Впереди планеты всей

25 февраля 2019
4 2264

Две технологии, благодаря которым российский ритейл может оказаться «впереди планеты всей», были привнесены в отрасль государством. Речь идет о так называемых онлайн-кассах и тотальной маркировке товаров.

Стартовавшая в 2016 г. замена кассового оборудования на новое, способное в режиме онлайн передавать в налоговую службу информацию о каждом проданном товаре, на сегодняшний день охватила все крупные и средние торговые предприятия и предприятия сферы услуг и постепенно распространяется на малый и микро-бизнес. По данным ФНС, в стране уже зарегистрировано около 2,5 млн. онлайн-касс, а в ближайшее время их станет еще как минимум на 1 млн. больше.

Благодаря переходу на онлайн-кассы в России фактически не останется продавцов, не имеющих выхода в интернет, а значит,  у них появятся совершенно новые возможности для ведения бизнеса. Аналитика, планирование, удаленный контроль работы предприятия, использование облачных технологий и больших данных, электронный документооборот станут реальностью для владельцев даже небольших торговых точек. 

Еще одна госинициатива, фактически заставляющая сферу торговли и услуг двигаться вперед в цифровое общество, — маркировка товаров. Обкатав технологию на алкоголе и шубах, государство решило распространить ее фактически на все виды товаров: лекарства, табак, обувь, одежду, ювелирные изделия, парфюмерию, шины. Маркировка позволит проследить весь путь товара — от производства или ввоза в страну до продажи конечному собственнику. А значит, даст возможность использовать для анализа и прогнозирования еще больше данных.

Важной частью Единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров должен стать Единый каталог товаров. Методологическую поддержку и первичное наполнение справочника информацией о товарах взяла на себя X5 Retail Group. Единый каталог должен был заработать в конце 2018 г., однако на момент написания этой статьи официального подтверждения этому обнаружить не удалось. Единый каталог товаров должен стать стимулом для давно назревшего перехода ритейлеров на юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО). Одним из первых крупных ритейлеров России, внедривших EDI, стала компания X5 Retail Group — это произошло еще в 2013 г. Сегодня EDI внедрен у всех крупнейших ритейлеров, однако торговые сети среднего масштаба до сих пор работают с бумажными документами.


Поделиться
Коментарии: 4

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 88
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    27.02.2019 14:48

    Да простит меня автор статьи: я в начале 2000-х, работая в Голландии, обходилась без наличных денег, даже без мелочи. И без продавцов, без кассиров, в столовых, в магазинах и т.п.... Эти технологии там успешно использовались )))

    • Наталья Рудычева Татьяна
      Рейтинг: 10
      Независимый эксперт
      27.02.2019 23:56

      а я 5 лет тому назад не могла в той же Голландии обойтись без наличных! :) но в статье речь идет о другом – о тотальной фактически принудительной автоматизации всей розницы и сферы услуг, подключении их к интернету и появлении реальной возможности вести учет не в амбарной книге, а в облачной системе.... и получать оттуда же аналитику...

  • Татьяна Орлова
    Рейтинг: 88
    ЗАО "ЕС-лизинг"
    Замдиректора по инновационной и экспериментальной деятельности, консультант по управленческим дисциплинам
    28.02.2019 10:08

    Наталья, благодарю за ответ. Вы видите цель статьи так, как Вы о ней думаете. У читателей может быть другое мнение и другие интересы. Но мой ответ не о том. Несколько мыслей, навеянных Вашим ответом:
    1. Не важно, в какой стране мы находимся. На примере маленькой и достаточно продвинутой Голландии мы видим, что применение любых технологий, актуальность и грамотность этого применения, зависит от среды. Там, как и у нас, жизнь сосредоточена в крупных городах, а внутри крупных городов - в нескольких районах. Я там жила и работала, в той среде все это и было. Для туристов же все может быть по-другому, уж не знаю, в каком качестве и где именно Вы там были. Тем более нам, с нашими масштабами, надо вести себя аккуратно.
    2. Ключевое слово в Вашем ответе "принудительно". Это правда и специфика нашей, русской, модели управления. Мы живем или в кризисной ситуации, или в предкризисной. Поэтому привычнее "дать пинка" новыми технологиями, а там посмотрим. Как-нибудь приживется, а не приживется, дадим другого "пинка". Это больно, долго и дорого, но кто же об этом думает, раз все равно в выигрыше не конечные потребители (иногда виден просто процесс ради процесса), и они же, конечные потребители, за все эти эксперименты и платят. Мы как-то адсорбируем такие изменения, но длиться до бесконечности это не может...
    3. Принципы, озвученные Вами в конце ответа, живут уже довольно, включают в себя и облачные технологии, хотя и не обязательно, т.к. это - не принцип а всего лишь один из инструментов, поддерживающих классическую задачу "мониторинг-анализ-прогноз". Так что в ритейле или где-то еще, не так и важно, мы эти принципы на базе ИТ пытаемся реализовать. Важно "как". Другими словами со стратегией у нас неплохо, думать, мечтать и формулировать глобальные цели мы умеем, а вот с тактикой, к сожалению, провал. Цели должны быть выполнимыми, вот, собственно, к чему сводится мой комментарий. Т.е. цели и задачи надо бы ставить в контексте, в рамках ограничений...

  • Ольга Мельник
    Рейтинг: 40
    Независимый эксперт
    21.05.2019 19:00

    Ну смысл то всех этих государственных затей прозрачен - тотальный контроль. Пилотик с алкоголем, после довольно мучительного старта, удался, видимо, вполне, и пришла естественная мысль: а чего бы все вообще не учесть то?.....ну а пользы от этого никакой не ожидается, насколько я могу судить, никому, кроме фискальных органов.

Предметная область
Отрасль
Управление