Каждому сотруднику — по роботу-помощнику: развитие RPA в группе «ММК»

3

Почему далеко не все проекты RPA на промышленных предприятиях заканчиваются успешно? Как отмечает руководитель Центра компетенций RPA и инноваций ММК-Информсервис Михаил Верисов, все дело в выборе бизнес-процессов для роботизации.   На круглом столе "ИТ в металлургии. Новые вызовы» он  рассказал о том, как идет процесс роботизации в группе «ММК», которая входит в 4% российских предприятий с уровнем роботизации свыше 50%.

Как пояснил в своем выступлении спикер, к реализации проектов RPA в группе «ММК» приступили в 2018 году. Тогда был создан центр компетенций RPA. Первым направлением, в котором были внедрены технологии RPA, стал процесс оплаты и учета сырья. Это был довольно сложный проект, но он позволил оценить все возможности технологии  RPA. Технология понравилась, она оказалась вполне рабочей.

 В 2019 в компании стартовал масштабный проект по роботизации. Сперва были выявлены те процессы, которые можно улучшить при помощи RPA. Это очень важная задача, подчеркнул спикер, так как далеко не каждый бизнес-процесс можно автоматизировать. По мнению Михаила Верисова, именно неправильный выбор бизнес-процессов становится тем фактором, который часто приводит к неудаче проектов по внедрению роботов.

После определения процессов была составлена «дорожная карта» по каждому проекту.  К текущему моменту количество проектов роботизации в компании достигло более 100, а количество используемых роботов исчисляется сотнями. В  роботизацию вовлекается все больше и больше подразделений внутри компании. Согласно данным исследований, на сегодняшний день группа «ММК» входит в 4% предприятий, где роботизация находится на серьезным уровне – более 50%.

Что есть в компании на данный момент?

  • Сформирована команда высококвалифицированных сертифицированных разработчиков, бизнес-аналитиков;
  • Наработан практический опыт роботизации процессов в Oracle OEBS, SAP, 1C, SAP BO, Банк-клиенты, Контур и другом ПО;
  • Развиваются компетенции в сфере ML, NLP, Process Mining: это позволяет сделать роботов более «умными»;
  • Была разработана и проверена авторская методика выявления процессов, которые подходят для роботизации;
  • Организована собственная конференция RPA Connect 4.0.

Как внедрение RPA идет на практике, Михаил Верисов рассказал на примере проекта по учету и оплате металлолома. Он стартовал в 2019 году, и развивается до сих пор, в него добавляются все новые и новые функции. Этот бизнес-процесс обслуживают 25 программных роботов. Весь документооборот – от получения счетов-фактур от поставщиков до процесса оплаты в банке – выполняется роботами. И это касается всего объема металлолома, который попадает на «ММК».

Еще один пример – обработка электронных листков нетрудоспособности, «больничных». Государство активно переводит весь бизнес на использования электронных «больничных», и роботизация как раз позволяет выполнять эту задачу очень быстро. На примере этого проекта виден очень существенный «плюс» роботизации – робот может работать ночью, все  листки нетрудоспособности на предприятиях компании обрабатываются в ночное время. При этом исключены ошибки, связанные с человеческим фактором – робот не ошибется в написании фамилии или других данных. В ситуации пандемии нагрузка на этот бизнес-процесс сильно выросла, однако это никак не отразилось на эффективности роботов.

По словам Михаила Верисова, в настоящее время основные усилия компании направлены на разработку «умных» роботов. «Мы используем современные технологии – искусственный интеллект, машинное обучение, чат-боты, компьютерное зрение, обработку естественного языка, - чтобы улучшить наше взаимодействие с роботами. Например, мы разработали чат-бота для выбора бизнес-процесса для роботизации. Другими словами, используем роботов для внедрения роботов. Также у нас много роботов-помощников, которые помогают коллегам в анализе данных, принятии решений».

