Встреча клуба GlobalCIO|DigitalExperts «ИТ-практика крупнейших производств России»

Встреча клуба GlobalCIO|DigitalExperts «ИТ-практика крупнейших производств России»

Флагманские предприятия химической, нефтехимической и добывающей промышленности, а также металлургические комплексы одними из первых осознали необходимость и неизбежность цифровой трансформации. Но в силу новизны движение в данном направлении сопряжено с многочисленными проблемами и рисками. Всегда ли эффективно внедрение самых современных информационных технологий? Этот вопрос был в центре дискуссии на экспертной встрече ИТ-руководителей крупных промышленных предприятий, организованной профессиональным сообществом лидеров цифровой трансформации GlobalCIO|DigitalExperts.

Традиционно мероприятие проходило в виде «живой» дискуссии между экспертами. Своими мнениями поделились Сергей Левищев, менеджер по продажам сетевых решений Citrix, Артем Южаков, руководитель проектов АО «ОХК «УРАЛХИМ», Руслан Аннаев, главный эксперт, врио информационного менеджера проекта АГХК АО "НИПИГАЗ", ГК СИБУР, Максим Феопентов, директор по развитию цифровых технологий ЕвразХолдинг, Антон Бархан, руководитель отдела автоматизации ИТ-процессов НЛМК, Сергей Иванов, руководитель Департамента корпоративных данных Дирекции по ИТ АО ОХК УРАЛХИМ, Владимир Трапезин, директор по автоматизации и информационной трансформации производства Норникель, Андрей Горшков, начальник управления проектов трансформации Полюс, Людмила Трофимова, руководитель направления по развитию цифровых технологий Объединенной металлургической компании (ОМК). В качестве модератора выступила Екатерина Ляско, генеральный директор GlobalCIO|DigitalExperts.

Встреча клуба: «ИТ-практика в крупнейших производствах России»

Какие задачи стоят сегодня перед ИТ-службами промышленных предприятий?

По мнению экспертов, специфика работы ИТ-подразделений заключается в том, что им постоянно приходится находить разумный компромисс между двумя взаимоисключающими задачами. С одной стороны, внедрять информационные технологии, которые будут повышать эффективность работы компаний и ускорять их развитие. А с другой - не забывать об оптимизации затрат, поскольку за расходной частью бюджета департаментов ИТ пристально следят руководители предприятий. Универсального рецепта решения этого противоречия не существует. Каждая компания расставляет свои акценты и выбирает свой путь развития, но, в любом случае, это всегда «про экономику». Чтобы выжить, предприятию надо быть конкурентоспособным и иметь хорошую рентабельность.

Говорить о приоритетных целях для ИТ-департаментов трудно, поскольку они быстро меняются. Кроме того, у крупных компаний спектр деятельности настолько широк, что ограничиться несколькими главными задачами просто невозможно. Как правило, осознание того, что надо менять приоритеты, приходит с некоторым запозданием, когда не замечать новые вызовы уже нельзя.

В настоящее время, по оценке большинства экспертов, компании фокусируются на задачах, связанных с цифровой трансформацией. Но и это определение не слишком конкретно. Одни предприятия ассоциируют это с цифровизацией проектов, переводе всей документации в цифровую форму, другим важно цифровое сопровождение бизнес-процессов, третьи переводят в «цифру» управление технологическими процессами, а многие рассчитывают придать новый импульс развитию бизнеса за счет построения цифрового канала продаж.

Но в одном участники дискуссии были едины: цифровизация не просто подняла производственную сферу на качественно новый уровень, цифровой мир оказывает огромное влияние на предприятия реального сектора.

3.jpg

Как идет процесс импортозамещения?

Предприятия должны, по возможности, использовать отечественное оборудование и программное обеспечение. Но такая возможность есть не всегда. Во многих случаях российских аналогов устройств или ПО не существует, особенно когда речь идет о нишевых и узкоспециализированных решениях. В нашей стране они не выпускаются. Нет даже компаний, которые предлагали бы похожую продукцию. И в обозримом будущем, на горизонте 5–10 лет, такие поставщики вряд ли появятся. Хотя, казалось бы, есть привлекательные области для стартапов, где можно создать хороший бизнес, и быть какое-то время вне конкуренции.

