Модернизация системы хранения данных одного из крупнейших в мире хранилищ гидрометеоинформации в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации – Мировой центр данных» (ВНИИГМИ-МЦД)

Заказчик
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации – Мировой центр данных» (ВНИИГМИ-МЦД)
ИТ-поставщик
«Техносерв»
Год завершения проекта
2016
Сроки выполнения проекта
Ноябрь, 2015 — Август, 2016
Масштаб проекта
3217 человеко-часов
103 автоматизированных рабочих мест
Цели
Проект модернизации направлен на обеспечение выполнения Росгидрометом основных задач, которые в области накопления и архивации режимной информации определены как:

•    обеспечение полноты и качества поставляемых в Госфонд данных;
•    безопасное и долговременное хранение данных (режимной информации) на современных технических носителях;
•    перевод бумажных носителей Госфонда в электронный вид и запись их в архивную систему;
•    изготовления информационной продукции в электронном и печатном виде;
•    формирование, представление и доведение гидрометеорологической информации из архива до потребителей с применением современных технологий управления данными и средствами доставки, в том числе с использованием Web-технологий.

Уникальность проекта

Архив предприятия хранит уникальные данные по наблюдениям за погодой за 180 лет. Они важны не только для России, но и для всего мирового метеорологического сообщества. Эти данные позволяют анализировать изменения климата, писать научные работы, основываясь на официальных статистических данных. Центр в Обнинске  - один из крупнейших и значимых в мире. Его данными пользуются не только российские специалисты, но и ученые всего мира. Проект облегчит это взаимодействие. Сегодня в архиве более 2,59 млн. единиц хранения находится на бумажных носителях. Благодаря проекту их можно сохранить для будущего.

В ходе проекта установлены уникальные бесконтактные сканнеры российской компании «Элар», которые уже использовались структурами Росгидромета и положительно себя зарекомендовали. Эти сканеры (именуемые иногда «планетарными» или «книжными»), позволяющие осуществлять удаленное считывание графической информации, уже  задействованы в Центре для переноса информации с физических (бумажных) архивных носителей в цифровой вид.

