Полномочия и деньги уплывают из рук...

14

Речь идет о передачи части ИТ-бюджетов напрямую функциональным подразделениям. VMware опубликовала результаты исследования Vanson Bourne: опрошено 2 000 лиц, ответственных за принятие решений в сфере ИТ, и 2 000 руководителей бизнес-направлений во всем мире. Участвовали компании с количеством сотрудников более 500 человек. Россию тоже опросили. Узнали много любопытных фактов... 

«Более двух третей (71%) руководителей полагают, что управление технологиями, которое раньше осуществлялось отделом ИТ, переходит к другим подразделениям. Это объясняется тем, что в российских компаниях бизнес-направления все чаще берут под свой контроль развитие инноваций на базе ИТ».

С одной стороны, оно и хорошо. «У компаний в России появляется больше свободы действий для развития инноваций (62%), они могут быстрее выводить на рынок новые продукты и услуги (56%), а также быстрее реагировать на изменение рыночных условий (54%). Новая тенденция имеет преимущества и с точки зрения человеческих ресурсов: по мнению участников исследования, переход управления технологиями от ИТ к бизнес-руководителям повышает удовлетворенность сотрудников (60%) и позволяет привлекать более талантливые кадры (52%)». Такие выводы больше вопросов вызывают, чем доверия. 

С другой стороны, хорошего мало. «Представители различных отраслей считают, что такой тренд влечет за собой дублирование расходов на ИТ-услуги (57%), отсутствие четких границ ответственности за ИТ (48%) и покупку небезопасных решений (47%). Кроме того, децентрализация происходит вопреки желанию ИТ-сотрудников: большинство из них (68%) хотели бы еще большей централизации ИТ. В частности, руководители ИТ-отделов хотят сохранить контроль над такими ключевыми функциями, как обеспечение сетевой безопасности и соответствия стандартам (56%), тестирование и разработка приложений (42%), а также работа с сервисами в публичных облаках (40%)». Эти пессимистичные выводы выглядят куда более реалистично, вам не кажется? 

Что делать? «Руководители придерживаются единого мнения о контроле над развитием инноваций внутри компаний. Более двух третей (72%) из них считают, что ИТ-отдел должен дать бизнес-подразделениям возможность развивать инновации. При этом он должен задавать направление стратегического развития и отвечать за информационную безопасность. Необходимо оставить за ИТ функцию контроля и в то же время разрешить развитие инноваций в рамках других направлений». Звучит красиво, сделать как? 

Можно было бы сказать, что это просто очередные байки международных вендоров, которым несть числа. Так ведь нет же! Серьезные отечественные эксперты, как Сергей Адмиральский, например, тоже отмечают, что в российском ритейле в  2015-16 годах крупнейшим внутренним заказчиком ИТ был маркетинг. Это, считает Адмиральский, стало приводить к созданию внутри функциональных подразделений отделов с ИТ-функциями. Одной из задач было внедрение CRM, другой - Digital signage. И можно предположить, что чем больше ритейлу хочется омниканальности, систем лояльности и прочих инструментов, которые прямо основаны на ИТ, тем эта тенденция будет сильней. 

Но, может быть, это только в ритейле? Правда, другая часто обсуждаемая ситуация бывает в производственных компаниях и особенно в КБ, там где есть проектировщики. Они тоже очень любят сами заниматься САПР, никому ничего не объясняя. Да и зачем?..

Поэтому возникает много вопросов. Вот этот тренд, в реалистичности которого нас старается убедить VMware, — он действительно наблюдается? Зачем это вендору знать — понятно. Надо же понимать, с какой стороны подходить к деньгам клиента. Но если ситуация действительно такая, то как лучше действовать ИТ-директору? Как бы попроще и понадежней реализовать помянутое выше «задавать направление стратегического развития и отвечать за информационную безопасность»? 

 

5804
Коментарии: 14

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • 02.05.2017 13:02

    Такая тенденция действительно имеет место быть.
    Если раньше IT-подразделение задавало вектор IT-развития бизнес-подразделений в соответствии со стратегией бизнеса, то сейчас бизнес-подразделения сами знают в каком направлении им двигаться, и здесь IT-подразделение выступает в качестве консультанта и инструмента. То есть бизнес-подразделение знает что ему надо, а IT-подразделение говорит как это должно быть реализовано и как этого достичь, какие инструменты использовать.
    По поводу размывания ответственности - это наблюдается лишь там, где в IT-подразделениях отсутствует "жесткая рука", либо присутствуют руководители, которые этой ответственности боятся. Разумеется, если проект проваливается, то бизнес говорит что это айтишники налажали, а айтишники говорят что они сделали как им сказали. Так вот такого как раз быть не должно. IT-подразделение не должно "делать что им сказали" - оно должно делать то что является правильным для достижения нужного бизнес-подразделению результата. Если достичь требуемого результата с помощью IT-технологий нельзя, то и делать ничего не надо (если, конечно, не стоит цели освоить бюджеты).
    Если сильно упростить, то IT-подразделение является фильтром хотелок бизнес-подразделений и фильтром поставщиков услуг и оборудования, чтобы безумные хотелки не были реализованы чудовищным образом с помощью внешних исполнителей.

