Как удержать работу ИТ в условиях санкций. Неформальная встреча сообщества.

11 марта 2022 г. мы провели неформальную встречу профессионального ИТ-сообщества Global CIO, в рамках которой обсудили, какие шаги можно предпринять для удержания работы ИТ-служб в период транзитного перехода, вызванного санкциями. Своими мыслями и опытом поделились: Александр Егоров – генеральный директор компании «Рексофт», член правления НП «РУССОФТ», представитель объединенного комитета по импортозамещению НП РУССОФТ, основатель компании ОЗОН – и Дарий Халитов – директор по развитию информационных систем ПАО «Ростелеком», куратор программы импортозамещения ПО в ПАО "Ростелеком", участник рабочей группы по импортозамещению ПО при Комитете по цифровой экономике при Российском союзе предпринимателей и промышленников.

Всем понятно, что сейчас на ИТ-рынке сложилась беспрецедентная ситуация, которую сложно было спрогнозировать еще буквально две-три недели назад. Что могут сделать ИТ-руководители на местах? Как решать новые проблемы, к которым большинство не было готово? Давайте разберем, какие именно процессы наиболее уязвимы и на что надо обратить пристальное внимание.

Есть шесть основных направлений:

  1. Инфраструктура
  2. Данные
  3. Приложения
  4. Процессы (гибкость/перестройка)
  5. Люди
  6. Коммуникации

Начнем с инфраструктуры. На инфраструктуру и сохранение данных большое влияние оказывают вендорские отключения и хакерские атаки. Что касается первой части, то приоритетным становятся российские облачные сервисы, использование которых позволяет снять зависимость от «железа». Что касается информационной безопасности, то тут тоже есть достаточно много отечественных решений, которые позволяют решить текущие задачи.

Для непрерывной работы процессов, производственных или логистических, следует выделить аналитика, который посмотрит заранее, какие вещи могут сломаться этажом выше и принять резервные решения по каждому элементу.

Люди и коммуникации

Ситуация повышенного напряжения, безусловно, сказывается на настрое сотрудников, появилась тема релокации, и она достаточно болезненная для ИТ-рынка. В данном случае очень важно выстраивать правильную коммуникацию с сотрудниками, объяснять текущую ситуацию, снимать психологическое напряжение. Александр Егоров рассказал о том, как решают данный вопрос в РЕКСОФТ.

Практический совет от РЕКСОФТ: Необходимо проводить ежедневные совещания менеджмента по текущим рискам и вопросам, причем ИТ-руководитель должен понимать картину не только по своему блоку, но и по бизнес-направлениям. Пересечение рисков может быть неожиданным и поможет ИТ работать на опережение. Также хорошо сказываются на внутреннем климате еженедельные (раз в две недели) онлайн-включения руководства для сотрудников. Они снижают уровень стресса, так как разъясняют коллективу текущую ситуацию в компании. Для подготовки к ним можно запустить анонимный опрос на корпоративном портале. В дополнение стоит рассмотреть возможность выступления психолога с рекомендациями по практическим действиям и существующим простым практикам в случае повышенной личной тревожности у сотрудников.

Дарий Халитов рассказал, как он видит ситуацию в целом, сделав акцент на том, что существует достаточное количество решений, если говорить про базовую функциональность, и многие компании уже используют их. Например, средства видеоконференций: этих решений уже достаточно много на отечественном рынке, и Ростелеком использует 2 отечественные разработки с 2019 года. Также в Ростелекоме уже несколько лет реализуется программа импортозамещения ПО, направленная на минимизацию технологической зависимости по ключевым процессам компании.

Дарий высказал мнение, что сейчас, как никогда, нужно интенсифицировать обмен опытом и синхронизацию между компаниями, т.к. проблемы и круг рисков в части ИТ у всех компаний одинаковый: как обеспечить себя нужной инфраструктурой, как работать с людьми и их тревожностью, какие действия необходимо предпринять в части митигации рисков в отношении проприетарного и опенсорс ПО.

Какие действия уже предпринял Ростелеком: создан антикризисный штаб на уровне компании в целом и на уровне ИТ в частности, который решает возникающие проблемы в максимально возможные сроки.

Сейчас очень важно создать прозрачную модель работы как минимум в ИТ, когда каждый разработчик той или иной команды чувствуют сопричастность к предпринимаемым экстренным действиям. Регулярные коммуникации, проведение встреч с руководителями уровня ТОП, работа психолога являются реальной поддержкой для команды.

 

Спикеры обсудили «кадровый голод» на фоне дефицита ИТ-специалистов, который наблюдался и до текущих событий.

Пришли к мнению, что сейчас следует избегать резких увольнений, поддерживать вовлеченность сотрудников в решение проблем, потому что общая ситуация пока никому не понятна.

Дарий Халитов отметил 4 элемента, которые повлияют на ИТ-рынок:

  1. Меры поддержки от государства – если они реально заработают, то будут существенной поддержкой ИТ-компаниям.
  2. Отток людей из-за программ релокации, которые осуществляют некоторые системные интеграторы и иностранные компании.
  3. Изменение модели спроса на конечные программные продукты, но в сторону каких продуктов будет меняться спрос, станет понятно к концу года.
  4. Общий дефицит ИТ-кадров в 1 миллион специалистов. Скорее всего, вырастет спрос на команды разработчиков системного программного обеспечения.


Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что риски есть всегда и управление ими является одной их наиболее сложных задач топ-менеджеров. Основная задача CIO сейчас, в первую очередь, провести аудит наиболее уязвимых областей ИТ в своей компании и подготовить план "Б" по минимизации угроз.

Global CIO как профессиональное ИТ-сообщество будет радо оказать любую информационную поддержку, которая потребуется. Уже сейчас на нашем портале создан раздел Импортозамещение, куда мы собираем актуальные предложения от наших партнеров: https://globalcio.ru/substitution/

Мы благодарны партнерам, которые приняли участие в нашей встрече:

Navicon: Предлагает уникальные условия миграции на локальные решения в сжатые сроки. Мы обеспечиваем непрерывность процессов заказчиков за счет глубокой отраслевой экспертизы, мощной команды разработчиков, лучших практик и решений, а также оказания полного комплекса услуг по обучению и поддержке пользователей. Компания входит в топ-10 игроков рынка BI, CRM и ERP.
https://navicons.com/
По вопросам обращаться к коммерческому директору Евгению Смирнову: esmirnov@navicongroup.ru
+7 926 294 72 66

ALP Group: Помогают сохранить непрерывность ИТ в текущих условиях:

1. Составить матрицу рисков, спланировать стратегию превентивных действий и уже запускать «пилоты».
2. Миграция с западных облачных сервисов (почта, IaaS, ВКС) в российские или китайские.
3. Резервное копирование в свою инфраструктуру.
4. Организация VPN в собственном управлении, с возможностью оплаты из РФ.
5. Организовать непрерывность рабочих процессов ключевых сотрудников (ГД, Главбух).

Почему ALP Group:

1. Собственный центр компетенций по импортозамещению и Open Source с 2015 года.
2. Вендорская (официальная) техническая поддержка продуктов АЛЬТ
3. Поддержка комплекса российских решений из «одного окна» (ОС АЛЬТ, Postgres Professional, Мой офис, Communigate и др.)
4. Реализация проектов с распределенной географией. В 700+ городах РФ и СНГ.

Обращаться к: Безрученок Роман, Руководитель отдела продаж
roman.bezruchenok@alp-itsm.ru
+7 964 768-86-81

8219

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.