Разработка сервиса контроля параметров сетей WiFi

Заказчик
ПАО "Ростелеком"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
ПАО "Ростелеком"
Сроки выполнения проекта
Июль, 2018 - Октябрь, 2019
Масштаб проекта
1800 человеко-часов
10000 автоматизированных рабочих мест
Цели
  • Формирование объективного канала обратной связи «Бизнес – Провайдер», выявляющего горизонты совершенствования телекоммуникационных услуг.
  • Расширение перечня цифровых сервисов, предоставляемых ПАО "Ростелеком".
  • Вывод на рынок современных отечественных разработок.
  • Формирование технологических заделов в вопросах обеспечения контроля функционирования беспроводных сетей будущего.

Уникальность проекта

- Автоматический сбор и анализ основных параметров функционирования сегментов WiFi.
- Взгляд на работу WiFi «глазами пользователя» посредством интеллектуальных зондов.
- Отечественная программная и аппаратная платформа.
- Возможность выноса Сервиса в частные сегменты WiFi.
- Расчет на тысячи сегментов сетей WiFi; многопоточный опрос зондов, в том числе, с использованием протокола TR-069; конвейерная обработка данных.
- Выявление беспроводных сетей, конкурирующих за радиоэфир.
- Быстрота активации и низкая стоимость сервиса.
Использованное ПО
  • Операционная система Linux, в том числе, АстраЛинукс, версия Смоленск.
  • СУБД PostgreSQL, в том числе версия Pro Certified10.
  • Автоматизированная система контроля, инвентаризации и технического сопровождения СКИТ.
  • Сетевое оборудование Элтекс с уникальной прошивкой СКИТ.зонд.
Сложность реалиазации

Описание проекта
Предпосылки
В современном мире задача обеспечения надежного и качественного функционирования корпоративных беспроводных сетей находится в фокусе внимания многих российских компаний. Ростелеком, являясь провайдером цифровых сервисов и решений, оказывает полный спектр услуг по проектированию, построению, технической поддержке и эксплуатации таких сетей. Мы уверены в своих услугах. WiFi сети, развёрнутые нашими специалистами, находятся под постоянным наблюдением Центров управления сетями связи на всех уровнях: от каналов связи, контроллеров WiFi, сервисов авторизации и до точек доступа, установленных на объектах Заказчиков.
Кажущаяся простота и клиентоориентированность оборудования WiFi зачастую приводит к тому, что частные беспроводные сети строятся силами самого Заказчика или подрядчиками без должной проработки архитектуры решения, с недочётами радиопланирования и выбора WiFi оборудования. Все это неминуемо сказывается на качестве беспроводной связи высоконагруженных территориально-распределённых WiFi сетей.
Плотная работа с российскими организациями показала нам необходимость создания для нужд компаний универсального сервиса по контролю функционирования WiFi не зависящего от провайдера (провайдеров) беспроводной связи, сетевых настроек и используемого оборудования.

Описание

В качестве программной платформы использован комплекс СКИТ (Система контроля инвентаризации, технического сопровождения ИТ-инфраструктуры), являющийся собственной разработкой ГК Ростелеком.
Зонды нашего Сервиса, размещаемые в сегментах WiFi, выполнены на аппаратном обеспечении маршрутизатора Элтекс с уникальной программной прошивкой – СКИТ.зонд.
Сервис контроля WiFi собирает и анализирует десяток наиболее важных характеристик функционирования беспроводных сегментов, включая: состояние радиоэфира, уровни сигнала и шума на частотах 2,4 и 5ГГц, плотность точек доступа WiFi, количество сетевых идентификаторов, нагрузку на каналы WiFi.
Кроме того, Сервис позволяет службам эксплуатации WiFi взглянуть на работу беспроводной сети «глазами пользователя» с «бортов» зондирующих устройств.


Сервис контроля WiFi рассчитан на 10000 наблюдаемых сегментов беспроводной сети.
Для компаний с жесткими требованиями к информационной безопасности в нашем Сервисе специально проработан вопрос быстро разворачиваемых программных выносов, инсталлируемый внутрь ИТ-ландшафта кампаний.
Наш сервис полностью соответствует российскому законодательству в части организации беспроводных сетей, требованиям к системам мониторинга, информационной безопасности, импортозамещения.
За счёт оптимизации программного кода мы добились минимальных требований к аппаратному обеспечению зондов, тем самым существенно сократив стоимость Сервиса для российских потребителей.