Помимо работ по модернизации было установлено и подключено к информационной системе данных ВНИИГМИ-МЦД около 100 рабочих станций, обновлена типография центра.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО
Для переноса информации с бумажных архивных носителей в цифровой вид специалистами «Техносерв»  были установлены уникальные планетарные сканеры российского производителя «ЭЛАР», позволяющие осуществлять бесконтактное бережное и высококачественное сканирование. В качестве ECM-системы (ECM – Enterprise Content Management) для управления информационными ресурсами, каталогизированными данными установлена платформа «ЭЛАР Саперион». Установлены серверы и системы хранения данных российского производства Etegro, коммутационное оборудование Cisco, ленточные системы резервного копирования производства Oracle.
Описание проекта
С 1964 в архивах ВНИИГМИ-МЦД в г.Обнинске Калужской области накапливаются и аккумулируются гидрометеорологические данные, собираемые на всей территории нашей страны, а также данные, поступающие из-за рубежа. В рамках международного обмена данными во ВНИИГМИ-МЦД поступают гидрометеорологические сводки и другие данные о состоянии окружающей среды, ее загрязнении практически со всего земного шара. ВНИИГМИ-МЦД является одним из трех крупнейших Мировых центров данных, наряду с центрами в США и Австралии. Во ВНИИГМИ-МЦД хранится информация за последние 180 лет, а самый старый документ в его архиве датируется 1734 годом. На 1 января 2015 года в Центре было сосредоточено более 1,6 тыс. Гб цифровой информации, более 2,59 млн. единиц на бумажных носителях и 875 тыс. на фотоносителях. На основе накопленных данных во ВНИИГМИ-МЦД строятся прогнозы климата, проектируются инженерные сооружения, формируются долгосрочные планы развития территорий и многое другое. Василий Копылов, директор ВНИИГМИ-МЦД, доктор технических наук, комментируя проект, отметил: «Мы обеспечиваем не просто хранение, а бессрочную сохранность информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Текущий поток информации принимается и сохраняется в цифровом виде в роботизированной библиотеке. Однако мы также располагаем большим объемом бумажного архива, на оцифровку которого, по нашим расчетам, без дополнительного оснащения, ушло бы около 60 лет. Именно поэтому одной из ключевых наших задач на сегодня является увеличение темпов переноса информации с «бумаги» на «цифру» и, конечно же, совершенствование используемых технологий хранения данных. Достижению этих целей и был посвящен наш проект». Работы по контракту состояли из трех частей и включали в себя модернизацию системы хранения данных ВНИИГМИ-МЦД, организацию дополнительных рабочих мест и устройств для сканирования бумажных документов, а также переоснащение типографии предприятия. Для переноса информации с бумажных архивных носителей в цифровой вид специалистами «Техносерв» были установлены уникальные планетарные сканеры российского производителя «ЭЛАР», позволяющие осуществлять бесконтактное бережное и высококачественное сканирование. Также оборудованы рабочие места «операторов-администраторов» для внесения оцифрованных документов в каталог данных. В качестве ECM-системы (ECM – Enterprise Content Management) для управления информационными ресурсами, каталогизированными данными «Техносервом» установлена платформа «ЭЛАР Саперион» и проведено обучение работе с данной системой. Поскольку работа по сканированию бумажных архивных данных осуществляется не только в ВНИИГМИ-МЦД, но и в региональных центрах Росгидромета, установка необходимого оборудования и сопутствующего программного обеспечения с подключением к ECM-системе проводилась дополнительно в 7-ми управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета (УГМС) в Москве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Архангельске, Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге. Кроме этого, доступ к ECM-системе с архивными данными и установка рабочих станций были выполнены в 21-м подразделении Росгидромета, включая центры приема спутниковой гидрометеорологической информации ФГБУ «НИЦ Планета» в Новосибирске и Хабаровске. В ходе проекта проведена модернизация системы хранения данных ВНИИГМИ-МЦД, напрямую связанной с системой сканирования: установлены серверы и системы хранения данных российского производства Etegro, коммутационное оборудование Cisco, ленточные системы резервного копирования производства Oracle, а также инженерные системы. Выполнена преднастройка программного обеспечении и оборудования. В качестве ядра системы во ВНИИГМИ-МЦД, а также еще в 11 центрах Росгидромета установлена система виртуализации. Особое внимание было уделено переносу на новую систему хранения информации с дисковых массивов ВНИИГМИ-МЦД, находившихся в сложном состоянии – около 100 Тбайт информации. Работа по переносу данных проводилась в сжатые сроки. Отдельным направлением деятельности ВНИИГМИ-МЦД является издательство учебных и информационных материалов, книг для профессионального сообщества метеорологов, а также профильных учебных заведений. Специалистами «Техносерва» проведено переоснащение типографии, установлено и запущено новое печатное оборудование, модернизированы рабочие станции.
География проекта
Проект получился очень объемным и территориально распределенным. Кроме территории ВНИИГМИ-МЦД в г.Обнинске работа велась в 28 региональных центрах Росгидромета – это почти четверть всех его подразделений. Среди них - Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Архангельск, Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург и др.
Коментарии: 31

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Дмитрий Кудрявцев
    Рейтинг: 30
    CIO-on-demand.ru
    партнёр
    06.11.2014 09:59

    Смотря какие решения.

    Если стоимость ИТ как средства производства становится больше непонятно почему - плохо.

    Если автоматизация не даёт выхлопа там, где ожидалось за плановые сроки/деньги - тоже плохо.

    А вот за участие в общей архитектуре бизнес-процессов, управлении её эффективностью - вопрос. У меня многие знакомые ИТ руководители это дело собственнику как своё детище не пиарят, снимая стружку с вышеперечисленных тем и тем довольствуясь. Но в целом, конечно, основная ценность наша как раз тут, в повышении конкурентоспособности, эффективности и прочих показателей, коррелирующих с тактикой существования бизнеса. И, если практика отношений в компании позволяет, несомненно должна делиться между архитекторами и управленцами. Правда, делить только ответственность без "плюшек" - некошерно.

