Система удаленного подписания документов - E-contract

Заказчик
ПАО «Ростелеком»
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Ростелеком Информационные Технологии
Год завершения проекта
2022
Сроки выполнения проекта
Май, 2021 - Май, 2022
Масштаб проекта
2500 автоматизированных рабочих мест
Цели
  • Предоставить клиентам и сотрудникам компании удобный, быстрый, бесплатный и удаленный сервис для подписания документов
  • Сократить срок подключения клиента
  • Сократить время менеджера на работу в системах
  • Сократить операционные затраты на печать и доставку документов
  • Сократить время бэк-офиса и ОЦО на работу с бумажными документами (сканирование, выкладывание в архив)
  • Улучшить восприятие Ростелекома для В2В клиентов и сотрудников как digital поставщика услуг, увеличение CSI и NPS клиентов
  • Уникальность проекта

    Продукт уникален в нескольких аспектах:

    1. Отсутствие аналогов на рынке РФ для В2В клиентов – нет аналогичных комплексных решений, закрывающих этап идентификации и подписания.

    2. Не требует оплаты и специальной подготовки от подписанта- подписание происходит в личном кабинете Ростелеком, не нужен ключ КЭП.

    3. Юридическая обвязка процесса – все процедуры для удаленного подписания легитимны, происходят удаленно и в автоматическом режиме - проходит идентификация клиента, все необходимые проверки безопасности, авторизация и подписание соглашения об электронном документообороте.

    4. Масштаб использования – продукт используется на всей территории РФ в 64 региональных филиалах, также сам процесс переиспользуется в других проектах.

    5. Эффект внедрения - сокращение времени работы сотрудников до 60 мин./продажа, срока подключения клиента как минимум на 1 день, OPEX на бумагу и доставку от 300 руб./документ. Потенциал охвата: 200 тыс. договор В2В, 1 млн. документов ГПХ в год.

    Проект решает задачи импортозамещения
    Да
    Использованное ПО

    Клиентская часть:

    1. Vue.js
    2. TypeScript
    3. LESS

    Серверная часть:

    1. СУБД PostgreSQL
    2. Миграции БД Liquibase
    3. Брокер сообщений RabbitMQ
    4. Язык программирования Python 3.8 - 3.10
    5. Основной веб-фреймворк FastAPI. Дополнительно используется Flask.
    6. Очередь задач Celery
    7. Основная ORM SQLAlchemy 1.4. Дополнительно используются SQLAlchemy Core 1.4, Gino.
    8. Сбор логов Kibana + Filebeat
    9. Мониторинг Grafana
    10. Деплой осуществляется инструментами GitLab CI/CD, Jenkins в OpenShift OKD.
    11. Apiman в качестве шлюза API

    Вспомогательные системы

    Личный кабинет B2B, Компонент идентификации, Госуслуги, интеграционная шина, хранилище данных, CDI, DADATA, SSO, модуль учета заявок для дистанционных каналов.

    Сложность реализации

    Бизнес составляющая:

    • проработка легитимного бизнес-процесса и его согласование со всеми смежными функциями (юристы, безопасность, финансисты, продажи, обслуживание, ОЦО);
    • проработка CJM пользователей с минимальным количеством шагов (менеджера и подписанта);
    • проработка UX|UI всех экранных форм и синхронизация их всех систем процесса.

    Клиентская часть:

    • Архитектура микрофронтендов.
    • Возможность встраивания компонентов в различные внешние системы.
    • Легкое взаимодействие с backend за счет микросервисов, являющихся едиными точками входа API.

    Серверная часть:

    • Асинхронная микросервисная архитектура (более 15 микросервисов). Event-driven architecture.
    • Возможность интеграции проекта по API с различными внешними системами.
    • Собственная БД на каждом микросервисе (Database per service).
    • Основные бизнес-шаги и взаимодействие с внешними системами осуществляются посредством нотификаций через брокер сообщения.
    • Реализация паттерна Transactional outbox, гарантирующего отправку событий потребителю через брокер сообщений.
    • Деплой микрофронтедов, микросервисов и миграций БД полностью автоматизирован и осуществляется по одной кнопке.
    Описание проекта

    E-contract – система удаленного подписания документов. На данный момент система позволяет удаленно подписывать документы (договоры, акты и дополнительные соглашения) с клиентами В2В и с сотрудниками компании, оформленными по договору гражданско-правового характера. Это федеральный продукт, доступный сотрудникам по всей России и позволяющий за 10 минут подписать документы простой электронной подписью, предварительно идентифицировав подписанта с применением компоненты идентификации, которая проводит идентификацию для юридических и физических лиц через портал Госуслуг. Подписание документов происходит в личном кабинете Ростелекома, в котором в последующем будут доступны все подписанные документы и будет происходить все удаленное обслуживание.

