Импортозамещение корпоративного ПО: проблемы российских компаний и пути их решения

В 2022 году российский бизнес вынужденно столкнулся с рядом сложностей — от приостановки лицензий на имеющееся ПО до нарушения выстроенных под западные системы бизнес-процессов. Проблемы коснулись абсолютно всех отраслей, и перед компаниями встала задача адаптации к новой реальности. При этом одним из главных вызовов этого процесса стал поиск аналогов корпоративного программного обеспечения на замену решениям компаний, покинувших или приостановивших деятельность на российском рынке.

В этом материале Валентин Драздов, директор по консалтингу ROOMY bots, рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются российские компании при поиске достойных аналогов зарубежному ПО и возможных способах разрешения насущных проблем, связанных с импортозамещением.

Почему ускоренное импортозамещение корпоративного ПО стало необходимым

Говоря о причинах возникновения необходимости импортозамещения корпоративного программного обеспечения, важно отметить, что на протяжении последних нескольких лет компании осуществляли переход на отечественные аналоги в относительно спокойном для себя режиме. Иным образом ситуация начала развиваться в 2022 году, когда на отечественный бизнес обрушился санкционный ливень и на повестке встал вопрос именно ускоренного импортозамещения. Таким образом, среди основных причин можно выделить:

  • Стремительный уход с российского рынка иностранных вендоров, поставщиков корпоративного ПО
    Несмотря на успешное многолетнее сотрудничество, иностранные вендоры резко прекратили продажу лицензий и приостановили обслуживание своих российских клиентов, в результате чего на рынке образовалась настоящая паника импортозамещения. Наиболее ярко ситуацию иллюстрируют данные по рынку решений для интеллектуальной автоматизации (RPA) на март 2022 года: тогда большая часть рынка (70%) принадлежала именно зарубежными игрокам.
  • Усилившееся давление на отечественный бизнес со стороны государства
    Ситуацию усложнили и государственные инициативы, анонсированные вскоре после ухода иностранных вендоров. Так, были подписаны указы об ограничениях закупки иностранного ПО и о сроках перехода на преимущественное использование отечественного ПО, внесенного в соответствующий реестр Минцифры России. Таким образом, ключевые отрасли экономики (банковские и кредитные учреждения, предприятия топливной, ядерной, оборонной промышленности, органы государственной власти и др.) оказались в ситуации жестких дедлайнов, в течение которых им было предписано осуществить переход на отечественное ПО.
  • Одна из косвенных причин – прогресс в развитии отечественных разработок
    Как упоминалось выше, процесс импортозамещения корпоративного ПО уже шел на протяжении нескольких последних лет, хотя и гораздо менее интенсивно, чем в нынешнем году. Тем не менее, в течение всего этого времени отечественными разработчиками предпринимались усилия по совершенствованию собственного софта, что в итоге вылилось в аналоги зарубежного ПО, которые максимально приблизились по функциональным возможностям к ведущим иностранным платформам. А в интеллектуальной автоматизации процессов (RPA) даже превзошли их.

И все же, несмотря на устоявшийся в последние годы тренд импортозамещения не все компании оказались готовы на стремительный переход здесь и сейчас. На данный момент импортозамещение корпоративного ПО выглядит как хаотичная попытка заменить привычное западное ПО на хоть какие-то отечественные аналоги. Таким образом, характер сегодняшних мер по импортозамещению лишь обнажил фундаментальные проблемы российского ПО.

Проблемы ускоренного импортозамещения корпоративного ПО

Изучив ситуацию поверхностно, можно заметить, что отечественные разработки формально перекрывают потребности рынка: есть замена практически по всем направлениям — от офисных программ до ПО для хранения и аналитики данных. Тем не менее, на практике все выглядит несколько иначе, и за простотой перехода на «похожее» ПО кроется ряд проблем:

  • Переход тормозит, а иногда и ломает выстроенные бизнес-процессы, нарушая работу предприятий. В результате компании вынуждены откатываться назад, к дорогостоящим, а сегодня еще и физически недоступным лицензиям западных аналогов.

  • Вследствие резкой необходимости перехода на отечественные разработки бизнес стремится как можно быстрее закрыть самые основные потребности, «залатать» дыры, опрометчиво полагая, что это решит все проблемы. Но часто заявленный функционал работает не так, как ожидалось, и по этой причине полноценный переход также часто затормаживается.

  • Несмотря на то, что отечественные аналоги ПО отвечают всем основным требованиям, все же есть функционал, которого пока в российских разработках нет.

  • Отсутствие единого информационного пространства между существующими платформами российской разработки. В итоге скорость рабочих процессов замедляется, например, при попытке экспортировать данные из одного приложения в другое. Несмотря на то, что отдельные усилия по созданию элементов экосистемы предпринимаются, единых решений на нашем рынке по-прежнему нет.

  • Компании обращают слишком пристальное внимание на функционал и возможности ПО, хотя бóльший фокус должен быть именно на бизнес-процессы, выстроенные в компании, так как существующие процессы изначально выстраивались под западное ПО и концептуально могут не быть совместимыми с отечественным ПО.

Ищем пути решения проблем

Грамотный переход на отечественные аналоги программного обеспечения должен начинаться с перестраивания существующих бизнес-процессов. Однако для начала необходимо, прежде всего, проанализировать, что и на каком этапе делается не так - где работу можно ускорить административным путем, а где такие меры окажутся неэффективными (а иногда даже убыточными). Часто такую аналитику проводят путем стандартного сбора информации, опроса исполнителей (который зачастую не ограничивается одним раундом), сбора статистики и подсчета затрат. Кажется, что все предельно просто, однако здесь есть свои подводные камни:

  • Во-первых, срок выполнения аналитики сложного процесса стандартными методами занимает от трех месяцев, что может быть критично для бизнеса в условиях жестких дедлайнов со стороны государства.

