Диверсификация бизнеса на базе текущей ИТ-инфраструктуры

Заказчик
Магнит
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Mail.ru Group
Год завершения проекта
2020
Сроки выполнения проекта
Июль, 2020 - Август, 2020
Масштаб проекта
6000000 абонентов
Цели

«Магнит» - крупнейший российский ритейлер по количеству магазинов и географии их расположения. Компания насчитывает более 21 тысячи торговых точек в 65 регионах России. В рамках развития омниканального взаимодействия с покупателями в 2020 году компания запустила проект интеграции с сервисами экспресс-доставки Delivery Club, Яндекс.Еда, а также с собственным мобильным приложением.

Для подключения к сервисам ритейлеру была необходима онлайн-витрина с актуальным ассортиментом, доступным для заказа в работающих на доставку магазинах. Онлайн-витрина должна была объединить, структурировать и актуализировать данные о товарах и их наличии в магазинах из разных источников в режиме реального времени.

«Магниту» требовалось решение, которое обеспечило бы простую интеграцию магазинов и могло легко масштабироваться.

Уникальность проекта

Запуск цифрового канала продаж с нуля на технологиях Mail.ru Group: от инфраструктуры и операционного слоя, до фронтального сервиса и логистической системы.

Решение нужно было запустить в сжатые сроки: пара месяцев от сбора бизнес-потребностей до продакшена. Еще одно важное требование - это масштабируемость. До конца 2020 года сервис должен был быть полностью готов к масштабированию в двух парадигмах: увеличение количества подключенных к доставке магазинов и подключение новых сервисов доставки, в том числе Delivery Club, Яндекс.Еда и собственное мобильное приложение «Магнита».

Решение разместили на облачной платформе Mail.ru Cloud Solutions. Решение Tarantool, которое легло в основу проекта, позволило избежать перестраивания ИТ-инфраструктуры «Магнита» и выстроить новый сервис на работающих информационных системах компании. Чтобы ускорить реализацию проекта, команда разработчиков выбрала реализацию Tarantool Data Grid, где «из коробки» решены вопросы развертывания и деплоя.
Использованное ПО
Tarantool Data Grid, облачная платформа Mail.ru Cloud Solutions, клиентские сервисы Delivery Club, Яндекс.Еда, мобильное приложение «Магнит».
Сложность реализации

Для организации дистанционной торговли нужно, чтобы обмен данными об остатках происходил раз в пять минут. В противном случае существовала большая вероятность того, что на онлайн-витрине товар будет в наличии, а в конкретном магазине его не окажется. Это репутационные риски для сервиса, отвечающего за доставку.

Кроме того, в процессе выяснилось, что систему «Магнита» необходимо дополнить информацией о товарах и категориях, которая была нужна для корректной работы сервисов доставки. Отсутствовала квантовка товаров. Квант – это минимальная порция конкретного товара, которую можно купить в данном магазине (например, для арбузов квант — это 3 кг, для мяса – 400 г). Без этой информации организовать торговлю через сервисы доставки было невозможно. Требовалось обогащение, стандартизация и модификация имеющейся информации.

Описание проекта

Подключение к сервисам экспресс-доставки позволило «Магниту» запустить новый канал продаж и диверсифицировать бизнес. Обычно подобные интеграции происходят по стандартной схеме. Сервис получает от ритейлера каталог с товарами, их описанием, количеством магазинов и создает онлайн-витрину, которая доступна пользователям приложения. В информационной среде «Магнит» не было точек интеграций для такой схемы. Задача была сделать программный интерфейс, с помощью которого можно отдавать сервисам доставки актуальную информацию.

В информационной среде «Магнит» каталог товаров и складские остатки находятся в разных системах: каталог товаров включает более миллиона позиций и хранится в центральной базе данных, а складские остатки и информация о чеках — в торговых точках. Информация об остатках и чеках обновляется несколько раз в сутки, когда происходит инвентаризация, учет прихода, учет расхода.