В рамках развития сервиса мониторинга WiFi планируем расширить перечень поддерживаемых методов автоматической авторизации Системы в беспроводных сетях, реализовать возможность генерации и запуска поведенческих шаблонов, имитирующих действия пользователей WiFi а так же, обеспечить накопление данных для применения алгоритмов предиктивного анализа.


Наша задача и задача разработанного Сервиса: помочь бизнесу повысить эффективность своих ИТ-инфраструктур, сделав осознанный выбор в пользу лучшего провайдера цифровых услуг и решений.
Демонстрационный видеоролик здесь 


География проекта
Российской Федерации
Коментарии: 15
  • Сергей Суров
    Рейтинг: 12
    ООО Конструкторское бюро цифровых технологий
    Директор по информационным технологиям
    22.11.2019 16:22

    Константин, добрый день!
    Спасибо за новый Сервис. Действительно, соблюдение параметров соглашения об уровне сервиса (SLA) в беспроводных сетях передачи данных - весьма нетривиальная задача. В этой связи, организация постоянного контроля WiFi очень актуальная тема. Подскажите, есть ли в Вашем решении функционал по выявлению беспроводных сетей, конкурирующих за радиоэфир? Какую информацию получает Заказчик Вашего сервиса по сетям WiFi и насколько оперативно?

  • Константин Зверев
    Рейтинг: 236
    ПАО "Ростелеком"
    Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
    24.11.2019 18:39

    Сергей, спасибо за комментарий. Сервис контроля параметров сетей WiFi выявляет и отображает конкурирующие беспроводные сети, их идентификаторы (SSID) и точки доступа (BSSID) в радиусе видимости СКИТ.зонд. По каждой WiFi-сети, Сервис фиксирует уровни сигнала и шума по обоим частотным диапазонам: 2,4 и 5 ГГц.
    Периодичность сканирования радиоэфира вокруг зонда – 5минут. Этот параметр может быть изменен в зависимости количества используемых СКИТ.зондов, пользователей Сервиса и бизнес задач каждого конкретного Заказчика.

  • Александр Егоров
    Рейтинг: 29
    ООО Стройгазмонтаж
    Руководитель направления развития информационных систем и сервисов
    12.12.2019 20:00

    Добрый вечер! Интересный сервис.
    Константин, подскажите, есть ли возможность при помощи сервиса мониторинга сетей WiFi формировать отчеты об уровне сигнала контролируемых и конкурирующих сетей в разрезе суток/недели/месяца? Можно ли ставить пороги «активности» WiFi-сетей и настраивать оповещения при их превышении?

    • Константин Зверев Александр
      Рейтинг: 236
      ПАО "Ростелеком"
      Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
      23.12.2019 19:25

      Александр, в новом сервисе мы реализовали отчетность в виде тепловых карт, демонстрирующих состояния сегментов WiFi-сети. На тепловых картах визуализирована динамика изменения уровней сигналов всех сегментов WiFi-сети в историчности. Функционал «порогов» в настоящее время находится в развитие. В новой версии сервиса будет разработан функционал динамических порогов, которые автоматически подстраиваются под текущую ситуацию в сетях связи.

      • Александр Егоров Константин
        Рейтинг: 29
        ООО Стройгазмонтаж
        Руководитель направления развития информационных систем и сервисов
        24.12.2019 18:42

        Тепловые карты, динамические пороги… Вы развиваете сервис в векторе проактивного мониторинга. Думаю, это правильное и весьма перспективное направление.
        Вообще, выпуск в свет ИТ-сервисов, которые не «прибиты гвоздями» к инфраструктуре Оператора связи, очень смелый подход. Удачи Вам.

  • Дарий Климой
    Рейтинг: 27
    ООО Центр ПМ
    Директор по развитию сети салонов «Eyes-N-Lips»
    22.12.2019 18:11

    Спасибо за информацию о новом сервисе. Очень актуальная тема. Особенно, при эксплуатации распределенной WiFi сети. Вопрос: наши салоны раскиданы по всей России. К сожалению, далеко не в 100% случаем мы имеем подключение к сети Ростелеком. Скажите, можем ли мы в нашей ситуации воспользоваться Вашим сервисом? Потребуется ли для этого организаций каких-либо дополнительных каналов связи? Спасибо.

