Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для налогового мониторинга

Заказчик
Аэрофлот
ИТ-поставщик
SAP Digital Business Services, RAMAX Group
Год завершения проекта
2018
Сроки выполнения проекта
Сентябрь, 2017 — Апрель, 2018
Масштаб проекта
нет данных человеко-часов
нет данных автоматизированных рабочих мест
Цели

Развитие перевозок и увеличение пассажиропотока ПАО «Аэрофлот» привело к росту объема документооборота и запросов из налоговых органов. Службы направляли более 500 запросов год, в ответ Аэрофлот предоставлял свыше 100 тысяч документов и расшифровок, в основном на бумаге, а значит, увеличивались затраты на сопутствующие услуги. ФНС России предложила крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму налогового контроля — «Налоговый мониторинг». Аэрофлот оценил преимущества инициативы и решил присоединиться к ней. В рамках перехода на новый режим взаимодействия с налоговым органом руководство компании поставило следующие цели:

  • максимальное использование возможностей дистанционного налогового контроля;
  • синхронизация подходов, применяемых налоговым органом и авиакомпанией для выявления налоговых рисков;
  • экономия затрат на налоговое администрирование при переходе на безбумажную технологию;
  • увеличение скорости формирования налоговой отчетности и повышения ее качества.

Уникальность проекта

Проект является наиболее актуальным и соответствует современным тенденциям по цифровизации бизнес-процессов и установлению открытых отношений между налоговым органом и налогоплательщиком, что позволяет:

  • проводить контрольные мероприятия без привлечения работников компании за счет онлайн-доступа к финансовым данным;
  • сделать информацию о деятельности Аэрофлота и его контрагентов максимально прозрачной и доступной в любое время;
  • хранить и систематизировать данные, обеспечивая быстрый доступ к информации;
  • сотрудникам ФНС России просматривать скан-образы первичных учетных документов из электронного архива через «Витрину данных».
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО
  • SAP Fiori, SAP TaxCompliance, SAP GRC Process Control,
  • SAP Risk Management, SAP BO, SAP HANA, SAP ERP,
  • SAP SSO, SAP SSD, SAP Web Dispatcher, SAP S/4HANA,
  • SAP Advance Compliance Reporting
Описание проекта

Со стороны Аэрофлота были задействованы сотрудники бухгалтерии и ИТ-департамента. Проект выполнялся с участием специалистов SAP Digital Business Services, RAMAX Group и PwC. Для достижения поставленных целей была разработана информационная модель данных, которая объединила сведения из множества источников в едином пространстве. Отчетность по всем видам налогов была приведена к общему формату и упорядочена в рамках новой иерархии данных. Разработанная методология была согласована с ФНС России, были соблюдены требования всех действующих норм законодательства, предусмотрена возможность внесения доработок и изменений. С учетом всех рекомендаций ФНС России Аэрофлот внедрил ИТ-функционал — единую платформу «Витрина данных ПАО «Аэрофлот» для целей налогового мониторинга». Благодаря слаженной работе команды проект был реализован всего за 6 месяцев.

Разработанное решение позволило:

  • получать детальные расшифровки налоговой и бухгалтерской отчетности в режиме онлайн;
  • повысить скорость и качество коммуникаций Аэрофлота с налоговыми органами;
  • оптимизировать затраты на налоговое администрирование за 6 месяцев на 7 %;
  • снизить количество запросов налоговых органов на 40 %;
  • уменьшить количество предоставленных бумажных документов в 5 раз за 6 месяцев в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году;
  • объединить различные системы хранения документов в электронный архив.

Создание «Витрины данных ПАО «Аэрофлот» для налогового мониторинга» и реализация сопутствующих проектов позволило решить целый ряд задач, с которыми сталкиваются все крупные компании, это такие задачи как:

  • оптимизация и цифровизация бизнес-процессов;
  • расширение взаимодействия с налоговыми органами;
  • создание удобного в использовании электронного хранилища.

