ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?
За 10 лет работы ИТ-директором в российских и международных компаниях мне удалось понять, что развитие ИТ очень важно согласовывать с реальными потребностями бизнеса, но это не просто. Для многих современных рыночных компаний сейчас стоит дилемма стать «UBER или looser», т.е. или использовать новые ИТ-технологии, или разориться, как, например, это произошло у множества таксопарков. Хотя надо учитывать и высокие риски новых ИТ-технологий, которые также могут довести компании до банкротства.
Рис. 1. Этапы улучшения согласования ИТ и бизнеса
По теме «Согласования ИТ и бизнеса» есть как статьи и книги, так и ряд методик:
- Книги с названиями типа «Что ИТ-директор должен знать о бизнесе», «Как согласовать ИТ с целями бизнеса»;
- Методики планирования ИТ, исходя из приоритетов бизнеса. Один из подходов предложен мной в методике «Согласование ИТ и бизнеса» (www.info-strategy.ru/business-it-alignment );
- Модели взаимодействия ИТ и бизнеса, например, модель Хендерсона о согласовании (или «выравнивании»), где рассмотрены варианты последовательности разработки (или неразработки) ИТ-стратегии и стратегии бизнеса;
- Методики декомпозиции ИТ на отдельные элементы, понятные и со стороны бизнеса.
- Методики описания и планирования элементов ИТ, в том числе информационных систем и инфраструктуры ИТ, например: Enterprise Architecture, TOGAF, SOA, Component Business Model, CBM IT;
- Методики разработки ИТ-стратегий. Например, моя совсем новая книга по ИТ-стратегии.
Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса
На мой взгляд, в согласовании ИТ и бизнеса целесообразно выделить три разных уровня (см. рис. 2):
- цели и стратегии: стратегический уровень, где рассматривается согласование планов по ИТ и бизнесу на 1-3 года вперед;
- оперативная работа: тактический уровень, где и выполняется основной объем работ по поддержке ИТ и ведению бизнеса;
- проекты: уровень конкретных проектов по улучшению ИТ и бизнеса.
Рис. 2 Основные уровни согласования ИТ и бизнеса
Деление на похожие уровни встречается достаточно часто, хотя надо учитывать, что по всем элементам ИТ можно выделить работы, относящиеся и к стратегии, и к оперативной работе, и к проектам по улучшению этих элементов.
В данном тексте рассмотрена более простая модель, где каждый элемент ИТ отнесен только к одному из этих уровней, рассмотрено только 10 элементов ИТ. Так сделано, чтобы проанализировать согласование ИТ и бизнеса на самом верхнем уровне, сделав это с представителями бизнеса (см. рис. 3).
Рис. 3. Предлагаемая модель согласования ИТ и бизнеса
Первый этап: оценка приоритетов улучшений элементов ИТ
Приоритеты улучшений элементов ИТ зависят от множества факторов. На мой взгляд, в первую очередь, стоит учитывать два фактора:
- Устраивают ли конкретные элементы и бизнес, и ИТ, а также координацию между ИТ и бизнесом;
- Важность этих элементов для бизнеса и ИТ.
Далее, на примере средней по размеру российской компании, рассмотрены оценки приоритетов улучшений элементов ИТ, см. рис. 4:
- Высокий приоритет улучшений: ИТ-стратегия, Информационные системы, Управление ИТ, План проектов по ИТ;
- Средний приоритет улучшений: Требования бизнеса к ИТ, Бюджет ИТ, Компетенции (навыки) сотрудников ИТ;
- Низкий приоритет: Инфраструктура ИТ, KPI по ИТ.
Рис. 4. Пример оценки приоритетов улучшений элементов ИТ
Однако надо учитывать и ряд других факторов:
1. Сложность улучшений каждого из элементов ИТ;
2. Текущий уровень зрелости;
3. Логическую последовательность улучшений;
4. Уже имеющиеся планы улучшений и интуитивно ожидаемые приоритеты улучшений;
5. Сравнение с конкурентами вашей компании;
Оценки текущего уровня согласования элементов ИТ и бизнеса, а также приоритеты улучшений делать лучше совместно представителями бизнеса, и ИТ:
1. Гендиректору (или куратору ИТ, если это другой человек) хорошо бы привлечь и руководителей основных направлений бизнеса;
2. ИТ-директору, руководителям направлений ИТ;
3. Представителям пользователей ИТ;
4. Хорошо бы сделать сравнение и с конкурирующими компаниями (или компаниями, которые похожи на вашу).