    • Константин Зверев Дарий
      Рейтинг: 236
      ПАО "Ростелеком"
      Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
      23.12.2019 19:26

      Дарий, спасибо за интерес к нашей разработке. Да, конечно. Можно все программные компоненты комплекса контроля WiFi развернуть внутри локальной вычислительной сети компании. В этом случае работа будет осуществляться автономно. Организация дополнительных каналов связи ни с сетью Ростелеком, ни с сетями других операторов связи не потребуется.

      • Дарий Климой Константин
        Рейтинг: 27
        ООО Центр ПМ
        Директор по развитию сети салонов «Eyes-N-Lips»
        02.01.2020 20:58

        Понял. Спасибо. Думаю, стоит попробовать.

  • Константин Чеботарев
    Рейтинг: 3
    ООО Айкьюмебель
    Исполнительный директор
    24.12.2019 07:49

    Добрый день! Мы внимательно следим за новыми решениями, которые помогают улучшать сервис и повышать продажи. Может ли зондирующее устройство СКИТ работать в режиме wifi радара/сенсора для сбора MAC адресов пользователей в месте установки?

    • Константин Зверев Константин
      Рейтинг: 236
      ПАО "Ростелеком"
      Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
      02.01.2020 20:21

      Константин, спасибо за вопрос. Да, каждое зондирующие устройство отслеживает MAC-адреса пользователей. Эта информация используется для подсчета количества WiFi устройств в зоне видимости пробника и анализа загрузки каналов связи. Хранение, обработка и передача куда-либо конкретных MAC-адресов пользователей с СКИТ.зонд по положениям информационной безопасности не производится.

  • Андрей Агеев
    Рейтинг: 18
    ООО БУР54
    Директор по развитию
    04.01.2020 19:50

    Константин, благодарю за описание проекта. Интересно, но не совсем понятно, какими возможностями обладает ваш новый сервис с точки зрения интеграции с внутренними информационными системами организации, например, с системой Service Desk или CRM?
    Знаю, у многих сервисов, особенно от крупных операторов связи, с этим большие проблемы. А как у Вас?

    • Константин Зверев Андрей
      Рейтинг: 236
      ПАО "Ростелеком"
      Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
      05.01.2020 20:29

      Спасибо за вопрос. С интеграцией проблем НЕТ! В новый сервис встроена внутренняя интеграционная шина, задачей которой как раз и является решение вопросов интеграции функционала контроля параметров сетей WiFi с ИТ-ландшафтом, сложившимся в Организации. Интеграция строится по технологии микросервисов. Можно воспользоваться уже разработанными интеграционными шлюзами к наиболее распространенным ИТ-системам, либо создать новый алгоритм межсистемного обмена данными.

  • Сергей Логинов
    Рейтинг: 27
    ООО Переделкино ателье
    Руководитель группы обслуживания вычислительной техники
    07.01.2020 20:32

    Добрый день! Сеть WiFi это, конечно, важная часть ИТ-инфраструктуры предприятия, но не вся. Есть еще проводные каналы связи, сетевое оборудование, сервера, СХД, компьютеры и т.д. Что Вы предлагаете делать с контролем их работоспособности? По-моему, создавать на предприятии зоопарк из систем мониторинга различных производителей не совсем хороший вариант.

    • Константин Зверев Сергей
      Рейтинг: 236
      ПАО "Ростелеком"
      Директор по информационным технологиям макрорегионального филиала "Центр"
      08.01.2020 16:22

      Вы абсолютно правы. Мониторинг хорош тогда, когда он комплексный. Когда Вы видите, как «дышит» вся ИТ-инфраструктура от каналов связи, до информационных систем и пользовательских приложений. Для эффективного управления процессами развития, модернизации и эксплуатации ИТ необходим единый автоматизированный инструмент.
      И такой инструмент у нас есть. Дело в том, что сервис контроля WiFi разработан на базе нашей же платформы СКИТ, объединяющей функционал мониторинга, инвентаризации и технического сопровождения ресурсов ИТ-инфраструктуры. СКИТ внедрен и успешно работает в десятках организаций нашей страны. Это российский продукт. Полностью соответствует законодательству в области импортозамещения и информационной безопасности.

      • Сергей Логинов Константин
        Рейтинг: 27
        ООО Переделкино ателье
        Руководитель группы обслуживания вычислительной техники
        09.01.2020 10:43

        Константин, спасибо за ответ.

Предметная область
Отрасль
Управление