Нет задач более неотложных, чем обеспечение бесперебойности бизнес-процессов

С уходом западных вендоров ключевая технология – корпоративная сервисная шина – оказалась вне поля зрения многих руководителей ИТ-служб крупных предприятий. О главных рисках и способах их избежать рассказывает Дмитрий Грязнов, генеральный директор компании «Инполюс».

1) Почему так долго молчали об этой проблеме? В чем она заключается?

Я вижу два аспекта. Первый – само понятие импортозамещения все еще не обрело должные контуры. Кто-то долгое время рассматривал его просто как параллельный импорт; кто-то надеялся перелицевать на скорую руку уже апробированные технологии; кто-то просто рапортовал о «проделанной работе», занимая, на деле, выжидательную позицию. Это неудивительно: текущая ситуация нова для российского рынка, требуется время, чтобы научиться жить в новых условиях – и поставщикам, и разработчикам и их заказчикам. Очевидно, что в этой «мутной воде» сложно было сразу распознать опорные моменты, определить пул системно значимых технологий и решений. Вот и получилось, как у нас часто бывает, «кто в лес, кто по дрова».

Второй аспект. Полагаю, что дело еще и в нашей ментальности. Ни для кого не секрет, что часто мы так смотрим на вещи: «труба не течет, и слава богу». Применительно к столь сложной и критически важной для любого крупного предприятия технологии, как корпоративная сервисная шина, это относится в полной мере. Компании привыкли к тому, что она надежна, достаточно функциональна и, несмотря на то, что ее задача обеспечивать поддержку ключевых сервисных и бизнес-процессов, работа ее, по сути, не видна. Не менее важно, что в течение многих лет предприятия получали соответствующее сервисное обслуживание, и, в общем-то, не было причин задумываться, что делать, если западные вендоры вдруг уйдут с рынка и обслуживать эту технологию станет некому. Все это и привело к тому, что целый ряд крупных отечественных организаций оказался если не в тупике, то в сложной, практически авральной ситуации.

Теперь по пунктам.

Считаю, что говорить об импортозамещении – пустая трата времени. Нашей стране нужен не красивый термин, а подлинная импортонезависимость, когда технологии, решения, методологии внедрения и комплексная поддержка осуществляются внутри страны, исключительно собственными силами, на своих мощностях и с точным соблюдением гарантий и сроков.

Далее. Создать в одночасье даже критически необходимые государству и бизнесу технологии невозможно – это долгосрочная задача. Чтобы ее решить раз и навсегда и при этом не растягивать процесс на годы, на мой взгляд, необходим своего рода реестр компаний, чей многолетний опыт разработки и технологической реализации будет наиболее полезен нашей стране. Именно их продуктовый портфель стоит взять на вооружение и госструктурам, и бизнесу. Подчеркну, речь идет не о реестре отечественного ПО, а о пуле компаний, способных взять на себя серьезную миссию и ответственность в поддержке российской экономики. Ведущую роль здесь, конечно, должны играть уполномоченные государственные структуры, а бизнес, в свою очередь, помочь им в этом деле. И, наконец, заказчикам стоит помнить, что просто выдернуть из ИТ-системы одну ключевую технологию и поставить на ее место другую не выйдет. Это всегда сложный процесс, а в случае сервисной шины, которая сама по себе непростая технология – тем более. Более того, ее внедрение требует высочайшей квалификации разработчиков и инженеров. Поэтому сегодняшний приоритет для крупных предприятий –правильный выбор высококлассной проектной команды с большим опытом реализации соответствующих проектов ­– гарантированно и в обозримые сроки.

2) Какое положение дел на рынке сейчас? Как на проблему смотрят
предприятия? Осознают ли они ее?

Российский рынок (сейчас говорю о нем только в применении к нашему сегменту) делится сегодня на три практически равные части. К первой относятся компании, у которых уже установлены решения западных вендоров (SAP, Oracle, Tibco, IBM) и которые понимают, что отсутствие необходимой поддержки ведет к неизбежным рискам – достаточно скоро все просто может перестать работать. Вторая группа – предприятия, также использующие сервисную шину в составе своих ИС, однако не осознают весь комплекс проблем, с которыми им придется столкнуться буквально завтра. А ведь даже малейший сбой ведет к нарушению бизнес-процессов и цепной реакции сбоев. Просто «залатать дыру» здесь не получиться. Наконец, к третьему типу я отношу предприятия, которые уже задумываются о внедрении сервисной шины, но не знают, как подступиться к решению этого вопроса. Как правило, им либо не хватает собственной квалификации, либо они не могут найти достоверную информацию о уже реализованных успешных проектах именно на отечественных платформах. Я не говорю здесь о тех компаниях, которые сразу системно и комплексно подошли к упреждению или преодолению этих сложностей – такие структуры, в основном, уже являются нашими клиентами. Но, к сожалению, эта последняя часть пока не «перевешивает» в общем рыночном пироге. И это нужно менять, причем быстро. Именно поэтому многим серьезным разработчикам, и нам в том числе, приходится, как 20 лет назад, брать на себя дополнительную образовательную функцию: разъяснять, а порой и доказывать необходимость достаточно быстрого бесшовного перехода на российскую разработку, даже приоткрывая иногда свои know how, в том числе и в методологии внедрения. Но другого выхода я просто не вижу.