По итогам внедрения отмечены следующие важные моменты:

  • необходимы постоянные консультации с представителями ФНС России;
  • команда проекта должна быть многозадачной и состоять из представителей бухгалтерии, IT, сторонних методологов и консультантов;
  • вступление в режим налогового мониторинга и сопутствующие процессы позволяют пересмотреть учетные процессы в компании.
География проекта
Россия
Коментарии: 13

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Алексей Степанов
    Рейтинг: 252
    Нет
    Независимый эксперт
    07.12.2018 08:12

    Из описания проекта видно, что проделана большая и важная работа. Отличная работа, Кирилл. У меня один вопрос: какова трудоёмкость проекта в человека-часах (приблизительно)? Сколько суммарно человек участвовало во внедрении проекта (со стороны компании / ФНС/ сторонних консультантов)? Хочу проверить свои предположения.

    • Алексей
      10.12.2018 11:40

      Добрый день.
      На разных этапах проекта проектная команда, состоящая из специалистов SAP, RAMAX и PwC, варьировалась, и составляла от 10 до 20 человек.
      При этом отмечу, что для нормального взаимодействия и раскрытия отчетности нужно создавать не только витрину данных, но и выстраивать систему контролей (включая и методологию, и автоматизацию), а также регламентировать взаимодействия с ФНС, готовить пользователей, менять внутренние регламенты и многое другое. Трудоемкость таких работ напрямую зависит от зрелости компании к переходу на «Налоговый Мониторинг». У нас подготовка к проекту заняла порядка года и с нашей стороны, участие сотрудников подразделений компании мы оцениваем до 10000 человеко-часов.

  • 27.12.2018 14:16

    Добрый день!
    Заметно, что полугодовому проекту предшествовала действительно большая
    организационная и техническая работа. На выходе - хорошее и эффективное решение.
    А кто являлся фактическим заказчиком проекта?

    • 28.12.2018 09:40

      Добрый день, Александр!

      Бизнес-заказчики налогового мониторинга определяются основным его функционалом и непосредственным эффектом от использования этого решения.
      В нашем случае основным заказчиком является департамент бухгалтерского учета (ДБУ) в лице главного бухгалтера Аэрофлота Николаевой Ирины Александровны. Именно это подразделение отвечает за формирование налоговой отчетности и всеми коммуникацию с налоговыми органами.

      Отмечу также, что дополнительными заказчиками подобного решения могут быть подразделения, отвечающие за системы внутреннего налогового контроля в компании. В нашем случае эту роль на себя взял также ДБУ, который в рамках проекта сформировал матрицу контрольных процедур в соответствии со строками налоговых деклараций. Сами процедуры при этом могут и должны выполняться всеми структурными подразделениями компании.

  • Александр Балабанов
    Рейтинг: 858
    Независимый эксперт
    Директор по ИТ и Цифровой трансформации
    03.01.2019 10:46

    Кирилл приветствую! Вы сказали "...сотрудникам ФНС России просматривать скан-образы первичных учетных документов из электронного архива через «Витрину данных»...". Вопросы: 1. Каким объемом документов (в шт, в Tb) в настоящий момент оперирует система? 2. Кто занимается сканированием всей первичной документации? 3. Кто выступил Архитектором решения?

    • Александр
      11.01.2019 16:52

      Александр, добрый день!

