Мультиоблако: сложности перехода

Мультиоблако: сложности перехода

О плюсах и минусах построения мультиоблачной инфраструктуры рассуждает Михаил Бараблин, директор практики облачных решений AT Consulting (входит в Лигу Цифровой Экономики).

Что такое мультиоблако

 Говоря простым языком, мультиоблако – это использование компанией нескольких поставщиков облачных услуг. Но надо понимать, что это достаточно маркетинговый термин, и часто разные вендоры используют его в разных смыслах.

Один из наиболее часто возникающих вопросов – чем мультиоблако, оно же мультиклауд, отличается от гибридного облака. Это похожие концепции, но определенные отличия все же есть. Если мультиклауд – это несколько провайдеров облачных услуг, то гибридное облако – использование как собственных облачных ресурсов, так и ресурсов провайдера.

У мультиоблаков есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ: сохранение конкуренции между провайдерами, повышение надежности, возможность использования именно того объема услуг, который необходим в данный момент, меньший риск DDoS-атак. Разные услуги разных поставщиков, используемые в одном решении, дают синергию функциональности. Возможен вариант как частного облака на основе решений нескольких вендоров в одном ИТ-ландшафте, так и публичного. Надежность повышается в том числе за счет того, что, если у одного поставщика происходит какой-то сбой, клиент всегда может использовать ресурсы другого.

Если говорить о минусах мультиоблаков, то самый главный и очевидный недостаток в том, что бывает сложно соответствующим образом контролировать работу нескольких провайдеров. Словом, для каждой компании нужен индивидуальный подход: та модель, которая идеально подойдет в одном случае, окажется губительной в другом.

Вариантов использования мультиклауда много. В большинстве случаев это комбинация из разных услуг нескольких провайдеров – такое совокупное, комплексное решение. Клиенты отбирают лучшее, что есть у разных вендоров, и используют это для своих нужд. Таких случаев действительно много – по данным компании Flexera, в 2020 году 93% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса в мире придерживались стратегии мультиоблака, используя в среднем 2,2 публичных и 2,2 частных облака.

Реальные примеры

Как правило, мультиоблачный подход используют крупные заказчики, которые раньше уже сталкивались с проблемами в работе с одним провайдером. Причем отрасли компаний могут быть самые разные – от телекома до ритейла – но сложности возникают примерно одни и те же.

Например, одна крупная страховая компания использует в качестве виртуальной инфраструктуры три источника: собственную инфраструктуру и два публичных облака разных провайдеров. В собственной инфраструктуре содержатся «боевые» площадки основных систем, некоторые стенды тестирования и среды разработки. Во внешних облаках развернуты зоны разработки разных систем и некоторые некритичные системы. Такая модель позволила оптимизировать затраты на инфраструктуру на 20%, уменьшить потребности в оборудовании при пиковых загрузках, ускорить вывод релизов за счет быстрой выдачи ресурсов разработчикам. Из двух провайдеров только один имеет аттестованную инфраструктуру, зато ресурсы другого обходятся дешевле и подходят для некритичных зон разработки. При этом потребовались дополнительные усилия в течение года для настройки систем развертывания под API и инфраструктуру провайдеров – у каждого есть свои особенности.

Главная цель таких заказчиков – использовать инфраструктуру разных провайдеров (IaaS). В основном для возможности работать с разными провайдерами в режиме «одного окна», использования единой системы управления и мониторинга, измерения всех расходов сразу.

Стремление компаний к мультиоблакам значительно усложняет все ИТ-аспекты. Эта ситуация влечет за собой дополнительные требования к провайдерам и клиентам. Требуется больше усилий в области взаиморасчетов – инфраструктура каждого провайдера обладает собственными системами управления, SLA и другими параметрами.

У одного из наших заказчиков при миграции систем между двумя облачными провайдерами возникла потребность в значительной доработке системы из-за разницы в инфраструктуре. Потребовались дополнительные работы, и миграция затянулась более чем на полгода.

Мультиклауд – новые облака или временный хайп?

Нельзя сказать, что мультиоблака сформировали новый полноценный рынок, это, скорее, еще одна форма продажи облачных услуг. Есть фактор, ограничивающий развитие сегмента, – нет четких стандартов в процессах оказания облачных услуг: нет типовых API для заказа услуг у провайдеров. Тут может помочь вмешательство со стороны государства, но вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Также продвижению мультиклауда может способствовать появление облачных брокеров и развитие открытых интерфейсов. Брокеры берут на себя функции управления сервисами провайдеров и поиска наиболее выгодных предложений на рынке. Это снижает расходы на облачные сервисы и повышает эффективность их использования – так бизнес плавно идет к продуктивной и «незаметной» работе ИТ-сервисов.

Не нужно рассчитывать, что этот процесс будет быстрым: работа с облачными продуктами в нашей стране только зарождается. Те же брокеры облачных сервисов – вообще новое понятие для рынка. А они могут значительно помочь клиентам при работе с провайдерами. Но если рассуждать о рынке облаков в целом, есть большие сомнения, что именно мультиклауд будет доминирующим трендом.

Коллеги, а каково ваше мнение по поводу перспектив мультиоблаков?

9678

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.