Halyk Bank: как привлечь и удержать ИТ-специалистов
АО «Народный Банк Казахстана» («Халык банк») – крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, успешно работающий на благо своих клиентов уже более 97 лет.
История банка, это история становления и развития сберегательной системы Казахстана.
В условиях перегретого рынка труда каждая компания ищет свои методы привлечения и удержания ИТ-специалистов. О том, какие средства и методы для этого использует Halyk Bank и что из них работает лучше всего, рассказал Антон Мусин, главный управляющий директор по ИТ и инновациям.
За последние пару лет Halyk Bank запустил огромное количество инициатив, связанных с разработкой решений, новыми продуктами, реализацией сервисов. Это требует ресурсов, в том числе кадровых.
ИТ-команда в банке достаточно большая, только в головном офисе работают больше 800 человек. Однако этих ресурсов все равно не хватает. К тому же банк сталкивается с проблемой сильно перегретого рынка труда. Сейчас настолько высока конкуренция за ИТ-специалистов, что удерживать квалифицированных сотрудников сложно. Например, ежегодный отток людей, занимающихся фронтальной разработкой, составляет 30%, а средний срок работы в банке специалиста по IOS-разработке – всего 4 месяца!
Одним из способов решения проблемы с кадрами стало создание Halyk Akademy – образовательной площадки для молодых ИТ-специалистов. Банк сделал акцент на работу с молодежью и строительство некоего «конвейера по обучению». Сначала удалось договориться о сотрудничестве с двумя вузами – это Международный университет информационных технологий (МУИТ) и Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ). Затем к ним присоединился Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ).
Эксперты банка проанализировали учебные программы вузов, сформировали на площадках университетов так называемые Halyk-лаборатории, оснастили их оборудованием и, самое главное, облачными средствами разработки в стеке Halyk Bank. То есть ребята могут учиться прямо в стеке банка, получать опыт, максимально приближенный к реальным условиям работы.
В рамках Halyk Akademy банк организовывает мастер-классы и обучающие лекции по языкам программирования. Это непросто, так как надо замотивировать самых сильных ИТ-специалистов банка читать лекции и учить юных ребят, рассказывать о том, как устроены процессы в банке. Нужно показать молодым ребятам, что банк работает на современных стеках, занимается интересными задачами и перспективен в качестве работодателя.
Запуск Halyk Akademy позволил организовать «воронку» по привлечению и отбору молодых специалистов. Эксперты банка вместе с преподавателями вузов анализируют результаты ребят, которые проходят обучение в Halyk Akademy, затем часть студентов получает офферы. В банке разработаны программы, позволяющие в течение 3-4 месяцев превратить интерна в молодого «джуна», выполняющего конкретную работу. Таким образом, Академия обеспечивает постоянную оборачиваемость кадров и их регулярное пополнение.
Разумеется, Halyk Akademy – не панацея, она не в состоянии решить все кадровые проблемы. Например, актуален вопрос по дальнейшему удержанию в банке «джунов», которые проработали около года, набрались опыта и начинают получать офферы от других компаний с предложением зарплаты, в 2-3 раза превышающей их зарплату на текущей позиции в банке. Такая же ситуация и со специалистами уровня «мидл» – их часто перекупают другие компании, поэтому острота проблемы оттока ИТ-специалистов не снижается.
Что делают в банке для того, чтобы удерживать ИТ-специалистов? Конкурировать только за счет уровня зарплаты невозможно – это лишь разогревает рынок, зарплата растет на десятки процентов каждый год. Поэтому в банке стараются, в первую очередь, обеспечивать опытных сотрудников все более и более интересными проектами. Еще одна распространенная практика – переводить сотрудника на позицию с другим функционалом и дополнительными финансовыми перспективами.
У банка есть возможность выдавать своим сотрудникам льготную ипотеку – и это один из самых лучших инструментов удержания специалистов на текущий момент, он очень хорошо работает. Потому что немного компаний и даже банков могут себе это позволить.
Что касается сменного графика и удаленной работы, то к этому вопросу в Halyk Bank подходят очень аккуратно. Практика показывает, что ИТ-специалисты на удаленке часто начинают брать дополнительные проекты других работодателей. Есть опасения, что банк будет платить зарплату сотруднику, а он будет работать еще на 10-15 сторонних проектов.