  • Сергей Аблаев
    Рейтинг: 50
    Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
    Руководитель отдела развития ИТ
    06.11.2014 11:50

    >ответственность без "плюшек" - некошерно.
    Согласен ))

    Да тема именно про общие бизнес процессы:
    Ведь неверно заданные ограничения в ERP могут позволить продать с большими убытками партию товара.
    Или недавно услышанная история одной комапнии: из-за недосмотра в безопасности, злонамеренное подключение снаружи к корпоративной IP телефонии принесло убыток 250тыс. за 2 дня. (и это еще повезло что быстро обнаружили).

    Говоря более простым языком - в такой ситуации наверное захочется сказать: "упс! извините..."
    Как обосновать собственникам что "ничего не поделаешь, со всеми бывает".

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    06.11.2014 13:12

    А тут еще многое зависит от общепринятого в компании. Все ли руководители несут ответственность в равной мере? Почему только CIO ?

    И потом, а какую финансовую ответственность? Часто приходилось слышать от разных руководителей - я отвечаю, что это будет работать и все тут правильно. Сразу следовал вопрос от CEo - а чем отвечаешь?
    В описанном Вами случае можно продавать с большим убытком из-за неверных настроек ERP (хотя с трудом себе это представляю). И что, весь убыток повесить на CIO ? Да вряд ли получится. Может не хватить его личных активов все покрыть))))). А просто без бонуса - так разбираться надо, один ли он виноват.

    финансовые риски всегда были, есть и будут. В любых проектах. Надо четко понимать те риски, которые ты можешь и обязан предусмотреть ( а если случилось и не предусмотрел - пиши письма :) ). И понимать, что есть случаи, не зависящие от тебя. ка кот руководителя. Это тонкая грань.

    И не покрывать надо требовать убытки от CIO ( равно как от любого другого CxO), а потребовать проанализировать случившееся на предмет избежания в будущем. ( убытки от не профессионализма или злонамеренности, конечно, не рассматриваю).

  • Иван Крымов
    Рейтинг: 10
    Glorax Development
    Директор по ИТ
    07.11.2014 09:53

    День добрый, коллеги.
    Очень большой вопрос - что понимать под "финансовый результат" ошибки. Еще больший вопрос - как подсчитать?
    Как правило - CIO - это в той или иной мере советник CEO, который как раз и принимает те самые стратегические решения. На самом деле в нашей стране эффективно кнут без пряника не работает никогда. Таким образом без бонусов и ответственность вводить практического смысла просто нет.
    Давайте попробуем привести реальные примеры из практики, когда решение CIO принесло убытки для бизнеса.
    Как вариант - построение не оптимального бизнес-процесса, повлекшего доп. финансовые издержки, которых можно было избежать.

    • Сергей Аблаев Иван
      Рейтинг: 50
      Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
      Руководитель отдела развития ИТ
      07.11.2014 12:06

      Пример я приводил выше - поставили IP телефонию - инвестиции в неё должны были окупиться и через Х месяцев пойти прибыль. Реально же получили доп счет на 250 тысяч = упущенная прибыль = убытки.

      Или из моей (ранней) практики: Заключил договор, как казалось, с более выгодным провайдером интернет и не смог отследить хитро запрятанную оговорку о ограничениях "безлимита". В итоге через пару месяцев работы получили счет на 65 тысяч руб вместо стандартных 10тыс. Это 55 тыс убытков - что в начале 2000-х было существенной суммой для организации.

      Примеры может не сильно "дорогие" по суммам, к счастью более серьезных (чем эти 55 тыс) убытков я не создавал. Но страхи есть - потому что в теории суммы могут составить несколько миллионов.

