Федеральный маркетплейс онлайн-дистрибуции финансовых продуктов

Заказчик
ПАО КБ "Центр-инвест"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ПАО КБ "Центр-инвест"
Год завершения проекта
2018
Сроки выполнения проекта
Февраль, 2018 — Май, 2018
Масштаб проекта
320 человеко-часов
2 автоматизированных рабочих мест
Цели
- упрощение взаимодействия потребителей-физических лиц с организациями, оказывающими финансовые услуги
- повышение удовлетворенности  населения финансовой отраслью страны и финансовой грамотности
- развитие конкурентной среды поставщиков финансовых услуг,  оптимизация финансовых сервисов
- расширение доступности финансовых услуг для населения
- обеспечение равного доступа пользователей услуг к финансовому рынку
- снятие географических ограничений по предоставлению финансовых услуг
- обеспечение дистанционного доступа к широкой линейке финансовых продуктов в режиме 24/7

Уникальность проекта

Федеральный финансовый маркетплейс - уникальный проект как в РФ, так и в рамках всего мира. Уникальность определяется  многофункциональностью, многопродуктовостью, масштабностью, инновационностью и поддержкой государства.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО
Технологии, использованные ПАО КБ «Центр-инвест», при участии в разработке прототипа маркетплейс со стороны банковского сообщества (поставщиков финансовых продуктов):
- спланировано и разработано "облегченное" enterprise-приложение (WS = Бизнес-логика = База данных);
- технология SpringBoot и язык программирования Kotlin (позволило сократить время разработки в сравнении с использованием классических JavaEE и Java));
- микросервисная архитектура (позволяла быстро и независимо обновлять уже работающие компоненты);
- методология eXtreme Programming - любое предположение или проектное решение проверялось сразу же в реализации, через быстрое прототипирование.
Описание проекта
В первом квартале 2018 года стартовал федеральный проект Маркетплейс при активном участии Банка России. Планируется создать федеральную централизованную площадку, на которой будут консолидированы различные финансовые продукты граждан (вклады, кредиты, ценные бумаги, ОСАГО и проч.), открытых у разных организаций (банков, брокеров, страховых компаний). Основная задача - организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и регистрации финансовых сделок. В личном кабинете федерального Маркетплейса гражданин будет видеть все свои финансовые продукты в одном месте. Кроме этого, на данной площадке гражданин сможет совершать операции, открывать и закрывать контракты. Например, переводить вклады из одного банка в другой, или направлять вклад из одного банка в погашение кредита в другом, или закрыть вклад, а полученные деньги направить на покупку ценных бумаг. С организационной точки зрения маркетплейс как как совокупность элементов, включает в себя платформу, подключенных к ней витрин и поставщиков финансовых продуктов, регистратора финансовых транзакций. Витрина – агрегатор финансовых продуктов, на которой пользователь сравнивает их и выбирает оптимальный для себя. Платформа – центральное звено, которое обеспечивает интеграцию агрегаторов с поставщиками финансовых продуктов. Реестр финансовых транзакций – фиксирует заключеннные сделки, подтверждает их юридическую легитимность. Маркетплейс позволит любому гражданину РФ онлайн, из любой точки мира покупать и продавать всевозможные финансовые продукты (вклады, кредиты, ценные бумаги, страховки и др.) различных поставщиков (банков, инвестиционных и страховых компаний и др.) в режиме 24/7. Проект состоит из последовательных этапов: -прототип, - пилот, - промышленная версия 1.0, -последующие версии. Цель создания прототипа –отработать базовые принципы работы всех участников, выявить узкие места. Цель пилота – опробовать весь цикл операций на ограниченном функционале – операции с вкладами, составе поставщиков (пока только банки) и клиентов-вкладчиков. Маркетплейс версии 1.0, срок реализации которого планируется завершить в 1 квартале 2019 году, будет предоставлять в качестве финансовых услуг только депозиты, предлагаемые ограниченным кругом банков, для неограниченного числа физических лиц. В рамках следующих этапов будет расширяться перечень финансовых услуг, поставщиков услуг, возможностей платформы. В мае 2018 году был реализован прототип маркетплейс. ПАО КБ «Центр-инвест» принимал участие в проекте со стороны банковского сообщества, как поставщик финансовых продуктов, организуя взаимодействие с платформой. ПАО КБ «Центр-инвест» стал единственным банком при работе над прототипом, который реализовал полный цикл такого взаимодействия – и передачу информации о депозитных продуктов, и передачу информации об остатках средств на счетах клиентов, и открытие новых депозитов. С середины 2018 года по начало 2019 года реализуется пилот, в рабочих группах которого ПАО КБ «Центр-инвест» также принимает активное участие. Ссылка на презентацию: https://urlid.ru/bhs2
География проекта
Управление развития ИТ - разработка решений в рамках пилотного проекта Управление эксплуатации ИТ - подготовка ландшафта информационных систем Управление розничных операций - проработка требований к проекту
Дополнительные презентации:
Схема.jpg
Коментарии: 4