Возможно, звездный час российских разработчиков еще впереди. А пока заказчики, оценивая продукцию отечественных вендоров и потенциальные риски, не спешат поддерживать своего производителя рублем. При тщательном анализе предложений возникает множество вопросов как по функциональным возможностям продукции, так и по совокупной стоимости владения, сервисному обслуживанию, гарантийным обязательствам и т.д. Но, как отметили участники дискуссии, российские ИТ-решения все-таки используются, но чаще всего в качестве небольшого дополнения к зарубежным.

Цифровые двойники. Что это такое, и какую пользу они могут принести?

По мнению участников дискуссии, это направление новое, интересное, перспективное. Но, как и с любой новой технологией, пока нет четкого понимания, что же это такое на самом деле. Поэтому появляются неверные трактовки, дискредитирующие инновационную идею. Реальность такова, что сегодня термин «цифровой двойник» пытаются распространить на множество процессов и моделей. Например, говорят, что ERP-система – это цифровой двойник бизнес-процессов компании. Цифровой двойник детали – это ее модель в 2D- или 3D-системе автоматизированного проектирования. Электронная диспетчерская, где отслеживаются технологические процессы на различных производственных участках –- это тоже в какой-то мере цифровой двойник предприятия.

Формально цифровой двойник — это цифровая копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса. Концепция «цифрового двойника» является частью четвертой промышленной революции и призвана помочь предприятиям быстрее обнаруживать физические проблемы, точнее предсказывать их результаты и производить более качественные продукты.

Однако на практике единого мнения по поводу того, что можно считать «цифровым двойником», у экспертов нет. Некоторые эксперты считают, что цифровым двойником можно назвать помощника на базе искусственного интеллекта (ИИ), который способен оптимизировать, например, затраты на производстве, системы, поддерживающие само производство и принятие решений. Сюда же относят логистические системы и ERP, а также решения, позволяющие накапливать массивы больших данных для того, чтобы впоследствии извлекать из них реальную пользу.

Кто-то видит цифрового двойника как некоего «умного» помощника, который может собирать информацию о реальном мире, накапливать опыт и способен обучаться. Так, например, двойник складских запасов сможет подсказать, что пора объявить тендер и сделать очередные закупки.

Не все согласны с таким определением цифрового двойника. Вполне аргументировано данное решение называют предиктивной аналитикой.

Популярна и такая точка зрения, что двойник должен взять на себя решение рутинных задач, освободив человека для решения вопросов, требующих нестандартного или творческого подхода. Противники говорят, что в данном случае уместнее говорить о роботизации различных процессов.

Сколько роботов нужно современному предприятию?

Неожиданно выяснилось, что сторонников полной роботизации среди участвовавших в дискуссии ИТ-экспертов нет. Преобладает разумный подход: применять роботов надо там, где условия труда для человека небезопасны, либо он по своим физическим возможностям не сможет качественно выполнять работу. В качестве примера приводилась автоматизированная линия по изготовлению пластиковых изделий. Линия полностью автоматизирована, но сырье в бункер – полиэтилен – засыпают из обычных мешков обычные рабочие.

Вспомнили также случай, как некоторое время назад одна ведущая мировая компания по выпуску спортивной одежды закрыла роботизированные производства в США и Европе и перенесла фабрики в Китай, широко используя там ручной труд. Потому что так дешевле. Робот заменит несколько неквалифицированных работников, но ему самому требуется постоянное обслуживание, за ним должна присматривать команда квалифицированных инженеров.

Возвращаясь к цифровым двойникам, эксперты отметили, что пока предприятиям реального сектора не удалось полностью перенести в «цифру» описание всех технологических процессов. К настоящему времени с такой задачей справились только банки, поскольку специфика их бизнеса легко формализуема.

Однако промышленные предприятия быстро меняют свой менталитет и становятся все более открытыми для цифровых инноваций.

Подготовил Константин Геращенко

3147

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.