  • Сергей Адмиральский
    Рейтинг: 10
    КОРУС Консалтинг CPM
    Менеджер проекта
    03.05.2017 14:03

    Если еще сильнее упростить, то нативная ИТ-задача по защите бизнеса от его частей ничуть не теряет актуальность)) Это шутка, конечно, по моему мнению риски от дублирования ИТ-функций вполне компенсируются преимуществами, которые бизнес получит на волне реализации креатива своих собственных сотрудников, которые ни разу не ИТ-шники. Думаю, что ИТ-подразделение уж точно не должно быть фильтром хотелок бизнес-подразделений. Или это должно быть какое-то другое ИТ-подразделение, ориентированное на инновации и вообще не пересекающееся с эксплуатацией, дабы не довлело над ним стремление ничего не менять.

    • Сергей
      03.05.2017 14:34

      То есть Вы считаете, что любой креатив сотрудников бизнес-подразделений, "которые ни разу не ИТ-шники", должен быть всенепременно реализован в запрашиваемом ими виде, с использованием предлагаемых ими ("не ИТ-шниками") технологий?

  • Сергей Адмиральский
    Рейтинг: 10
    КОРУС Консалтинг CPM
    Менеджер проекта
    03.05.2017 15:26

    Нет, это не является обязательным условием. Но значимость этого фактора принципиально выросла за последние год-два вместе с долей ИТ-услуг, предлагаемых "снаружи" - из облаков, как SaaS и т.д.

    • Сергей
      03.05.2017 15:33

      Так и как это противоречит тому что было сказано мной?

  • Сергей Адмиральский
    Рейтинг: 10
    КОРУС Консалтинг CPM
    Менеджер проекта
    03.05.2017 16:47

    Я считаю, что типовое (ориентированное на эксплуатацию) ИТ-подразделение не должно являться фильтром хотелок бизнес-подразделения и фильтром поставщиков услуг и оборудования, от этого может быть больше вреда, чем пользы. Эту функцию может эффективно выполнять только специально ориентированное на инновации ИТ-подразделение, действующее на рынке от лица бизнес-подразделения-заказчика, за свой счет или из бюджета заказчика.
    И я не считаю, что любой креатив должен быть всенепременно реализован "в запрашиваемом ими виде", таких крайностей лучше избегать.

    • Сергей
      03.05.2017 17:42

      Так типовое в вашем понимании ИТ-подразделение и не способно быть этим фильтром.

  • Сергей Адмиральский
    Рейтинг: 10
    КОРУС Консалтинг CPM
    Менеджер проекта
    03.05.2017 18:12

    А... Евгений, обратил внимание на Вашу должность ))
    Да, мы об одном и том же.

  • 04.05.2017 12:42

    Правит "балом" тот, кто больше завоюет авторитета у владельца бизнеса. Не можешь остановить изменения - возглавь их и будь двигателем прогресса с заслуженным авторитетным мнением и тогда фильтр будет проходить проще и яснее.
    Тренды диджитализации и предполагают, что грань между бизнесом и ИТ в ближайшей перспективе будет исчезать и рано или поздно, у бизнеса будут стоять руководители, которые и являются хорошими ИТ специалистами со стратегическим видением и обладающими глубокими знаниями и пониманием профильной специфики компании.
    Пришло время меняться и самим становиться бизнес юнитами.

  • Константин Шмелёв
    Рейтинг: 10
    GameInsight
    Head of IT services
    04.05.2017 13:49

