Выявление возможностей импортозамещения (этап 2 планирования импортозамещения в ИТ)
Данная публикация является продолжением публикации с перечислением всех этапов планирования импортозамещения в ИТ, а также публикацией по этапу 1.
В первую очередь, для определения возможностей для импортозамещения программных и технических средств нужно смотреть на то, как конкретные варианты импортозамещения уменьшают санкционные риски.
К сожалению, весьма редко есть полные аналоги программных и технических средств, при использовании которых появились санкционные риски:
- Как правило, российские аналоги есть для широко используемого программного обеспечения, не требующего настройки на конкретную компанию, например, редакторы текстовых документов, работа с электронной почтой, проведение видеоконференций.
- Для сложного программного обеспечения, например САПР, некоторые российские альтернативы могут быть, но, скорее всего, их функциональность будет в разы меньше, так как пользователей в России и их в сотни раз меньше, чем в САПРах, тиражируемых по всему миру. Также нужно учитывать, что в тиражируемое по всему миру программное обеспечение вложены сотни и даже тысячи человеко-лет разработки и много календарных лет на отладку всего этого. Создавать с нуля аналогичные программные комплексы, конечно, можно, но это займет минимум десятки человеко-лет и, что хуже, минимум 2-5 лет на попытки внедрить их для конкретной компании.
- В отличие от подавляющего числа стран мира российские платформы для автоматизации бизнес-процессов имеются, наиболее известный пример 1С. Конечно, в 1С вложены сотни человеко-лет разработки, но это на 1-2 порядка меньше, чем в наиболее тиражируемые по всему миру платформы, в первую очередь, SAP. Наверное, если очень активно развивать 1С (что сейчас и происходит), то через 2-5 лет при помощи 1С можно будет автоматизировать и большие российские компании. Но сейчас 1С хорошо автоматизирует малые и средние по размеру компании в типовых областях бизнеса, начиная с продаж.
Для выявления возможностей импортозамещения, кроме уменьшения санкционных рисков, также нужно учесть:
- Затраты на внедрение. Интересно, что стоимость российских аналогов MS Office вовсе не в разы дешевле, а сопоставима при меньшей функциональности и существенно меньшей совместимости с другим программным обеспечением. Кроме того, является полной загадкой, будут ли эти аналоги поддерживаться через пару лет.
- Время на внедрение. Сейчас российские разработчики программ для автоматизации бизнес-процессов активно предлагают свои разработки, обещая, что они легко автоматизируют все процессы вашей компании. На взгляд автора этого текста, «легко» выльются в минимум несколько лет попытки автоматизации с ежедневными наездами пользователей ИТ на ИТ-шников и несколькими сменами ИТ-директоров.
- Риски невнедрения. Вероятность, что ваша компания попробует выполнить конкретный проект по импортозамещению, есть, но за планируемое время и деньги это не получится.
К сожалению, для достаточно нового программного обеспечения с небольшим количеством внедрений, время и деньги на внедрение могут в реальности увеличиться в несколько раз, а функции, про которые разработчик пишет, что «это апробировано на десятках и сотнях компаний», могут не соответствовать реальности.
На мой взгляд, для быстрой оценки возможностей импортозамещения можно использовать диаграмму на Рис. 8:
Рис. 8. Диаграмма оценки возможностей по импортозамещению
На диаграмме выделены следующие области:
- Большие возможности импортозамещения: возможности, сильно уменьшающие санкционные риски и срок внедрения таких проектов невелик, 1-3 месяца. Такие проекты целесообразно выполнять с самым высоким приоритетом.
- Средние возможности импортозамещения: возможности, уменьшающие санкционные риски и требующие на выполнение 3-12 месяцев. Такие проекты нужно выполнять со средним приоритетом.
- Малые возможности импортозамещения: возможности или незначительно снижающие риски, или требующие много месяцев (или годы) на выполнение. Такие проекты целесообразно планировать с низким приоритетом.
Мнения российских ИТ-директоров«Надо подождать пару месяцев (примечание: на апрель 2022 года), сейчас все быстрые «движения» мало эффективны, кроме тех, которые направлены на срочное пополнение ЗИП (если есть дефицит) или ИТ-сервисы, которые реально отвалились. В части корпоративного ПО для ведения учета и процессов все уже заменено на 1С. Все, что появляется полностью российское, переходим на него планово (видеоконференцсвязь, почта, диски облачные и т.п.). Мы рассматриваем замену оборудования брендов, запретивших ввоз и поддержку оборудования, на другое, из Китая. Но это непростой процесс и требует времени». Д. Касаткин, ИТ-директор, компания «TOM TAILOR Russia», г. Москва |
Обсуждения с ИТ-директорами российских компаний позволили выявить следующие типовые возможности по импортозамещению в ИТ (см. Рис. 9):
Рис. 9. Возможности по импортозамещению в ИТ
Большие возможности импортозамещения:
1. Российские антивирусные средства.
2. Российские ЦОДы и «облачные» решения.
3. ИТ-стратегия с учетом импортозамещения.
Средние возможности импортозамещения:
4. Решения на 1С и другом российском ПО.
5. ПО с открытым кодом, в том числе Linux.
6. Китайские, а также российские технические средства.
7. Российские аналоги офисных программ, видеоконференциям и др.
8. Обучение и консалтинг российских компаний.
Малые возможности импортозамещения:
9. Реинжиниринг ПО и инфраструктуры ИТ на базе новых ИТ-технологий.
Также нужно иметь в виду, что могут быть:
10. Новые возможности для бизнеса после ухода из РФ компаний недружественных стран (включая американские и международные компании).
11. Господдержка при импортозамещении. Многие удивятся, но она декларируется российскими чиновниками, хотя не факт, что что-то перепадет вашей компании.