Адаптивный интернет-банк ВТБ Онлайн: трансформация сайта с услугами и продуктами банка до уровня мобильного приложения

Заказчик
ПАО Банк ВТБ
Руководитель проекта со стороны заказчика
Год завершения проекта
2022
Сроки выполнения проекта
Февраль, 2022 - Сентябрь, 2022
Масштаб проекта
3000000 абонентов
Цели

Доработка интернет-банка (сайта) до уровня мобильного приложения в максимально сжатые сроки на фоне удаления мобильного приложения из магазинов приложений:

1. Внедрить и масштабировать технологию PWA – Progressive Web Application – для предотвращения оттока аудитории и нейтрализации негатива, связанного с потерей привычного канала решения ежедневных финансовых задач клиентов – приложения в магазине.

2. Использовать навигацию и мобильные паттерны.

3. Внедрить на web-сайте вход по биометрии (распознавание лица или отпечатка пальца).

4. Реализовать в мобильной версии интернет-банка платежи по QR-коду.

5. Повысить скорость исполнения онлайн-операций и для этого перевести все сервисы и системы интернет-банка на микросервисную архитектуру.

6. Повысить доступность сервисов дистанционного банковского обслуживания для клиента вне зависимости от санкционной политики.

7. Импортозамещение: перевести банковский сервис на российское ПО, снизить зависимость от зарубежных ПО.


Уникальность проекта

Создали в интернет-банке клиентский опыт, привычный при использовании продуктов и услуг через мобильное приложение (PWA).

Вход по биометрии: первыми на российском финансовом рынке внедрили принципиально новый способ входа в интернет-банк – web-аутентификацию по биометрии.

Оплата по QR-коду: первыми на российском финансовом рынке внедрили принципиально новые опции в канале интернет-банк (на сайте) для проведения платежей взамен сервисов, утраченных на фоне санкций.

Повысили доступность сервисов дистанционного банковского обслуживания для клиентов, даже если приложение пропало из магазина приложений.
Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО
Технологический стек: TypeScript, React, Redux, открытый стандарт API-браузера, JavaScript, Java, PostgreSQL, WASM
Сложность реализации

Необходимо было провести комплексную трансформацию интернет-банка и при этом обеспечить его бесперебойную работу на фоне взрывного роста аудитории, обусловленного удалением приложения для iOS и Android из магазинов приложений.

1. Организационная: действие в сжатых сроках в связи с наступлением санкций и соответствие требованиям регуляторов;
2. Необходимость учитывать особенности разных платформ и девайсов, под которые нужна адаптация: в спецификациях данные особенности не указаны;
3. Отсутствие референсов на рынке, так как ВТБ первым внедрил данное решение;
4. Ограниченность в выборе ПО: не могли добавлять новое иностранное ПО, а наоборот должны были сокращать его использование и переводить на российское ПО.
5. Обеспечение выполнения высоких требований к информационной безопасности в финансовом секторе на фоне роста мошеннической активности и атак, направленных на выведение социально значимых банковских систем из строя.
Описание проекта

Ранее при растущей популярности мобильных приложений web-каналам уделялось второстепенное внимание. С февраля 2022 года мобильные приложения оказались санкционно уязвимыми, а у web-канала нашлись преимущества, и аудитория резко увеличилась на 300%. В связи с этим перед командой встала амбициозная задача в сжатые сроки трансформировать интернет-банк ВТБ Онлайн до уровня комфорта мобильного приложения.

Для этого в сервисе были реализованы актуальные и удобные настройки:

1. Возможность установить иконку PWA на экран мобильного устройства для быстрого входа без поиска через браузер.

2. Возможность авторизации с помощью биометрии.

Клиент может войти в интернет-банк в 1 клик, как в мобильном приложении, без ввода пароля, ожидания и ввода кода в СМС.

Вход по биометрии для веб-сайта – это один из видов аутентификации WebAuthn – международный веб-стандарт аутентификации от консорциума World Wide Web (W3C), частный случай нативного приоритетного метода аутентификации, используемого для разблокировки устройства пользователя, в качестве которого может использоваться как биометрия, так и код доступа и графический ключ. Одно из основных преимуществ алгоритма WebAuthn – биометрические данные клиента хранятся в защищённой области в памяти устройства. Работу с биометрией выполняет само устройство.

3. Главная страница интернет-банка адаптирована под актуальные потребности клиентов, привыкших к комфорту и удобству использования продуктов в мобильных приложениях.

Реализовали такие мобильные паттерны, как компонент шторки, цифровая клавиатура, нижнее навигационное меню (таббар), навигационный компонент (навбар). Убрали дублирующие блоки с главной и упростили доступ в частотные операции.

4. Возможность совершения платежей с помощью сканирования QR-кодов, к которым клиенты успели привыкнуть в мобильном приложении.

При работе над задачей определили технические требования к выбору решения: только OpenSource-решение, максимально быстрая скорость распознавания QR, высокое качество распознавания QR. Рассматривали разные библиотеки распознавания, способные работать в браузере и остановились на технологии WASM.

Достигли результатов и показателей:
  1. Каждый третий вход в ВТБ Онлайн совершается через PWA; количество входов через мобильную версию интернет-банка увеличилось с 17 до 80% по сравнению с 21 годом.

  2. Аудитория ВТБ Онлайн осталась с нами. После возврата приложения на iOS аудитория web-версии сократилась, но затем благодаря доработкам в интернет-банке продолжила расти, и на текущий момент MAU в 3,5 раза выше февральских значений.

  3. Сделали вход интернет-банк идентичным входу в приложение ВТБ Онлайн за счет подключения биометрии. Сократили время входа в интернет-банк в 3 раза, биометрией воспользовались более 10 млн раз более 1 млн клиентов и сэкономили уже 15 млн руб.

  4. Сейчас в интернет-банке совершаются более 100 тысяч распознаваний QR-кодов ежемесячно.

  5. Использование Open API-решений и их доработка позволили снизить уровень зависимости от санкционной политики иностранного ПО.

География проекта
Интернет-банк ВТБ Онлайн доступен клиентам по всей России и за пределами страны.
Коментарии: 2

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Николай Беленьков
    Рейтинг: 107
    ITOGO.RU
    CIO
    05.12.2022 14:05

    Хорошо, что наши банки научились идти в ногу со временем)
    С марта в мобильной версии видел колоссальный прогресс! сам лично клиент, приятно наблюдать

  • Юрий Герасименко
    Рейтинг: 260
    ПАО ВТБ
    Заместитель директора департамента – начальник управления ВТБ Онлайн начальником управления департамента цифрового бизнеса
    07.12.2022 13:46

    Николай, спасибо! Стараемся быть на шаг впереди и на одной волне с нашими клиентами!

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.