Мифы и реалии телемедицины

7

Вокруг телемедицины в настоящее время возникло множество мифов, считает Антон Владзимирский, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе в ГБУЗ Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ. На онлайн-встрече клуба GlobalCIO|DigitalExperts«ИТ-решения в медицине» он развеял некоторые из них. 

"На тему телемедицины приходится сейчас огромное количество хайпа. Поэтому в своей презентации я не столько хочу рассказать о конкретных достижениях, например, нашего центра либо наших коллег, сколько поговорить о тех мифах и заблуждениях, которые сформировались вокруг этой темы.

Самый большой миф, который связан с телемедициной – это то, что она никак не развивается, её практически нет, что существует много препятствий для ее развития. На самом деле это не так. На слайде вы видите статистику применения телемедицинских технологий ОМС на федеральном уровне. Здесь информация о разнообразии способов и средств применения телемедицины на примере московского здравоохранения. То есть телемедицина - состоявшийся инструмент здравоохранения, вопрос лишь в том, как правильно и более эффективно его использовать.

Еще один миф – мы сплошь и рядом видим высказывания о том, что у нас не работает закон в телемедицине. Коллеги, эта информация поступает от тех людей, которые увидели в телемедицине для себя вроде бы как лёгкие быстрые деньги, "прыгнули" в эту сферу, вложили какие-то деньги, совершенно игнорируя все особенности медицины, у них ничего не получилось, но они не стали оценивать свои ошибки, а всё взвалили на плохое законодательство. В качестве хорошего примера хорошего законодательства часто приводят законы о телемедицине, которые приняты практически во всех штатах США. Важно подчеркнуть, что там нет никакого разгула и вседозволенности для IT-индустрии. Все вопросы применения телемедицины жёстко регулируются врачебными сообществами. Назначать лечение действительно можно, но только для тех состояний, для тех ситуаций, для которых научно доказано соответствие и качество медицинской помощи в очной форме и дистанционной форме, таких состояний единицы, относительно всего перечня заболеваний. Телемедицинская помощь должна оказываться в общем жёстком соответствии со стандартами, есть документирование, есть проверки и малейшая провинность — это лишение лицензии, то есть никакой вседозволенности нет, есть жесточайший контроль качества и безопасность.

В нашем законодательстве безопасность пациента также поставлена на первое место - ни чьи-то бизнес интересы, ни чьи-то желания озолотиться на жизни и здоровье других людей. Давайте не забывать, что каждый из нас рано или поздно может стать пациентом и каждому из нас хочется, чтобы его вылечили, спасли его жизнь, а не просто заработали на нём деньги. Те формы применения телемедицины, которые внесены в российское законодательство, строятся на доказательной базе, то есть за десятилетия применения телемедицины именно для этих форм показана наибольшая безопасность и качество. Можно применять широчайший спектр разных возможностей телемедицины благодаря нашему законодательству. Более того, постоянно вводятся новые поправки и дополнения. Например, новые правила проведения рентгенологических исследований. Над этим документом очень много работал коллектив нашего центра под руководством профессора Сергея Павловича Морозова. Здесь есть дистанционное описание, экспертные консультации, положение референс-центра, даже есть форма работы, при которой в консультируемой медицинской организации вообще отсутствует врач, только лаборант и телемедицинская поддержка, здесь есть и искусственный интеллект в том числе.

Теперь о деньгах! Телемедицина давно включена в территориальные программы ОМС, в базовом федеральном приказе Минздрава о структуре медицинских услуг есть три вида, касающиеся телемедицины — это консультации, это дистанционная интерпретация результатов разных исследований и дистанционный мониторинг, дистанционный контроль состояния здоровья. Здесь вы видите динамику, как интенсивно нарастает количество тарифов, на примере хотя бы центрального федерального округа в реальных территориальных программах.  

Но скоро, вероятно, родится следующий миф о том, что в ближайшем будущем эти услуги исчезнут из территориальных программ ОМС. Развеем этот миф еще до момента его появления: согласно разъяснениям федерального фонда ОМС, которые были сделаны на заседании круглого стола в государственной думе, все тарифы на консультации «пациент-врач», были взяты из подушевого финансирования поликлиники, что соответственно привело к пропорциональному снижению подушевого финансирования. Однако объём телемедицинских услуг не настолько большой, чтобы компенсировать это снижение. Соответственно, складывается негативная ситуация — общее уменьшение объёмов финансирования первичного звена. Естественно, это некорректная, неправильная история. Поэтому в ближайшем будущем, вероятно, эти услуги исчезнут из программ ОМС, но при этом все телемедицинские услуги в формате «пациент-врач» будут погружены в подушевое финансирование первичного звена. А если некая поликлиника захочет прибегнуть к услугам третьей стороны, например, частной телемедицинской платформы, частного телемедицинского сервиса, в таком случае поликлиника может самостоятельно заключить прямой договор с этим юридическим лицом и расплачиваться за услуги, пользуясь этим общим объёмом подушевого финансирования