      • Иван Крымов Сергей
        Рейтинг: 10
        Glorax Development
        Директор по ИТ
        07.11.2014 12:16

        Я правильно понимаю, что Вы IP телефонию рассматриваете исключительно с точки зрения "сумма ежемесячного счета" и рассчитывали окупаемость исходя из ежемесячной экономии на сумме счета? На моей практике - 1 переезд офиса окупил все затраты по переходу на IP с аналога. Помимо того был ли проведен анализ использования данного продукта? Для чего внедряли то, какие показатели повысились и в чем привнесенная ценность для бизнеса от данного сервиса в вашем случае? И еще одно уточнение - доп. счет вызван проблемой в безопасности и настройке или повысился трафик?

        • Сергей Аблаев Иван
          Рейтинг: 50
          Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
          Руководитель отдела развития ИТ
          07.11.2014 12:25

          по IP телефонии это всего лишь пример от сторонней компании. Убытки на бОльшие суммы скорее жду от ERP - где все больше вешают на автоматизацию и все меньше человеческого контроля. Одна, не там поставленная запятая и неконтролируемые "бесплатные" отгрузки юридически закрепленные же автоматически распечатанными документами.

          • Иван Крымов Сергей
            Рейтинг: 10
            Glorax Development
            Директор по ИТ
            07.11.2014 12:32

            Организация перекрестного контроля Вам в помощь, но и тут опять же, исходя и Ваших слов, источником будет конкретный оператор, а не сервис.

            • Сергей Аблаев Иван
              Рейтинг: 50
              Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
              Руководитель отдела развития ИТ
              07.11.2014 13:03

              Ну в случае с ERP виновником будет не оператор а программист внесший изменения, а точнее CIO т.к. именно руководитель всегда несет ответственность за подчиненных. Операторов же скоро не останется вообще.
              Иван Николаевич - я правильно понимаю - вы не допускаете возможность ошибки при перекрестном контроле?

      • Сергей
        18.11.2014 10:35

        По примерам с IP-телефонией и Интернетом - конечно должен.
        1. По телефонии - случаи, когда взламывают VoIP и приходят большие счета, происходят часто, об этом надо знать и учитывать. Смотреть какие методы авторизации предлагает провайдер. В случае если такое произошло стараться аргументированно все валить на провайдера.
        2. Интернет - однозначно да.
        3. По ERP - это уже не "чисто айтишная" тема. За отгрузки кто ответственный? Начальник склада или начальник транспортной службы? Значит они(кто-то из них) и владельцы этого процесса, они ответственные за принятие изменений в ERP по WMS/TMS. Описали процесс-программист сделал-владельцы приняли. И виноват тут будет тот, кто больше и чаще косячит. Если ИТ-служба половину запросов на изменение делает косячно, то CIO огребёт, в очередной раз.. А если ИТ-служба почти всегда все делает верно, и данная проблема связанна с тем, что владельцы процесса халатно отнеслись к тому "как их автоматизируют" - то и виноваты они.

    • Алексей Никифоров Иван
      Рейтинг: 459
      TENNANT Russia ( Теннант Россия)
      IT директор
      28.01.2015 16:59

      Иван Николаевич, здравствуйте,
      привожу примеры.
      1. Компания принимает решение создать новый вид деятельности, связанный с имеющимися. Руководство принимает решение открыть новое ООО под эту задачу. Во время работы выясняется, что выделение в отдельное ООО повлекло за собой кучу ненужной работы: налаживание обменов данными между ERP, приобретение новых почтовых доменов, сложности при построении отчетности по всем компаниям в целом и т.п. Если бы Директор ИТ предупредил руководство о подобных затратах, новое направление оставили бы в рамках текущего юр лица и не потеряли бы кучу денег на администрировании. Причем это очень даже конкретные деньги. Можно ли повесить эти убытки на директора ИТ?
      2. Директор ИТ вовремя не позаботился о наращивании серверных мощностей. Вдруг (неожиданно для всех) возникает резкое увеличение нагрузки (к примеру, сезон распродаж), условный сервер встал, компания ежедневно несет убытки. Можно их формально повесить на отдел ИТ?

