений? Давайте разберёмся.
1. Снижение стоимости оборудования до 30%
Для HCI используются процессоры x86. Сегодня серверы с x86 на борту стали практически масс-маркетом: можно выбрать решения множества поставщиков. Конкуренция сделала их более доступными по сравнению с серверами других архитектур. Кроме того, не нужно покупать отдельное оборудование для хранения данных и организации сети. Их функции уже встроены в HCI инфраструктуру. В совокупности это может принести экономию уже на стадии закупки до 30% (при сопоставимой конфигурации).
2. Увеличение скорости развертывания и выделения ресурсов в 2 раза
Использование HCI позволяет на 82% сократить время добавления новых емкостей хранения данных, на 53% быстрее добавлять физические сервера и на 42% быстрее предоставлять виртуальные. Ведь это как простой конструктор с кубиками, а не Lego Technics c уникальными элементами, которые нужно тщательно подбирать и отдельно настраивать. Опрошенные IDC отмечают, что именно за счет гибкости, скорости и масштабируемости HCI лучше отвечает запросам бизнеса и позволяет получать выгоду от предоставления услуг и продуктов клиентам. Например, можно создавать больше приложений и делать это быстрее. Компании отметили, что с использованием HCI на 27% снизилась длительность цикла разработки, на 7% больше приложений было запущено и на 12% больше функциональности добавлено.
3. Точные инвестиции без «замораживания» средств
За счет простоты масштабирования HCI инвестиции в инфраструктуру становятся более своевременными и точными. Компании, по сути, переходят к модели «плати по мере роста», присущей облачным сервисам. В то время как для традиционной архитектуры закупки оборудования проводятся «с запасом», чтобы использовать его при необходимости. Однако это же означает «заморозку» операционных средств в оборудовании, которое может пригодиться только через полгода или год.
4. Снижение затрат электроэнергии до 70%
Компании часто не относят эти затраты на ИТ-департамент, так как за оплату ЖКХ и электроэнергии отвечают другие службы. Тем не менее, именно электроэнергия - главная статья затрат центров обработки данных (ЦОД), так как оборудование является мощным потребителем и оно постоянно включено. HCI-решения в целом более энергоэффективны из-за меньшего количества оборудования, а также из-за низкого энергопотребления современных x86 процессоров. Благодря этому совокупная экономия электроэнергии может достигать 70%. Например, ГК «Риквест» - провайдер услуг клининга и химчистки добился с Nutanix HCI 40% экономии электроэнергии в собственном ЦОД: с 35 кВт до 20 кВт снизилось потребление в пиковых нагрузках.
5. Уменьшение пространства в ЦОД до 90%
Оборудования HCI занимает до 90% меньше физического пространства. Например, в том же проекте ГК «Риквест» серверы Nutanix в форм-факторе 2x2U заменили оборудование 12x2U другого производителя, обеспечив 6-кратную экономию пространства в ЦОД. Это может быть не столь важным, если ваш ЦОД построен с запасом. Но размеры и количество оборудования становятся критичными, если место ограничено, а расширение емкостей необходимо. Кроме того, это выгодно, если вы арендуете стойки во внешнем ЦОД для ваших серверов, так как вам нужно будет платить за меньший занимаемый объем.
6. Снижение трудоемкости управления и эксплуатации на 50%
Управление HCI менее сложно и трудоемко. Во-первых, вычислительные ресурсы и хранение данных консолидированы. Во-вторых, администрирование как аппаратной части, так и программной части и виртуальных машин осуществляется через единый интерфейс. Многие функции управления автоматизированы, для мониторинга и выполнения процедур используются алгоритмы машинного обучения. В итоге для развертывания и администрирования требуется в 2 раза меньше персонала при сопоставимых конфигурациях. IDC также выявило, что нагрузка на службу поддержки пользователей снижается до 60% по запросам, связанным с работой вычислительной инфраструктуры из-за большей надежности.
7. Снижение потерь от простоев ИТ на 80%
Аналитики IDC в свое время подсчитали, что минута простоя дата-центра в среднем стоит $7900. HCI позволяет снизить время незапланированных простоев на 80%. Отсутствие единой точки отказа - черта, присущая HCI-архитектуре изначально. В кластеры встроены механизмы обеспечения работоспособности и самовосстановления при сбоях. Если проблема все-таки случилась, то восстановление происходит быстрее на 85%. Кроме того, не требуется плановых простоев для обслуживания серверов за счет автоматического переноса нагрузок с отключаемых узлов.
Снижение времени простоев важно для критических ИТ-систем, а экономический эффект может быть огромным, если учитывать возможные предотвращённые потери от простоев таких систем.
Именно реальные экономические выгоды - главные причины роста доли HCI в последние годы. Согласно данным Enterpise Cloud Index, 42% российских компаний планируют начать использование HCI в течение 2 лет.
Узнайте больше об экономических эффектах из полного отчета IDC «Корпоративное облако Nutanix: анализ TCO и ROI».