Среди дальнейших планов компании – использование ПО класса Process Mining для поиска бизнес-процессов, где можно эффективно применять  RPA. «Также мы одни из первых в России, кто задумался об информационной безопасности RPA , - пояснил Михаил Верисов.  – По-прежнему будем использовать роботов для ухода от бумажного документооборота. Ведем эксперименты и пилотируем различные процессы для создания роботов-помощников для каждого. Есть отдельная концепция, которая основана на технологии RPA, но с единой базой некоторых готовых инструментов. Мы рассчитываем, что в перспективе каждый сотрудник  может получить такого помощника для своей повседневной работы, и быстро его настроить на выполнение рутинных операций даже без навыка программирования. Либо же сотрудник может воспользоваться каким-то готовым решением из библиотеки, которая будет специально разработана для этих целей. В 2021 году будет существенно масштабирован центр компетенций RPA, что позволит вывести роботизацию в группе «ММК» на новый уровень».

 


8873
Коментарии: 3

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Андрей Лабутин
    Рейтинг: 128
    ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева"
    Начальник отдела Разработки системы управления ресурсами организации. Управления информационных технологий
    03.02.2021 08:54

    >Весь документооборот – от получения счетов-фактур от поставщиков до процесса оплаты в банке – выполняется роботами.

    Можно вот здесь поподробнее.

    Процесс то сам вроде "простой":
    0. выполнили аванс за лом - не всегда, но вполне может быть даже несколькими частями по периодам
    1. приехал лом - с товарной накладной, счет-фактура не является обязательным документом для физической передачи товара - по закону
    2. позже, упрощая ситуацию - через ЮЗДО, прилетает счет-фактура
    3. робот загружает счет-фактуру в систему
    4. робот сталкивает счет-фактуру с приходным ордером лома по номенклатуре и количеству - и ловит несоответствия и в номенклатуре и в количестве!

    Действия робота без участия человека?

    Допустим как-то разрулили:
    5. робот ищет в системе платежи данному поставщику для формирования оставшейся части поставки по счету-фактуре
    6. робот формирует сумму к оплате по счету
    7. робот проверяет все оплаты по договору и выясняет, что с учетом сформированной суммы к этому счету, сумма оплаты по договору становится выше, чем в договоре - на какие-то несколько сотен рублей (у поставщика цена на несколько копеек за тонну поменялась, а допник ещё на подписании между сторонами)

    Действия робота без участия человека?

    8. у предприятия в банке оплаты несколько десятков расчетных счетов, в договоре указан конкретный
    9. робот проверяет остатки на расчетном счете предприятия и сравнивает с суммой к оплате
    10. сумма к оплате превышает остатки на расчетном счете предприятия

    Действия робота без участия человека?

    Я описал простой пример, а бывает ещё одна счет-фактура на несколько поставок, сама счет-фактура в бумаге, а поставщик передебитован (завален авансами), но по другим контрактам. Действия робота?

  • Михаил Верисов
    Рейтинг: 81
    Центр технологий роботизации "Некст"
    Директор
    05.02.2021 12:06

    Добрый день, Андрей!
    Поскольку ваши вопросы довольно конкретные и затрагивают предметную часть БП, мы не можем вот здесь написать все подробности, к сожалению. Если есть необходимость – можем попробовать ответить на эти вопросы в частной беседе. Мои контакты есть в редакции. Спасибо!

    • Андрей Лабутин Михаил
      Рейтинг: 128
      ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева"
      Начальник отдела Разработки системы управления ресурсами организации. Управления информационных технологий
      05.02.2021 12:38

      Добрый день, Михаил.

      Удивлен, что нельзя здесь написать подробности - это вполне классический процесс, в нем нет никаких секретов и особенностей, но многим было бы интересно узнать что, на самом деле, в нем делает RPA, а мне лично - зачем RPA вообще в этом процессе, когда эта задача, если везде ЮЗДО и клиент-банк решается либо через API, либо прямой интеграцией между модулями или системами.

      На самом деле задавая именно эти вопросы я преследовал две цели:
      1. в статье, на мой взгляд, информация по возможностям и применимости RPA дана не совсем корректно - и ответы на мои вопросы поста 1 это явно продемонстрируют.
      2. ожидал, что Вы скажите, что RPA у Вас используется, только когда счет-фактура - бумажная. И здесь да, RPA мог бы быть более чем уместен, НО - тогда мы бы окунулись в тему окупаемости RPA - а вот она могла бы стать куда интереснее.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.