Если говорить об онлайн-консультациях, то это пока абсолютнейшая terra incognita, это та часть современной медицинской науки, которая формируется прямо сейчас, в реальном режиме времени. Чем быстрее будет нарастать доказательность, чем больше будет хороших клинических испытаний, тем быстрей телемедицинские программы «пациент-врач» будут распространены повсеместно. Но здесь возникает другая проблема: население, пациентов, людей нужно обучать цифровой гигиене, рассказывать, что ожидать от такой консультации, а чего не надо ожидать, и что является признаком того, что вам хотят навязать некачественную услугу, может быть даже опасную.

Проблема в том, что пока еще не сложились единые стандарты того, как должна проходить телемедицинская консультация, особенно если это первичный прием. В настоящее время каждый телемедицинский сервис делает это по-своему, и далеко не всегда это происходит корректно. Так, мы проводили исследования на симулированных пациентах (конечно, никаких экспериментов на людях), которые обращались в ведущие телемедицинские сервисы. И получили очень негативные результаты.  Часто лечение назначается без проведения достаточного количества исследований, причем назначаются, в том числе, антибиотики. Безусловно, требуется система контроля качества работы телемедицинских сервисов. И самые продвинутые телемедицинские сервисы сейчас начинают налаживать у себя эту систему качества. Это регулярные проверки, это определение системных проблем, мероприятия по улучшению и дальнейшей деятельности, постоянный цикл улучшений.  

Телемедицине, безусловно, предстоит пройти долгий путь, но в медицине не бывает короткого пути, здесь всегда долго. Это рандомизированные клинические испытания, это разработка на их основе клинических рекомендаций, это обеспечение обучения врачей и повышение приверженности врачей к этим рекомендациям, обязательная внутренняя система качества. И только потом следуют изменения в законодательстве для всей отрасли.


7680
Коментарии: 7

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Вадим Коноваленко
    Рейтинг: 93
    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова
    Начальник Управления информатизации и связи (CIO/CDTO)
    20.01.2021 09:53

    Добрый день!



    Скажите, пожалуйста, а за сколько это десятилетий "... то есть за десятилетия применения телемедицины именно для этих форм показана наибольшая безопасность и качество."? И конкретно в нашей стране, где Интернету всего-то около 25 лет, а медицинскому on-lin'у и того меньше...
    "Но здесь возникает другая проблема: население, пациентов, людей нужно обучать цифровой гигиене, рассказывать, что ожидать....", если у нас уже "десятилетия" применения, то откуда же "другая проблема..."? Как же так, за десятилетия никого ничему не научили?
    Странно как-то, не находите?

  • 25.01.2021 11:50

    Вадим, спасибо за интересное мнение!
    Рискну высказать свое мнение. Возможно, дело в том, что только сейчас телемедицина стала доступна для широкого круга людей. Отсюда и проблема.
    В любом случае качество телемедицинских услуг - предмет для отдельной дискуссии.

    • Вадим Коноваленко
      Рейтинг: 93
      ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова
      Начальник Управления информатизации и связи (CIO/CDTO)
      25.01.2021 12:44

      Да нет, Наталья, не очень-то этот круг и широк... Консультации типа "врач-врач" ещё как-то идут, а вот "врач-пациент" существенно меньше. Здесь и некачественная связь и отсутствие в поликлиниках/амбулаториях качественного видеооборудования, орг. сложности да и с нормативной базой не очень всё просто...

  • 25.01.2021 14:29

    Вадим, а по вашему опыту, есть все-таки хоть какой-то рост консультаций "врач-пациент"?

  • Вадим Коноваленко
    Рейтинг: 93
    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова
    Начальник Управления информатизации и связи (CIO/CDTO)
    25.01.2021 15:34

    Это как посмотреть... Рост небольшой, но есть, правда, надо учитывать, что при величинах около ноля и +10 штук это сотни процентов роста...

  • 25.01.2021 18:13

    Вадим, понятно! Будем надеяться, что рост будет. на мой взгляд, перспективная история, если удастся преодолеть те проблемы, о которых вы написали. Спасибо!

  • Вадим Коноваленко
    Рейтинг: 93
    ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова
    Начальник Управления информатизации и связи (CIO/CDTO)
    26.01.2021 08:21

    Как говорится: "не было бы счастья, да несчастье помогло...", COVID'ная ситуация, загнавшая людей на удалёнку, простимулировала развитие дистанционных технологий, к счастью, не только в образовании. Есть надежда, что и телемедицина получит некий толчок в своём развитии.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.