      Поэтому, я с Вами согласен. Есть должностные инструкции, где четко прописано, что должен делать, за что отвечает и получает зарплату директор ИТ (так сказать, программа минимум). Периодически возникают проекты, в которых может участвовать директор ИТ. Если проект успешный - отделу ИТ премию. Если проект не успешный в силу того, что отдел ИТ не просчитал что-то или плохо сделал - депремировать. В этом случае отдел ИТ мотивирован , заинтересован в успехе и не будет участвовать в проекте ради участия, когда выгода, в первую очередь для компании, не очевидна.

      • Сергей Аблаев Алексей
        Рейтинг: 50
        Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
        Руководитель отдела развития ИТ
        17.02.2015 07:28

        Хорошие примеры! Правда по первому пункту скорее характерно для средних компаний. Т.К. в крупных уже не обойтись без практик ITIL, в которых все изменения регламентированы и проходят согласования и расчеты (финансовые, рисков и т.д.). Соответственно ошибки одного человека тут устраняются.

  • Сергей Аблаев
    Рейтинг: 50
    Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
    Руководитель отдела развития ИТ
    07.11.2014 12:25

    по IP телефонии это всего лишь пример от сторонней компании. Убытки на бОльшие суммы скорее жду от ERP - где все больше вешают на автоматизацию и все меньше человеческого контроля. Одна, не там поставленная запятая и неконтролируемые "бесплатные" отгрузки юридически закрепленные же автоматически распечатанными документами.

  • Леонид Андреев
    Рейтинг: 10
    ЗАО СКБ "Хроматэк"
    главный метролог
    19.11.2014 15:58

    Если по сути то Лебедев Антон Петрович прав, а в российской бизнес- реальности "прав тот, у кого больше прав".

  • 28.11.2014 08:16

    У нас с 1 декабря Роскомнадзоровская проверка по исполнению требований 152-ФЗ. Роскомнадзор проверяет только приказы, распоряжения, локальные акты. Т.к. с 2010 года кипишь на эту тему внутри компании поднимали только "ИТ-шники" - давайте делать, давайте привлекать юристов и управление персоналом и т.п.
    В случае выписанных предписаний от регулятора - виноваты будут тоже "ИТ-шники".
    Поэтому из года в год, я просматривал график плановых проверок от РКН по нашей области, лениво улыбался видя там знакомые организации... а в феврале 2014 увидел последним пунктом своего работодателя... Благо было время подготовиться. Документы все делали мы сами, но в этом был и плюс - в документах с себя ответственность сняли по максимуму, тем самым поставив в известность формальных ответственных - формально делегировали с ними ответственность за результат.
    Как пройдет по-факту - посмотрим уже на следующей неделе )))

    • Сергей Аблаев
      Рейтинг: 50
      Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
      Руководитель отдела развития ИТ
      28.11.2014 13:40

      Вау! вы очень предусмотрительны - спасибо за наводку на ресурс РКН - я не знал о нем.
      Есть еще подобные плановые списки доступные в интернете?

      Удачи - расскажите потом как прошло!

      • Сергей
        30.11.2014 21:48

        Каждый регулятор публикует списки плановых проверок на следующий год. РКН это делает в середине декабря.

  • 17.12.2014 08:32

    Ну вот и пришли результаты проверки...
    Уровень "бога" у двух проверяющих тетенек конечно зашкаливает на столько, что даже женщины из отделов, которые подверглись проверке говорили про то, что проверяющим не хватает эм... - мужчин.
    Но по автоматизированной обработке ПДн - не выписали ни одного предписания.

  • Алексей Никифоров
    Рейтинг: 459
    TENNANT Russia ( Теннант Россия)
    IT директор
    28.01.2015 16:40

    Если ИТ директор входит в совет директоров, участвует в распределении прибыли, то, конечно, можно и нужно говорить об ответственности за неудачи компании.

  • Александр Михайлов
    Рейтинг: 92
    "Консалтинг по управлению ИТ"
    MBA, эксперт по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса, генеральный директор
    16.02.2015 14:03

    если ИТ директор является одним из собственников компании и участвует в распределении прибыли, то просто дивидендов меньше будет.

    О личной финансовой ответственности как сотрудников компании, так и внешних консультантов, пытались говорить в "бандитские 1990-е", сейчас скорее нет.