С различными рекомендациями «лучших практик» сравнивать свою компанию тоже можно, помня, что ваша компания должна быть на уровне (или немного лучше) основных конкурентов, чего, к сожалению, достижение каких-то определенных «уровней зрелости» по COBIT или ITIL не гарантирует.
Вот визуализация приведенного на рис. 4 примера оценки потенциала согласования ИТ и бизнеса (см. рис. 5):
Рис. 5. Пример оценки потенциала согласования элементов ИТ с бизнесом
После оценки согласования элементов ИТ и бизнеса встает вопрос, насколько надо улучшать каждый из элементов ИТ, какие методы и в каком размере, использовать для улучшений.
Второй этап: учет последовательности и объемов улучшений элементов ИТ
Конечно, кроме выявления приоритетных для улучшения элементов ИТ, надо учесть и последовательность улучшений (например, часть лучше начать с определения требований к ИТ), а также обязательность улучшений (например, гендиректор или налоговая служба могут прямо-таки требовать доработки некоторых элементов ИТ). Пример рассмотрен в табл. 1:
Табл. 1. Пример последовательности улучшений элементов ИТ
Элементы ИТ |
Последовательность улучшений |
Обязательность улучшений |
Требования бизнеса к ИТ |
Как можно раньше, можно как первый этап разработки ИТ-стратегии |
|
ИТ-стратегия |
После разработки требований бизнеса к ИТ, но лучше разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии. |
Очень желательно |
Бюджет ИТ |
Желательно совместно с планов проектов по ИТ, после разработки ИТ-стратегии (а также требований бизнеса к ИТ). |
Обязательно до конца года |
… |
|
|
Также надо спланировать и объем целесообразных улучшений каждого из элементов ИТ, и время, когда желательно сделать эти улучшения. Пример рассмотрен в табл. 2:
Табл. 2. Пример оценки целесообразных объемов улучшений каждого из элементов ИТ
Элементы ИТ |
Приоритет улучшений |
Уровень проработки |
Целесообразные улучшения |
|
|||
сейчас |
надо бы |
объем улучшений |
в ближайшие 6 месяцев |
через 1 год |
|||
Требования бизнеса к ИТ |
средний |
средний |
средний |
средний |
разработать требования к ИТ в рамках работ по ИТ-стратегии |
… |
|
ИТ-стратегии |
высокий |
ничего нет |
средний |
большой |
разработать ИТ-стратегию на 50-70 страниц |
обновить и расширить ИТ-стратегию |
|
Бюджет ИТ |
средний |
низкий или средний |
средний |
средний |
разработать план проектов на следующий год |
планы на 2-3 года |
|
… |
… |
… |
… |
|
… |
… |
Третий этап: разработка плана улучшений, выполнение плана
Пример планирования улучшения по некоторым элементам ИТ (которые поместились на рисунок) для средней по размеру компании приведен на рис. 6.
Рис. 6. Пример планирования улучшений элементов ИТ
Вопросы и предложения
1. По моим оценкам, в российских компаниях согласование ИТ и бизнеса налажено так себе, особенно в области стратегий ИТ и бизнеса, которых часто просто нет. Я стажировался и учился примерно в половине стран ЕС, на мой взгляд, с точки зрения согласования ИТ и бизнеса, наша страна лучше стран южной Европы (Греции, Италии, Испании), на уровне Венгрии и Чехии, отстает от Германии, Голландии и других стран северной Европы. Есть у кого свой опыт сравнения согласования ИТ и бизнеса в России с другими странами?
2. Предложенная в данной дискуссии методика разработана мной для крупных компаний, интересно было бы оценить согласование ИТ и бизнеса для средних по размеру компаний (для малых это не так актуально, а для крупных компаний - долго).
Я могу попробовать сделать экспресс-оценку потенциала согласования ИТ и бизнеса (первый этап улучшения согласования ИТ и бизнеса) для ИТ-директоров российских компаний, пишите мне по адресу editor@info-strategy.ru. Статистика оценок будет опубликована в отдельной дискуссии, может это будет ориентиром и для других компаний.