    Пришло время, когда рекомендации или коучинг на тему смены роли CIO (chief information officer) на Chief Innovation Officer, перешли (переходят - в зависимости от отрасли и гибкости бизнесов) в разряд обязательных условий выживания для ИТ директора. Прошло 13 лет с момента когда Терри Уайт высказался о концепции и формуле ИТ лидерства - создавать рынки и новые бизнес-продукты, и не только через возможности, и вот оно - происходит здесь и прямо сейчас. Да, я согласен что классическому ИТ обеспечивающему поддержку бизнесов будет трудно перестроиться, да может и не нужно! Эксплуатация будет, пласт поддержки будет востребован, хотя и и видоизменится с приходом VDI подобных архитектур. Но при этом, необходимо развивать/создавать и вторую функцию ИТ подразделения - ту, которая и будет отвечать за бизнес результаты, наравне с бизнес юнитами, но в своей плоскости, при этом будучи интегрированной в общее ИТ управление. ИТ директор текущего предприятия обязан взять эти изменения под свой контроль и управление. Ну а если честно - это же и есть те самые возможности, зайти в команду управления, на равных. Использовать уникальное видение ИТ людей, интеллект, кругозор, бесценный опыт. И совсем не обязательно для этого делать из отличного процессника - результатника - лидера, да и не получится, вспоминаем модель "идеального руководителя" И. Адизеса. А вот дополнить команду такими людьми и создать обновленную бизнес функцию - вполне реальный сценарий. Мне кажется сейчас такое время, которое для меня, как для ИТ руководителя, создает, если не сказать преподносит на блюдечке :) те самые возможности. Бояться потерять контроль? Да нет, никто и не собирается его отнимать, наоборот - самое время возглавить движение, карты в руки, зеленый свет - прийди и возьми. Чего же более желать? :)
    Конечно, готовность к таким изменениям должна быть у собственников бизнеса, CEO. Если этого нет - нужно поработать над этим вопросом - почему не готовы? Нет доверия к ИТ? Модель бизнеса консервативна? Или вовсе нежелание собственников, и т.п.? Возможно что у Вас и условий среды таких не будет и не предвидится, но Вы должны это четко понимать, тогда и корректировать свои действия - либо влиять, либо искать другие пути.

  • Ильгизар Талипов
    Рейтинг: 20
    Когнитивная бизнес модель
    ИТ архитектор
    04.05.2017 17:43

    По идее идет тенденция встречного сближения:
    1. Развитие самих ИТ инструментов, решений, с целью стать более простыми, интуитивными, нативными. В идеале должна исчезнуть монополия ИТ специалиста владеющего птичьим языком. Бизнес описав задачу сразу получит решение.
    2. Сам бизнес все более становится информационно технологичным. Меняется само наше мышление, растет новое, более подготовленное поколение. Уровня его подготовки будет достаточно чтобы достаточно грамотно описать задачу. Круг замкнется.

    Деньги и полномочия, видимо, действительно уплывают или перетекают.

  • 04.05.2017 19:01

    Монополии ИТ специалистов как-то и не наблюдалось до сих пор. ) Есть специалисты умеющие правильно описать контур бизнес задачи, есть часть ИТ обладающая экспертным знанием насколько и как эта задача может решаться, есть интеграторы наработавшие опыт и экспертизу, есть разработчики и компании предоставляющие коробки и тиражи. Так если посмотреть на эти составляющие, то в части кода по прежнему будет сленг непонятный даже в проектном бюро. Не факт, что специалисты обеспечивающие работу шины или интеграцию будут разговаривать на птичьем языке бизнеса ) И бизнесу описав задачу получить на выходе результат можно только если он закажет отчет о движении денежных средств. И то это специфика бухгалтерии имо.
    Надежда на поколение Z+, будем надеяться что сработает )

  • Сергей Адмиральский
    Рейтинг: 10
    КОРУС Консалтинг CPM
    Менеджер проекта
    04.05.2017 19:34

    10 лет назад мы работали внутри холдинга по хозрасчетной модели, бизнес-юниты платили ИТ-юниту за предоставляемые услуги. Одной из весьма востребованных услуг было исследование рынка в области требуемой технологии, процесса или ПО, бизнес охотно платил за эту работу ИТ-юниту, поскольку предложений с улицы было довольно мало, а уровень доверия был довольно высоким.
    Сомневаюсь, что такая услуга была бы востребована сейчас - внутренние ИТ-компетенции бизнес-юнитов неизмеримо выросли плюс принципиально выросла прозрачность и доходчивость предложений. И это замечательно.

  • 04.05.2017 19:51

    Ок. Выросло. Но не везде. А там где выросло временами загибается. Пример со стороны, услышал в гостях у интегратора ) : маркетинг заказывает оформление уличных витрин ТВ панелями. Знание про "диджиталсанедж" донеслось и вот коммерческое предложение от маркетинга у директора. Директор режет предложение на 70% для экономии и подписывает. Поставщик ворчит и объясняет, директор не хочет, но тут ведь не проект а поставка - продали с оговоркой. Панели ставят. Все вроде ок.
    Часть над которой можно по доброму посмеяться. расстояние между панелями достаточно большое, плеер по HDMI не достанет. Решили эту часть. Панели купили без кожуха - зимой они замерзли, летом они перегрелись. Отключили.
    Сергей Георгиевич, даже не спорю - есть грамотные люди с чуйкой и достаточным бюджетом, чтобы не кроить. Но мы же не по больнице среднюю температуру выстраиваем ) Так что если не услышали поставщика и свое ИТ без экспертизы = бизнес на авось бесплатно себе наделает.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.