3) Каковы возможные пути решения проблемы? За счет каких ресурсов, технологий, компетенций она может быть решена?

Парадоксально, но часто приходится слышать: у нас нет ресурсов, это требует время, есть другие, более неотложные задачи. Начнем с конца.

Послушайте, бывают ли задачи более неотложные, чем обеспечение бесперебойности бизнес-процессов? Очевидно – нет. Может ли на крупном предприятии работать многофункциональная сложная КИС, если у такой организации нет ресурса? Нет, конечно. Такой ресурс есть всегда – и внутри, и в партнерском пуле, его просто нужно правильно распределять и задействовать. Разговоры же о времени, в большинстве случаев, как показывает практика, – лишь отговорка. Многие наши разработчики и внедренцы давно научились реализовывать даже самые сложные проекты, причем не просто в сжатые, а в кратчайшие сроки, да еще и давая гарантию по SLA. Таким образом, на деле у современных организаций есть все для того, чтобы эффективно, качественно и уверенно перейти на российскую корпоративную сервисную шину.

Для этого, во-первых, заказчику необходимо сфокусировать ряд задач внутренней ИТ-службы именно на этой проблематике. Во-вторых, выбрать в партнеры ту российскую компанию, у которой есть реальный многолетний опыт реализации сложных корпоративных проектов в столь тонкой сфере. Не лишним здесь будет проверить аккредитацию в Минцифре. Более того, я рекомендую таким заказчикам запрашивать у нас и наших коллег соответствующие референсы, быть настойчивыми и въедливыми. В-третьих, уже в рамках «пилота», совместно с интегратором создавать реальную дорожную карту и корректировать ее как в ходе работ, так и по результатам. Это позволит избежать ошибок при развертывании масштабной системы и сэкономит много времени. Наконец, всем участникам нужно четко уяснить, что переход на отечественную технологию не означает остановки работы предприятия: какое-то время системы работают параллельно. Поэтому, хотя сроки должны быть реалистичными, но это все же не ключевой показатель. Вообще, смотря на ситуацию в целом, не вижу ни одной причины откладывать решение по миграции, тем более что отечественная техническая база оказалась вполне готова к данной ситуации. Просто, наверное, всем пора перестать разговаривать и начать работать.

4) Как при переходе на отечественную корпоративную шину следует действовать по шагам?

У каждого интегратора есть свой подход. Мы придерживаемся четырехэтапной модели внедрения/миграции корпоративной сервисной шины. Конечно, все начинается с аудита. Но в отличие от стандартного дорогостоящего интеграторского обследования мы смотрим на ИТ-инфраструктуру заказчика сфокусировано, выявляя важнейший функционал, который зависит именно от работы шины. В результате, появляется так называемая «карта здоровья» важнейших ИТ-сервисов конкретного предприятия. Кстати, часто эта работа выполняется бесплатно как часть проекта. Затем мы формируем комплексный документ, где задаются параметры и опорные точки пилотного проекта. Все дальнейшие действия осуществляются только на основе этой документации, что ведет к сокращению сроков получения MVP. Третий этап является ключевым: в этот период идет собственно реализация «пилота» и добавляется, и дорабатывается необходимый заказчику функционал. В итоге клиент получает законченное промышленное решение, развернутое в масштабах всей организации. И, наконец, на четвертом этапе, совместно с заказчиком прописывается весь необходимый перечень гарантий, формируется и подписывается SLA на долгосрочной основе.

Самое важное здесь, что данная методика апробирована в реальных условиях на конкретных предприятиях разной сферы деятельности. В этом смысле новые заказчики находятся в достаточно выигрышных условиях: они могут воспользоваться проверенным опытом и избежать ошибок на старте проекта.

5) Технологические/проектные особенности предлагаемого решения.

Любая корпоративная сервисная шина отвечает в организации за мониторинг и взаимодействие всех компонентов ИС – по единым правилам, стандартам, регламентам. Одна из главных задач решений этого класса – упростить и ускорить запуск новых ИТ-сервисов, охватывающих различные бизнес-подразделения, организовать их бесперебойную работу. По сути, правильно спроектированная и внедренная шина служит надежной основой для цифровизации: именно она способна обеспечить быстрое развертывание новых систем и оборудования, наладить управление ими через унифицированный и понятный интерфейс и предоставить все необходимые средства мониторинга. Вместе с тем мы рассматриваем ESB как часть полнофункциональной интеграционной платформы с другими фундаментальными компонентами. Важнейшие из них обеспечивают комплексное управление жизненным циклом сервисов, собирают и хранят всю информацию о них в едином источнике. Не менее значим функционал, поддерживающий планирование запуска сервисов и интеграционных процессов по событиям и расписанию. Здесь же ведется мониторинг, протоколирование и анализ статистики таких запусков. Еще один важный блок отвечает за работу с данными, правильная обработка которых существенно повышает производительность системы в целом. Но важнее всего для заказчика – технология параллельной миграции, которую мы используем. С ее помощью мы можем ни на минуту не останавливать уже работающие процессы, а планомерно развертывать новое решение, точечно управляя модулями, компонентами, и, соответственно, сервисами. Все это позволяет гарантировать заказчикам, что привычные им инструменты обязательно будут переведены на отечественную шину, а обычные пользователи этого перехода просто не заметят.

7978

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.