    Процесс удобен как для сотрудников компании, так как позволяет сократить время на продажу и бумажный документооборот, так и для клиентов и сотрудников на ГПХ, которые являются подписантами - они получают быстрый, легитимный и бесплатный (в отличие от кабинетов ЭДО и подписания через КЭП) способ заключить договор и подписывать ежемесячные акты с Ростелекомом.

    Продукт сейчас развивается для клиентов В2В и внутри компании Ростелеком для внутреннего документооборота с сотрудниками, а также планируется развитие продукта по встройке и переиспользование технологии в компаниях-клиентах Ростелекома. 

    Внедрение продукта происходило поэтапно. В качестве MVP был запущен процесс заключения договоров с В2В клиентами. Первым этапом в MVP была запущена пилотная группа в одном регионе и по одному каналу продаж - собирали обратную связь, выявляли критичные для раскатки проблемы и фиксировали бэклог задач на развитие. После фиксации критичных ошибок перешли к обучению других каналов продаж пилотного региона и постепенному открытию доступа к системе для всех пользователей региона, параллельно шло обучения пилотной группы по следующему региону. Так в течении 3-х месяцев система была внедрена во все регионы присутствия Ростелекома. Важно отметить, что внедрение системы сопровождалось ежедневными обучениями пользователей, чатами поддержки и ответами на вопросы, пользователи были обеспечены видеоинструкциями, памятками и скриптами для общения с клиентами, также формировался бэклог на развитие продукта, который приоритезировался и выводился по спринтам. После внедрения MVP функционал системы был дополнен возможностью подписания новых видов документов, возможностью подписания их с клиентами-самозанятыми и процессом по подписанию документов с сотрудниками по договору ГПХ.

    Сейчас, когда основной костяк пользователей обучен, всё ещё идет точечное обучение новых сотрудников, обновление материалов и инструкций по доработкам новых релизов.

    Результаты внедрения:

    1.       Системой e-contract на ноябрь 2022 года пользуется порядка 2500 сотрудников Ростелеком

    2.       10% договоров с клиентами сегмента МСП заключаются через систему (потенциал охвата 200 тыс. договоров в год)

    3.       Сокращен срок подписания договора с клиентом с 1-3 дней до 10 минут

    4.       Сокращено время, затраченное менеджером на одно подписание с 30 до 10 минут

    5.       Сокращено время, затраченное бэк офисом на сканирование и отправку документов в архив с 15 минут до 0

    6.       Сокращены операционные затраты на печать и отправку документов – от 300 руб./документ

    Запись демонстрации здесь.
    География проекта

    Федеральный продукт, доступен на всей территории РФ

    Дополнительные презентации:

    О проекте e-contract_проект года.pdf
    Коментарии: 5

    Комментировать могут только авторизованные пользователи.
    Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

    • Николай Беленьков
      Рейтинг: 107
      ITOGO.RU
      CIO
      05.12.2022 13:55

      Юлия, добрый день.
      Планируется ли у вас выпуск данного сервиса как продукта?

      • Юлия Веневская Николай
        Рейтинг: 424
        ПАО Ростелеком
        Директор направления автоматизации
        13.12.2022 15:39

        Николай, добрый день!
        Да, планируется. После внедрения сервиса для подписания с клиентами В2В Ростелеком, мы получили второй заказ внутри компании на расширение функциональности до сотрудников, физ.лиц, оформленных по договорам ГПХ, потом третий - для наших дочерних организаций. В результате уже внутри ГК мы обнаружили высокую востребованность, что послужило драйвером для запуска исследования потребностей внешнего рынка. Таким образом, в следующем году мы действительно планируем представить данный сервис широкой публике, а пока находимся в поиске ответа на вопрос, как его правильно упаковать. Если Вашей компании было бы интересно пропилотировать данное решение, будем рады сотрудничеству!

    • Сергей Кузнецов
      Рейтинг: 1013
      Лебер Логистика
      Операционный директор
      02.01.2023 21:13

      Юлия, добрый день! Отличный проект! Проголосовал!
      Ждем тираж на общедоступном рынке!

    • Максим Часовиков
      Рейтинг: 4767
      РАНХиГС
      Директор Проектов проектного офиса ректора
      03.01.2023 18:53

      Да, любопытный проект. Интересно будет узнать по каким критериям осуществлялся выбор поставщика решения, и будет ли какое-либо развитие проекта в будущем, или все заявленные цели были достигнуты?

    • Дмитрий Турчановский
      Рейтинг: 2527
      Зарубежнефть
      Заместитель начальника Управления информационных технологий
      03.01.2023 18:54

      Добрый день. Интересное решение, насколько его можно использовать и в других компаниях, планируется ли дальнейший тираж. На уровне государства также создан гос ключ, что также предполагает подписание без КЭП, но мы изучали и к нам оказалось неприменимо. Интересно изучить ваше решение.

    Год
    Предметная область
    Отрасль
    Управление
    Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.