    Если сотрудник, в т.ч. ИТ директор получает только зарплату (но не дивиденды), то и ответственности финансовой у него нет. Ну кроме разве что неполученной премии.

    • Андрей Ивков Александр
      Рейтинг: 30
      Мобильные ТелеСистемы
      руководитель ИТ группы
      18.02.2015 08:39

      Бонусная составляющая должна быть.

  • Денис Еремеев
    Рейтинг: 181
    Спецэнерготранс
    Директор по ИТ
    20.02.2015 18:10

    Да, обязан, потому что он СхО.
    Чем обязан? Наемник всегда работает за ЗП+"Плюшки". Плюшки в зоне риска.
    Допустим, заранее договорились, что годовая плюшка = 3-х мес ЗП.
    Удачные проекты - прибавляем к плюшке, неудачные проекты/недоработки/ошибки - вычитаем "упущенную выгоду" из плюшки.
    Проектов несколько в год. В результате сложения-вычитания если годовая плюшка больше 3х - хороший CIO, если меньше нуля - CIO на первую линию поддержки на один год - пусть отрабатывает. Если CIO не принимает свои ошибки и не согласен на отработку - ищем нового CIO и HR директора (где он такого нашел).
    Просто, логично, честно, легко презентовать.

    (работает на краткосрочных проектах по 3-7 мес в малых и средних компаниях).
    При старте проекта вместе с оценкой ROI, ROA, PBP, распределение ролей в проекте, можно указать уровень (%) участия каждого и фин ответственность. Для CIO и CEO это определенные риски, которые надо согласовать и принять. По логичной формуле "плюшки" участников привязываются к чистой прибыли от проекта за определенный срок (допустим 6 мес прибыльной работы после окончания проекта). Если уложились в срок и показатели проекта подтвердились - отлично. Если затянули со сроком, или показателей не достигли - плюшки уже меньше. Если не уложились - пошла компенсация "упущенной прибыли" из годовой плюшки виновника (обычно CIO, если другой PM не определен).

    Плюсы:
    1. Все участники заранее знают какую плюшку получат и что будет если кто-то налажает, усиленно пинают "тормозящего"
    2. Ответственность за проект определена как по функциям, так и по финансам.
    Минусы:
    1. Трудозатратно на этапе подготовки ТЭО проекта. Сыкатно если "что-то не учел".
    2. Требуется сплоченная проектная команда.
    3. Открытость информации (не всегда возможно).

    • Виктор Федько Денис
      Рейтинг: 367
      Независимый эксперт
      Эксперт
      20.02.2015 18:58

      Насчет "упущенной выгоды" поподробнее бы. Как ее считать? И как привязать именно к данному ИТ-проекту?

      По логичной формуле "плюшки" участников привязываются к чистой прибыли от проекта за определенный срок (допустим 6 мес прибыльной работы после окончания проекта)
      А вот это уже из области фантастики. Чистая прибыль от ИТ-проекта. Ну, или часть чистой прибыли, которую ИТ принесли в каком то проекте. Нереально. Не поддается учету.

      • Сергей Аблаев Виктор
        Рейтинг: 50
        Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
        Руководитель отдела развития ИТ
        23.02.2015 08:52

        >Нереально. Не поддается учету.
        Думаю это зависит от конкретной компании: на производстве да - часто не подсчитать напрямую, а вот в сервис - компании, на уровне проектов, скажем при выводе на рынок новой услуги или при выходе на новый для компании рынок услуг - посчитать можно ожидаемые фин. показатели и привязать результат к мотивации.

        • Виктор Федько Сергей
          Рейтинг: 367
          Независимый эксперт
          Эксперт
          23.02.2015 09:20

          Наверное. Так, где от ИТ напрямую зависит бизнес - услуги и т.п. еще как-то посчитать можно. И , соответственно, все промахи ИТ-службы будут видны отчетливее. Как и заслуги.