      1. Витрина данных налогового монитора работает на той же базе данных, что и учетная система, и имеет бесшовную интеграцию с электронным архивом первичных документов. Таким образом объем документов системы – это объем первичных документов (финансовых транзакций) учетной системы, с соответствующим приложением архива подтверждающих документов (скан-образов). Одна из задач промышленной эксплуатации, – планомерно расширять количество процессов, выходом из которых являются сохраненные в архиве документы. На данный момент, ежемесячный прирост документов – примерно 300 000.
      2. Сканированием входящей первичной документации занимаются исполнители по договорам, заинтересованные в скорейшем запуске конкретного процесса (например, регистрация счета на оплату или счета-фактуры). Бизнес-процессы, в рамках которых появляются исходящие первичные документы, мы автоматизируем с использованием технологий штрих-кодирования при печати этих документов, что позволяет в дальнейшем автоматически как размещать их в архив, так и находить их там.
      3. На проекте был ИТ-архитектор с нашей стороны, два архитектора со стороны компании – разработчика решения. Важно отметить, что при принятии ключевых решений по архитектуре существенное участие в их разработке и согласовании также принимали бизнес–заказчик в лице главного бухгалтера и, в ряде случаев, ключевые исполнители (держатели соответствующих бизнес-процессов обработки первичных документов).

  • Дмитрий Кудрявцев
    Рейтинг: 30
    CIO-on-demand.ru
    партнёр
    22.06.2015 19:02

    Да, да, берите как хорошую практику и внедряйте. У всех же есть несколько лет и пару десятков миллионов евро на оптимизацию этого дела...

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    23.06.2015 09:52

    Звучит красиво. но , по моему, это оптимизация "на спичках"

    можно обнаружить позиции, к которым обращается лишь небольшая часть работников предприятия, либо не востребованные вовсе. Предоставление услуг такого рода можно временно заморозить, а затем полностью прекратить.
    Для этого был нужен кризис? А до того? Предоставляли услуги, которые не были востребованы ?

    делать предварительную оценку трудозатрат на любое изменение в ИТ-системе.
    Тот же вопрос. То есть,до того экспертизы на предмет - "а нужно ли оно вообще не было ?" .Понятно, что в такой структуре денег особо не считают, чего их считать, когда они из недр каждый день качаются. Потому и гуляли широко, с размахом. Бантики вязали, как говорят.

    анализ системной архитектуры – при ближайшем рассмотрении в ней тоже можно изыскать возможности для оптимизации, выявив избыточную мощность тех или иных элементов инфраструктуры...
    Благое дело. Выявили. и что делать с избыточными мощностями? Продать? Выключить? А как выключить половину сервера ?))). Перейти на новые, тогда что делать со старыми?

    решение SAP ERP вполне может работать на оборудовании среднего класса, стоимость владения которым существенно ниже.
    Логично. Непонятно только, а это в кризис сделали или до него? И если до него, что что, переходили на "средний класс" (то есть это очередная инвестиция), и что при этом случилось с предыдущим оборудованием. Которое наверняка свой ресурс не выработало.

    все проекты должны обсуждаться коллегиально и проходить тонко настроенный фильтр, отсекающий недостаточно продуманные инициативы.
    Да это в принципе быть должно, это не средство оптимизации, это нормальная практика, касающаяся не только ИТ-проектов.

    Комитет одобряет ИТ-проекты стоимостью до 100 млн руб.
    Чтоб мы все так жили в любой кризис :)

    Функции, запрошенные одним заказчиком, нередко нужны и другим потребителям. Чтобы не дублировать проекты для удовлетворения схожих запросов, комитет выбирает оптимальный вариант технического решения», — пояснил вице-президент компании.

    Абсолютно верная практика. Не имеющая отношения к кризисам и прочим экстремальным ситуациям. Неужели этого не делали до кризиса? Да не поверю, адекватные же люди.

    «Суть нашего обращения к ним – сохранить цены на услуги и продукты в рублевом выражении на уровне 2014 года или при возможности понизить их

    Пожалуй, наиболее серьезная, заслуживающая внимания мера. Сохранить цены на услуги - понятно. Поставщик никуда не денется, надо сохранять клиента, можно и потерпеть.
    А вот с ценами на товары посложнее. Если удалось их оставить - это зачет! Скорее всего, конечно, зафиксировали какой-то средний курс. И поставщики товара за счет своей маржи упали. Тут все зависит от каждого конкретного случая.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.