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 24.12.2018 17:48

    Вы молодцы, что с таким энтузиазмом берётесь за тестирование новых технологий или вот таких вот сырых и пока что концептуально недоделанных платформ. С другой стороны, все "сливки" - ваши! Успехов!

    • Юрий Богданов
      Рейтинг: 1188
      КБ "Центр-инвест", ПАО
      Директор по инновациям
      26.12.2018 17:56

      Александр, спасибо!
      В данном проекте мы видим возможность дистанционно предоставлять свои продукты и услуги не только в регионах присутствия банка, но и в других регионах России. Также мы видим в данном проекте большой потенциал для развития финтеха России в целом.

  • Александр Балабанов
    Рейтинг: 858
    Независимый эксперт
    Директор по ИТ и Цифровой трансформации
    08.01.2019 11:04

    Юрий приветствую! Отличная инициатива! Пару вопросов: 1. Какие банки также принимали участие в разработке и тестировании Пилота? А где всем известные 2-3 крупнейших Банка - инноваторы? 2. Какие основные сложности при реализации данного Проекта вы решали? 3. Для Пилота был сформирован определенный пул Банков, а вот Потребителей для Пилота откуда брали?

  • Юрий Богданов
    Рейтинг: 1188
    КБ "Центр-инвест", ПАО
    Директор по инновациям
    10.01.2019 15:30

    Александр, спасибо!

    Ответы на вопросы:
    1. Проект состоит из следующих последовательных этапов: прототип, пилот, промышленная версия 1.0, последующие версии.
    Цель создания прототипа – понять принципы, на которых все должно быть построено; сформировать бизнес-модели участников и «примерить» на них новые правила; выявить ограничения и барьеры.
    Цель пилота – опробовать в реальности весь цикл операций на ограниченном функционале, ограниченном наборе продуктов, ограниченном составе поставщиков и покупателей.
    Промышленная версия 1.0 будет массово использоваться всем населением страны, любыми поставщиками и включать основной набор финансовых продуктов (вклады, облигации, кредиты).
    В первой половине 2018 года был реализован прототип маркетплейс. В создании прототипа принимали участие 5 банков - банк "Центр-инвест", Совкомбанк, Росбанк, АК Барс банк, банк "Зенит". Прототип был успешно представлен на МФК в июне 2018 г, и было принято решение о целесообразности реализации пилота.
    Пилот сейчас находится в стадии проектирования и старта реализации с целевой датой выхода на первичную отладку 15.02.2019. В Пилоте принимают участие более широкий состав кредитных организаций - банк "Центр-инвест", Совкомбанк, Росбанк, АК Барс банк, банк "Зенит", БКС Банк, Газпромбанк, СКБ-банк, банк "Открытие", Тинькофф Банк, Экспобанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк.
    2. Основной проблемой является удаленная идентификация клиентов в рамках текущего законодательства. Идентифицировать клиентов будут не банки, а централизованная Платформа. ЕБС пока не заработала и в ближайшие 1,5-2 года только будет набирать популярность населения, а при идентификации посредством ЕСИА есть ограничения на законодательном уровне (115-ФЗ). После обсуждений в рамках рабочих групп проекта, ЦБ сейчас инициировал внесение соответствующих изменений в нормативные акты.
    Кроме этого, есть определенные сложности, связанные с сохранением и проверкой целостности юридически значимых данных, в цепочке взаимодействий: клиент выбрал контракт на электронной витрине => подписал его своей ЭЦП, инициировал его покупку/заключение в банке через централизованную Платформу => банк подписал ЭЦП со своей стороны, ответив клиенту также через централизованную платформу. Есть разные варианты автоматизации, которые сейчас обсуждаются в рамках рабочих групп.
    3. В рамках прототипа были тестовые клиенты, зарегистрированные в тестовом контуре ЕСИА. В рамках Пилота будут уже реальные потребители, но из ограниченного круга.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.