  • Сергей Аблаев
    Рейтинг: 50
    Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
    Руководитель отдела развития ИТ
    17.03.2015 18:13

    Сам спросил - сам отвечу:
    По итогам осмысления курсов по ITIL и проектного управления, ответ видится в организации процедур управления рисками:
    В правильно построенном процессе "управления изменениями" с анализом возникающих рисков, их оценке и планировании действий уменьшения рисков, ответственность уже не будет сконцентрирована на одной персоне. Более того сам факт возможности принятия "неправильного" решения сильно нивелируется (особенно если еще есть и четко прописанная стратегия развития). Остаются только риски пресловутой "неопределенности" решений - но это уже не является ошибкой как таковой.

    В общем моя проблема видимо возникает в технологическом зазоре при росте компании, когда масштабы возможных потерь от рисков уже сильно выросли, а мышление управленцев и бизнес процессы организации еще как у небольшой фирмы.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    23.03.2015 09:32

    Вот простая жизненная ситуация. Есть такой Московский кредитный банк, очень даже неплохой. И обслуживание, и проценты весьма впечатляют
    Вторые сутки там не работает онлайн-сервис в личном кабинете по закрытию вклада. Срок истек. То есть, деньги надо перевести на карту и сразу перебросить на другой вклад. в котором проценты лучше.
    Выходит стандартное сообщение "операция временно технически невозможна", приносим извинения и т.д. Служба техподдержки по телефону стандартно отвечает , что разработчики эту проблему решают. Причем, о сроках решения проблемы умалчивают, предлагая пробовать каждые 2 часа ))). Шикарно, не правда ли?

    А теперь вопрос. Банк , по хорошему, обязан возместить потери от не полученных процентов. Вряд ли, конечно. кто-то станет с ними судиться, суммы не очень большие. Но если у кого-то большие - то вполне возможно. Это прямой убыток вкладчика, это прямые убытки банка, это репутационные потери.
    СИО банка должен нести личную ответственность или нет?

  • Сергей Аблаев
    Рейтинг: 50
    Ф-л "МЕГАМАРТ" АО "Дикси ЮГ"
    Руководитель отдела развития ИТ
    23.03.2015 12:04

    Интересный кейс :)
    Думаю в крупном банке должны быть выстроены процессы в соответствии с ITIL, или еще чем-то аналогичным.
    Соответственно если услуга не работает из-за изменений в ПО то:
    Процесс "управления изменениями" включает анализ возможных рисков и мероприятия по их снижению. Возможно был некорректно проведен анализ (это претензия к соответствующему отделу или сотрудникам выполнившим анализ), или риск выявили но решили что его величина и последствия в пределах разумного (основной бизнес то идет!). Тогда простой вообще плановый.

    Если же этот сбой возник без видимых причин - то его можно отнести к непредсказуемым (неизбежным?) рискам неподдающимся расчету. В таком случае это репутационный фактор, сам по себе он может и не ударит по CIO, но увеличение таких инцидентов (субьективно или в виде KPI) конечно приведет к негативным последствиям для него.

    Как я понял - выстраивание таких "академических" процессов, в идеале, снижает количество инцидентов за счет некоторых потерь на раздувание штата и, как раз, выполняет роль громоотвода от головы CIO.

    Но у меня пока теория оторвана от практики - очень буду рад замечаниям и критике!

    • Виктор Федько Сергей
      Рейтинг: 367
      Независимый эксперт
      Эксперт
      23.03.2015 12:31

      По некоторым ответам службы техподдержки выяснил, что сбой касается определенных вкладов, открытых в январе-декабре. На более высоком проценте. Все остальное работает нормально. Годовые вклады закрываются нормально, трехмесячные - нет.
      Налицо - недоработка ПО. Так что никакой непредсказуемости и неизбежности.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    23.03.2015 13:33

    Вот получил сейчас тому подтверждение. Сервис заработал наполовину ! Пускает дальше по меню, куда раньше не пускал, а далее дает сообщение о внутренней ошибке - чистый ляп разработки. То есть, они дорабатывают и, не доделав, сдают в работу.))). А техподдержка продолжает отвечать, что "идет синхронизация". И о сроках им не сообщают. Так что уши виновного торчат явно.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.