Внедрение информационной системы управления государственными и муниципальными закупками Белгородской области

Заказчик
Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Компания Бюджетные и Финансовые Технологии (БФТ)
Год завершения проекта
2015
Сроки выполнения проекта
Декабрь, 2014 — Апрель, 2015
Масштаб проекта
10009 человеко-часов
2200 автоматизированных рабочих мест
Цели
Создание централизованной системы управления государственными и муниципальными закупками для:
• Повышения качества, эффективности и прозрачности закупок Белгородской области.
• Организации контроля в сфере закупок.
• Снижения коррупционной составляющей при организации процедур госзакупок.
• Обеспечения  исполнения требований законодательства РФ в сфере закупок.
• Оперативного формирования отчетных данных для публикации их в открытом доступе.

Уникальность проекта

• Все участники процесса закупок Белгородской области работают в едином информационном пространстве.
• Создана действенная система контроля закупочной деятельности.
• Повысилась открытость и прозрачность для населения процесса размещения закупок.
• Равноправное отношение ко всем участникам закупок.
• Повысилась оперативность и снизились трудозатраты на реализацию процесса управления закупками.
• Повысилась эффективность расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов за счет:
-внедрения действенной системы контроля;
-своевременного выявления нерациональных закупок;
-экономии на расходных материалах;
-экономии средств при согласовании документов;
-уменьшения количества персонала по обслуживанию комплекса технических средств;
-сокращения затрат на штрафы в связи с нарушением законодательства.
• Консолидация всей информации по закупкам способствует оперативной  корректировке политики в сфере управления регионом.
• Снижается коррупционная составляющая:закупки приобретают публичный характер.
Использованное ПО
Система использует трехуровневую архитектуру:
• Единая СУБД.
• Сервера приложений для обработки бизнес логики Системы.
• Сервера организации веб-доступа и клиентские приложения (тонкий клиент на основе браузера).

Сервера приложений и организации веб-доступа могут быть подняты в кластерном режиме, что позволяет проводить балансировку нагрузки. При этом серверная часть системы поднята на виртуальных машинах в ЦОД. Использование виртуализации позволяет оперативно изменять мощность оборудования в соответствии с текущей нагрузкой (обычно в конце года идет большие объемы закупок, в начале каждого квартала увеличивается число запросов на формирование различных отчетов за истекший квартал, летом идет уменьшение нагрузки).

Система реализуется на основе программного обеспечения «АЦК-Госзаказ». Состав подсистем указанного программного обеспечения:
• Подсистема администрирования системы «АЦК-Госзаказ».
• Подсистема взаимодействия с ООС.
• Подсистема планирования государственных закупок.
• Подсистема формирования государственного заказа.
• Подсистема формирования лотов в заявке на закупку.
• Подсистема резервирования сумм плана финансово-хозяйственной деятельности.
• Подсистема размещения государственного заказа.
• Подсистема формирования шаблонов конкурсной документации, документации об аукционе.
• Подсистема определения антидемпинговых мер.
• Подсистема  контроля контрактов, договоров государственного заказа.
• Подсистема формирования шаблонов электронных документов.
• Подсистема учета исков и претензий по контрактам и договорам государственного заказа.
• Подсистема контроля закупок малого объема государственного заказа.
• Подсистема просмотра результатов планирования и размещения заказа.
• Подсистема обеспечения возможности проведения закупок для нужд муниципальных образований (поселений) на базе централизованной информационно-технической платформы для автоматизации процессов хранения, обработки данных и получения оперативной информации  о муниципальных закупках.
• АРМ сотрудника уполномоченного органа для подключения к системе «АЦК-Госзаказ».
• АРМ Заказчика для подключения к системе «АЦК-Госзаказ»
• Подсистема обеспечения доступа пользователей к системе «АЦК-Госзаказ» с использованием интернет-браузера («WEB-доступ»).

Система «АЦК-Госзаказ» при работе использует платформу Java SE, которая позволяет использовать систему на серверах с различными операционными системами, в т.ч. бесплатными.

Клиентская часть системы запускается с использованием браузеров. Рекомендованными являются InterNet Exploler, Mozilla Firefox, Yandex, Google Chrome.

Система позволяет вводить дополнительные маршруты и поля в электронных документах.

Используется конструктор отчетных форм по технологии Birt, позволяющий реализовывать отчетные формы без привлечения разработчика.
Описание проекта
На региональном уровне установлена единая база данных системы, а доступ пользователей к системе организован через веб-интерфейс посредством веб-браузеров. Сегодня к системе управления закупками подключено порядка 2000 организаций области. Участники закупочной деятельности могут полноценно работать в системе независимо от местоположения и удаленности. Защиту передаваемых электронных данных обеспечивает комплексная система информационной безопасности. Специалисты по закупкам Белгородской области используют единые шаблоны нормативных документов (контракты, заявки, документация). При этом в случаях изменений федерального и регионального законодательства пользователи сразу получают оповещения – система в автоматическом режиме отслеживает актуальность нормативной базы в сфере закупок. Этот функционал позволяет заказчикам Белгородской области исключить штрафные и иные санкции при проведении закупок. Централизованная система управления государственными и муниципальными закупками Белгородской области интегрирована с ранее установленными в регионе автоматизированной системой по исполнению бюджетов и системой планирования бюджета. Преимуществом интеграции и централизации ключевых бюджетных процессов является возможность в будущем успешно взаимодействовать с федеральными системами – «Электронный бюджет» и единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок. Что касается взаимодействия с Официальным сайтом и электронными торговыми площадками, то здесь обеспечен полноценный двухсторонний обмен информацией и документами по всем процессам закупок от планов и до отчетов о результатах исполнения закупки. С 2016 г. Белгородская область может работать с ЕИС – установленная в регионе система управления закупками полностью готова к взаимодействию с ней. Созданная региональная информационная система закупок Белгородской области позволяет осуществлять мониторинг цены закупок на соответствие нормативным ценам. Еще на стадии подготовки к процедурам закупок система проводит анализ цен всех заявленных к участию поставщиков. Если цена товара или услуги не соответствует рекомендуемым ценовым критериям, утвержденным постановлениями Правительства Белгородской области от 21.10.2013 № 421-пп и от 09.04.2007 № 80-пп, то поставщик просто не допускается к участию в конкурсных процедурах. Такой подход позволяет упорядочить систему госзакупок региона, унифицировать цены на одни и те же виды продукции для разных муниципалитетов, уменьшить коррупцию и исключить из закупочных процедур недобропорядочных участников. В комплексной системе управления закупками Белгородской области реализована возможность получать в режиме реального времени полноценную аналитическую и отчетную информацию по всем закупкам области. Система предоставляет информацию об эффективности и неэффективности расходов в удобном табличном и графическом виде, что способствует оперативному реагированию на любые нарушения при проведении закупочных процедур и принятию предупреждающих или корректирующих управленческих решений.
География проекта
В едином информационном пространстве объединены все участники процесса закупок Белгородской области (более 2000 учреждений из всех 22 муниципальных образований области), в том числе: • Заказчики. • Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и учредители бюджетных учреждений. • Уполномоченные органы по определению поставщика. • Финансовые органы Белгородской области и её муниципальных образований. • Органы по контролю в сфере закупок. • Органы внутреннего финансового контроля.
Дополнительные презентации:
Презентация АЦК-РС КС для Белгородской области.pdf
Предметная область
Отрасль
Управление