  • Во-вторых, прямые затраты на самих аналитиков могут составить от 900 тыс. рублей (при условии, что обычно компании задействуют минимум двух специалистов в течение этих трех месяцев для получения наиболее точной информации). При этом стоит учитывать и косвенные затраты на участие сотрудников в процессе аналитики, которые фактически будут простаивать в течение нескольких раундов опросов.

  • В-третьих, исполнители зачастую вводят аналитиков в заблуждение (не всегда намеренно, конечно), в результате чего результаты анализа могут показывать искаженную картину выстроенных процессов.

Значительно ускорить глубокую аналитику процессов, сделать ее удобнее и, что самое важное, дешевле могут существующие на рынке инструменты поиска рутинных, неэффективных процессов. Такие инструменты позволяют исключить из аналитики раунды собеседований и существенно ускорить сбор информации и статистики (таким образом, срок выполнения аналитики сокращается до 1,5–2 месяцев). Кроме того, сокращаются как прямые затраты на специалистов (до 150 тыс. рублей на реализацию), так и косвенные. Возникает вопрос – как все это происходит?

  • Сбор информации: на компьютеры сотрудников, участвующих в исследуемых процессах, устанавливается специальная программа. Она собирает информацию о выполняемых человеком действиях, записывает эталонное исполнение каждого шага процесса (как именно каждый шаг выполняется на компьютере) и отправляет эту информацию на сервер инструмента для анализа процессов. Далее компания получает данные по каждому шагу: сколько людей, в каком объеме и как часто работают над каждым шагом – этой информации будет достаточно, чтобы подсчитать затраты компании на процесс.

  • Анализ отклонений от эталона: инструмент поиска процессов дает возможность посмотреть, как сотрудник работал над задачей в конкретный день и время. Таким образом, аналитику остается лишь изучить записанные эталонные шаги, не отвлекая при этом исполнителей от работы несколькими этапами опросов, а также определить, насколько линеен или нелинеен исследуемый процесс. В случае, если анализ выявит отклонение от эталона, специалистом может быть запущен поиск частоты повторений этого отклонения, на основании чего в дальнейшем могут рассматриваться действия по оптимизации процесса – как административными, так и иными мерами.

  • Наконец, инструмент позволяет выгрузить документ для оценки процесса, что позволяет передать информацию о процессе сотрудникам и сторонним организациям без предоставления доступа к системам – чтобы при необходимости сохранить конфиденциальность данных.

Аналитика завершена – а что дальше?

По завершении анализа компании важно принять решение о том, как совершенствовать свою работу и повышать эффективность бизнеса. Как упоминалось выше, это можно сделать административными мерами – например, нанять еще больше сотрудников, чтобы ускорить работу и снизить нагрузку на персонал. Однако такое решение далеко не всегда целесообразно и выгодно компании вследствие высоких издержек – как на зарплаты, так и на обучение или организацию работы. Одна из альтернатив в этом случае – привлечение «цифровой рабочей силы», позволяющей автоматизировать рутинные операции и процессы за счет использования программных роботов.

Что получает бизнес от цифровых сотрудников:

  • работу в режиме 24/7, что позволяет существенно расширить возможности бизнеса по повышению эффективности своей деятельности;

  • количество таких сотрудников можно легко контролировать, тем самым оптимизируя затраты на исполнение того или иного процесса;

  • программный робот может имитировать действия человека, взаимодействуя с приложениями через графический интерфейс, работать с файлами и разными документами, распознавать текст и изображения;

  • цифровой сотрудник разгружает специалистов, частично или полностью принимая на себя рутинные задачи, благодаря чему сотрудники могут сосредоточиться на более интеллектуальной работе;

  • внедрение программных роботов реализуется значительно быстрее и дешевле.

Принять же окончательное решение о внедрении программных роботов поможет именно аналитика, подготовленная благодаря инструментам поиска и анализа бизнес-процессов. Помимо описанных выше действий, такие инструменты помогут выявить сотрудников, которые не работают за компьютером в течение дня, а также покажут, где они выполняют рутинные операции, которые можно автоматизировать.

В импортозамещении, например, роботы способны помочь сразу с несколькими функциями, среди которых:

  • Перенос данных из иностранных систем в отечественные — там, где разработка интеграции может занять длительное время (условно, от полугода), обычно проще привлечь низкоквалифицированных сотрудников, которые ручным трудом перенесут данные быстрее, чем будет разработана система миграции. Здесь цифровые сотрудники могут сделать ту же самую работу, но без необходимости дополнительного найма и массированного обучения (достаточно составить схему работы для одного цифрового сотрудника — все остальные подхватят эту схему автоматически).

  • Сокращение отставания в функционале — с учетом специфики разработки отечественных систем, как правило, доработка нового функционала будет проводиться долгое время. Здесь можно ускорить процесс, передав эти функции цифровым сотрудникам, настройка которых осуществляется значительно быстрее, чем разработка программного кода для отечественных систем.

Для успешной реализации проекта по импортозамещению корпоративного ПО важно тщательно проанализировать выстроенные под западное ПО процессы, чтобы определиться с наиболее комфортной стратегией импортозамещения, а уже затем рассматривать варианты ускорения работы. Таким образом, на переход компании на отечественное ПО, как мне кажется, следует смотреть не как на ускоренную операцию по замене одной программы на другую, а как на проект развития. Такой подход к задаче импортозамещения ПО, основанный на стратегии и тактике, будет наиболее эффективным для бизнеса, а имеющиеся на сегодняшний день решения помогут осуществить безопасный и быстрый переход на отечественные разработки.

9811

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.