Таким образом, информацию об остатках из центральной базы можно получать раз в несколько часов. Но чтобы доставлять товары через приложение, нужно обновлять данные каждый час. Поэтому торговой сети понадобилась витрина, которая получает данные из магазинов и центральной БД, объединяет их и отдает в приложения актуальную информацию в режиме реального времени. Обычно подобные проекты в сопоставимых по размеру компаниях занимают от полугода, однако «Магнит» поставил амбициозную задачу: через месяц первые курьеры Delivery Club уже должны были доставлять продукты из магазинов.

В основу витрины данных легло решение Tarantool Data Grid, которое позволяло провести интеграцию в установленные сроки. Многие вопросы в бизнес-процессах определяли на ходу, например, какие данные есть в системах, что и откуда нужно брать, с какой периодичностью. Продуктовый каталог разработали за 30 дней. За пару месяцев решение пережило взрывное масштабирование. Если в начале сентября подключили 20 магазинов, то в октябре 2020 года оно работало уже для 200.

Все решение хостится на облачных серверах Mail Cloud Solutions. В «Магнит» достаточно строгие правила безопасности, и понадобился VPN-туннель. В рамках VPN идет два потока данных: 1) с централизованного сервера приходят карточки товаров и фотографии, 2) из каждого магазина с интервалом раз в пять минут приходит информация об остатках и ценах.

Таким образом, Tarantool собирает и структурирует каталог с товарами, ценами, остатками из информационных систем сети «Магнит» и передает в приложения сервисов доставки. Создание онлайн-витрины для интеграции с сервисами доставки позволило привлечь новых клиентов, повысить лояльность покупателей, частоту их контактов. На сегодняшний день через систему проведено более 50 000 заказов.

География проекта

К ноябрю экспресс-доставка стала доступна из более чем 400 магазинов «Магнит» в Москве, Самаре, Краснодаре, Новосибирске, Ростове на Дону и других городах. До конца 2020 года ритейлер планирует подключить к сервисам более 2000 магазинов в 60 регионах России.

Коментарии: 4
  • Дмитрий Капинос
    Рейтинг: 291
    МГУ, Экономический факультет
    Предприниматель, консультант в области управления и ИТ, к.э.н., преподаватель МГУ
    29.12.2020 02:37

    Здравствуйте, Артем!

    Интересный проект.

    Насколько я понимаю, всё уже в продакшене. Ну и как, ожидания оправдываются? Для Магнита 50 тыс. заказов через доставку — это много или мало (по сравнению с традиционными покупками)?

  • Артем Гриппа
    Рейтинг: 215
    Магнит
    Владелец продукта Направление по развитию продукта Омниканальность
    29.12.2020 09:10

    Добрый день.

    Дмитрий, все верно: сервис работает "в проде" с начала сентября. Сервис и технологии, которые предоставили наши партнеры, конечно же оправдывают наши ожидания. Что касается количества заказов, мы не сравниваем себя с традиционным направлением бизнеса нашей компании. Сейчас нам важно следовать тем шагам , которые мы наметили при старте проекта

  • Дмитрий Капинос
    Рейтинг: 291
    МГУ, Экономический факультет
    Предприниматель, консультант в области управления и ИТ, к.э.н., преподаватель МГУ
    29.12.2020 13:07

    Артем, я не к тому, что какое-то направление лучше. Просто чтобы понимать масштабы происходящего, надо с чем-то сопоставить. Для какого-нибудь ИП, торгующего через онлайн, 50 тыс. продаж -- это космос, а для такого гиганта, как Магнит, может быть пока не так уж и много. Или всë-таки значимая величина. Не зная масштабов могу только гадать.

    Впрочем, есть предположение, что продажи по этому каналу будут только расти. Т.е., это стратегическое направление с хорошим потенциалом.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 1020
    МГУ имени М.В.Ломоносова, Центр цифровой экономики
    Заместитель руководителя службы управления проектами
    05.01.2021 23:31

    Спасибо за описание интересного проекта. Особенно важно не только осуществить проект но и достаточно подробно его описать, так что бы польза была не только для компании, но и для всей отрасли вцелом. Так же отдельное спасибо за достаточно подробную предоставленную презентацию.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление