Планирование импортозамещения в ИТ: основные этапы

4

Этот текст написан в продолжение недавней дискуссии с ИТ-директорами российских компаний, опубликованной в статье: «Три подхода к разработке стратегии ИТ: что уместно для вашей компании?». Также были учтены:

  • результаты обсуждений основных санкционных рисков и вариантов импортозамещения с 15 российскими ИТ-директорами, являющимися подписчиками сайта по ИТ-стратегии, который ведет автор этой статьи;
  • личный опыт автора этой статьи по помощи в разработке десятков стратегий ИТ и цифровой трансформации бизнеса, опубликованного в ряде книг и десятках статей.

Надеюсь, предлагаемая методика поможет российским компаниям уменьшить санкционные риски, не откатившись лет на десять назад.

Все формы диаграмм разработал автор этого текста. Все данные на диаграммах являются усреднением ответов ИТ-директоров 15 российских компаний, средних по размеру.

Хорошо ли это или плохо, но врастание России в американскую систему международного разделения труда, похоже, закончилось, начинается процесс выхода из этой матрицы. С одной стороны, «мир уже никогда не будет прежним» (как говорили еще древние греки), с другой стороны, «быстрые решения часто ведут в мышеловку».

Импортозамещение: это необходимо, но сложно и долго

Импортозамещение ИТ стало необходимостью для большинства российских компаний, хотя это и сложно, и долго:

  • Необходимо, чтобы не потерять данные вашей компании, хранящиеся в американских «облаках», а также постепенно уйти от весьма вероятных проблем с техническими и программными средствами недружественных стран. Многие ИТ-директора даже после 2014 года считали, что применительно к их компаниям проблем с работой международных программных и технических средств не будет. Однако, с марта 2022 года это стало вполне вероятным событием.
  • Сложно, так как российских аналогов у многих информационных систем и технических средств просто нет, попытки для больших российских холдингов заменить SAP и Oracle на 1С видятся многолетней эпопеей. Российские сервера и процессоры, с одной стороны, как бы и есть (судя по сообщениям прессы), а с другой стороны, их вроде как и нет, во всяком случае, с удовлетворительными характеристиками цены и качества.
  • Долго. Почти все ИТ-директора затрачивали годы на внедрение каждой большой информационной системы. Попытки замещения этих систем (особенно при отсутствии прямых российских аналогов) выглядят многолетней головной болью всех сотрудников ИТ.
  • Дорого. Современные ИТ-решения стоят сейчас весьма дорого для всех компаний (это примерно 1-5% от всех доходов компании) и замещение как программного обеспечения, так и программных средств стоит дорого (хотя не дороже, чем остановка работы ИТ).
  • Непонятно, как конкретно проводить импортозамещение, с чего начать: с информационных систем (и каких?) или с технических средств (но непонятно, на что менять), или с усиления информационной безопасности (но это может привести к серьезному замедлению работы вашей компании). Также непонятно, нужно ли планировать отказ от Windows, Outlook, Office, серверов IBM и т.д. и т.п.

Планирование импортозамещения целесообразно поделить на:

  • краткосрочные решения (несколько месяцев): создание копий данных, усиление ИБ;
  • среднесрочные и долгосрочные решения (несколько месяцев и даже лет): возможная замена технических и программных средств на российские и нейтральных по отношению к России стран.

Вот примерный перечень краткосрочных решений по уменьшению санкционных рисков:

  1. Сделать копии данных, хранящихся в американских (да и просто не российских) «облаках». Лучше вообще отказаться от хранения данных вне России. Одну из копий данных (а лучше несколько) нужно хранить в офисе вашей компании. Автор этой статьи много лет работал в крупных международных ИТ-компаниях, и, на мой взгляд, вопрос не в том, делают ли американские компании нелегальные копии данных вашей компании (делают), а в том, будут ли эти данные использованы против вашей компании и когда конкретно, например, арестовав гендиректора в одной из «нейтральных» стран мира, где-то в Испании или Швейцарии. Также нужно убедиться, все ли данные вашей компании архивируются, а также проверить, что архивы исправны и данные из них можно восстановить (некоторые вирусы, например, вирус-вымогатель денег, записывают себя и в архивы).
  2. Усилить информационную безопасность.
  3. Отказаться от использования украинских информационных систем, в первую очередь, доступ к которым осуществляется через Интернет (например, системы рассылки).
  4. Уменьшить взаимодействие с компаниями недружественных России стран, в первую очередь, США, Англии, Украины.
  5. Купить то, что еще можно купить из используемых в вашей компании зарубежных программных и технических средств, в том числе по «серым» схемам.

Это только минимальный список краткосрочных решений. Для компаний с госучастием, а тем более работающих на оборону, конечно, нужно делать гораздо больше.

Но, с другой стороны, некоторые ИТ-директора, работающие в филиалах международных компаний, рассчитывают, что их филиал санкции коснутся не так сильно. Хотя российский персонал запросто могут просто уволить, вместе с закрытием филиала.

Наверное, большинство российских компаний не будет как-либо серьезно планировать импортозамещение в ИТ, проводя его вынужденно и дорого. Тем, кто соберется заранее спланировать, что импортозамещать и в какой очередности, могут пойти по нескольким путям:

а. Доверить эту работу российским ИТ-компаниям, например, одна компания будет предлагать решения по импортозамещению в инфраструктуре ИТ, несколько других – по конкретным классам информационных систем (ERP, документооборот, CRM и др.). При этом каждая из компаний будет пробовать получить максимальное количество денег, а координация между действиями разных компаний будет сложной задачей.

б. Разработать собственную методику, как правильно проводить импортозамещение.

Не факт, что такую методику удастся быстро сделать.

в. Запланировать импортозамещение в рамках ИТ-стратегии, рассмотрев импортозамещение как еще одно требование к ИТ, вместе с такими типовыми требованиями, как:

  • обеспечение работы ИТ в режиме 24*7;
  • ИТ-поддержка сокращения затрат на ведение бизнеса;
  • ИТ-поддержка улучшения управляемости бизнеса;
  • цифровая трансформация бизнес-процессов.

Далее предложен алгоритм разработки плана проектов по импортозамещению, а также интеграции этих проектов в ИТ-стратегию.

Основные положения при планировании импортозамещения

Ключевым вопросом при планировании импортозамещения является непонятный масштаб антироссийских санкций со стороны США, Англии, ЕС и других недружественных по отношению к России стран. На момент написания данной статьи ни в России, ни в других странах мира нет ответа на вопрос по объему и длительности санкций и российских контрсанкций.

При разработке методики импортозамещения учитывались следующие положения:

1. Не будет полного возврата к состоянию на 2021 год (а тем более к 2013 году).

2. Некоторые санкции могут быть отменены или усилены, но доверия к американским информационным системам и надежности хранения данных в них уже не будет как у государственных органов и компаний в России, так и в других странах мира. Если США, Англия и ЕС по своему усмотрению принимают решения по замораживанию и возможной конфискации активов как физических лиц, так и компаний и целых стран, неразумно рассчитывать, что как-то иначе они себя поведут к вашим данным. Автор этого текста лет 10 работал в американских компаниях и еще лет 10 – в европейских. Я полностью разделяю известное высказывание, что «США, Англия, ЕС – это империи тотальной лжи». Современный мир пока глобален и тесно связан, цепочки поставок распределены по всему земному шару, и возможные контрсанкции со стороны России могут очень серьезно их нарушить, нанеся недружественным странам существенный ущерб. Ряд экспертов считают, что дело идет к разрушению глобального мира под руководством США (и доллара) и формированию 2-5 групп стран, замкнутых внутри себя, с собственным производством, валютой, а также ИТ-технологиями.

3. Риски, связанные с использованием в России американских (международных) информационных систем и технических средств, были всегда. Однако вероятность возникновения этих рисков до 2014 года была невелика (маловероятное событие), после 2014 года стала вероятным, но не массовым событием. Однако после введения в 2022 году США и ЕС антироссийских санкций, вероятность возникновения проблем при использовании американских (а также из других недружественных стран) информационных систем и технических средств стала высокой, а для российских компаний с государственным участием прямо стопроцентной. Предотвращение рисков в ИТ стало сейчас задачей не теоретической, а практической и срочной, в существенной мере определяющей, выживет ли ваша компания.

4. У России весьма высоки шансы провести импортозамещение, возможно максимально высокие вообще из всех стран мира (и не возвращаясь при этом в «каменный век»):

  • У небольших стран типа Австрии, Бельгии, Венгрии, Греции, Голландии (автор этого текста стажировался в этих странах) просто нет собственных разработок ни технических, ни программных средств, ни специалистов, которые могут это сделать.
  • Китай весьма близок к импортозамещению, он сам производит почти все технические средства и продает их по всему миру, но непонятно, как он переживет возможную потерю продаж в США и ЕС. Большое количество технических средств производятся в Китае или в нейтральных к России странах юго-восточной Азии. Например, IBM уже более 15 лет не производит персональные компьютеры, передав их производство китайской компании Lenovo. России можно ориентироваться на поставки технических средств из Китая, что уже делается.
  • США мало что производит у себя из технических средств, передав производство в азиатские страны. Однако производство процессоров сконцентрировано в Тайване, и возможная военная конфронтация Китая с Тайванем приведет к жесточайшему дефициту процессоров. Также США распределили разработку программного обеспечения по множеству стран, в том числе Китаю, Индии, России, что не придает США устойчивости. Кроме того, успешный опыт разработки программного обеспечения в Калифорнии базируется не только на хорошем климате, но и на практически бесконечном и бесплатном финансировании за счет печати в США ничем не обеспеченных долларов. При массовом отказе других стран от использования доллара (что сейчас и происходит), возможности США финансировать разработку технических программных средств и стандартов в области ИТ резко уменьшатся.
  • в отличие от большинства стран мира в России есть ряд информационных систем своей разработки, начиная с 1C, которая неплохо позволяет информатизировать малые и средние компании. Программисты, способные создавать программное обеспечение международного уровня, тоже есть. Есть некоторые компетенции по проектированию (и в какой-то степени, по производству) технических средств.
5. Создавать в России всю номенклатуру информационных систем и технических средств скорее нецелесообразно. По этому пути шел Советский Союз и страны, которые он контролировал. Автор этой статьи успел поработать на советских компьютерах (ЕС ЭВМ), которые были не лучшей копией компьютеров IBM, а также весьма ненадежными. На мой взгляд, отставание СССР от лучших зарубежных аналогов по многим направлениям ИТ постепенно росло и в 1990 году составляло 10-15 лет.

Россия в разы меньше СССР и контролируемых им стран, поэтому вряд ли целесообразно ориентироваться на полное замещение всех технических и программных средств.

Однако СССР жил под американскими санкциями все время своего существования и накопил в этом определенный опыт, который можно учитывать. В СССР во время перестройки широчайшим образом было распространено нелицензионное использование программных продуктов, начиная с MS Word. Были целые институты, которые изучали зарубежные программные средства и модифицировали их для работы в нашей стране.

Конечно, сейчас нужно учитывать фактор широкого использования Интернета.

6. При планировании возможного импортозамещения надо учитывать, есть ли у вашей компании филиалы в недружественных странах. Как показывает опыт, использовать российское ПО в других странах непросто.

Также разные санкции могут быть для коммерческих и государственных компаний.

Наличие заказчиков или поставщиков, или собственников компании в недружественных по отношению к России странах усложняет возможное импортозамещение.

7. Целесообразно использовать опыт российских компаний, давно уже вставших на путь импортозамещения.

С 2014 года все российские нефтегазовые компании попали под американские санкции, а компании военно-промышленного комплекса были под санкциями просто всегда. Существенная разница по отношению к импортозамещению в ИТ будет зависеть от того, насколько близка ваша компания к государству как при формальном участии государства во владении компанией, так и при фактической работе по госзаказам и наличии в руководстве компании лиц из антироссийских санкционных списков.

8. Замедлилась «цифровая трансформация бизнеса», которая была очень популярна предыдущие несколько лет. Сдерживается она как недостатком сейчас денег на это, так и уязвимостью высокоавтоматизированных процессов к хакерским атакам и просто при перебоях в работе Интернета.

9. При импортозамещении очень желательно улучшить ИТ, а не вернуться на состояние годичной давности и, тем более, десятилетней давности. То есть целесообразно ориентироваться на самые современные и комплексные российские решения, а также на современные решения по техническим средствам, разрабатываемыми дружественными или нейтральными к России странами.

10. Планирование импортозамещения – это задача в условиях высокой неопределенности, когда не ясно, как будет развиваться ситуация ни через месяц, ни через год.

Для принятия решений в условиях неопределенности методы управления проектами работают плохо. Гораздо более уместны методики разработки стратегий, они изначально разработаны для планирования в условиях высокой неопределенности, в том числе использования разных сценариев действий в зависимости от развития ситуации.

Основные этапы планирования импортозамещения

На основании опыта импортозамещения в ряде российских компаний автор этой статьи предлагает следующие этапы планирования импортозамещения в ИТ:

Этап 1. Оценки санкционных рисков: оценки степени влияния основных рисков, появившихся после антироссийских санкций. Деление рисков на:

  • высокие риски (нужно срочно их устранять или уменьшать);
  • средние риски (нужно постепенно их устранять или уменьшать вероятность их возникновения);
  • низкие риски (проще не устранять).

Этап 2. Выявление возможностей импортозамещения: оценки конкретных возможностей уменьшения санкционных рисков, в первую очередь, за счет импортозамещения.

Этап 3. Определение приоритетов импортозамещения: оценка приоритетов снижения санкционных рисков, в том числе за счет импортозамещения.

Этап 4. Разработка проектов по импортозамещению: выявление возможных проектов по импортозамещению, которые позволят снизить санкционные риски.

Этап 5. Разработка проектов по поддержке новых возможностей, появившихся после санкций: выявление проектов по ИТ-поддержке новых возможностей для бизнеса, появившихся после введения антироссийских санкций в 2022 году.

Этап 6. Интеграция проектов по импортозамещению и поддержке новых возможностей в план проектов по ИТ. Интеграция в единый план:

а) проектов по импортозамещению;

б) проектов по поддержке новых возможностей для бизнеса, появившихся после санкций;

в) уже имеющихся проектов по ИТ.

Этап 7. Учет импортозамещения в ИТ-стратегии: разработка (доработка) ИТ-стратегии, включая дополнительно:

а) оценки санкционных рисков;

б) выявление возможностей по импортозамещению;

в) определение приоритетов импортозамещения;

г) разработка проектов по импортозамещению;

д) разработка проектов по ИТ-поддержке новых возможностей для бизнеса, появившихся после ухода конкурентов из недружественных стран.

Планирование среднесрочного и долгосрочного импортозамещения лучше сделать в рамках разработки (корректировки имеющейся ИТ-стратегии, если она есть), параллельно срочным проектам по импортозамещению.

Каждый из этапов будет рассмотрен в дальнейших публикациях.

3349
Коментарии: 4
  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 2235
    Центр цифровой экономики МГУ
    Ведущий специалист
    27.06.2022 16:55

    Любопытная статья. По существу со всем согласен. Но, есть ряд моих наблюдений. По моему мнению все ресурсы и системы делятся на три класса: критически-важные, важные, влияющие на бизнес. Первый должны быть точно в контуре управления компании, или должен быть быстрый реальный план действий при их недоступности.
    Про второе - несколько поставщиков в оперативной доступности, и третье - уже смотреть по стоимости. Это близко к первому этапу, но его несколько дополняет.

    Автор замечает, и с этим я абсолютно согласен, что цель должна быть - развитие в условиях текущих или более сильных санкций, а не пережить тяжелое время и вернуться к предыдущему

    Безусловно снизится эффективность, но хорошее время для того, что бы заменить и перестроить процессы. Но для этого должна быть цель, и желательно отличная от выжить и вернуться к предыдущему ;)

  • Александр Михайлов
    Рейтинг: 62
    компания "Консалтинг по управлению ИТ"
    MBA, эксперт по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса, генеральный директор
    28.06.2022 19:02

    да, в целом согласен, критически важные данные и информационные системы должны бы находиться внутри конкретного предприятия.
    Хотя это и идет вразрез с одной из ранее широко использовавшихся "лучших практик" по "облачным технологиям" и о том, что свои данные рекомендовалось размещать где удобней и дешевле (имея в виду в США).
    И множество других международных "лучших практик" тоже с марта этого года в России не будет работать.
    И если еще где то в мае этого года многие представители бизнеса и ИТ надеялись, что скоро все вернется к использованию международных (реально американского) программного обеспечения и технических средств и стандартов, то похоже вероятность этого постепенно стремится к нулю.

    Жаль конечно, но может и к лучшему, если бы шло все как и ранее, то лет через 5, США просто отключили вы весь бизнес в России.

    И сейчас надо проводить (хотя бы начать разрабатывать планы) по постепенному отказу от привычных американских программных и технических средств. Хотя и неприятно это. Но и ИТ надо сразу улучшать, как один из вариантов, переводя часть пользователей с работы на компьютерах, на работу со смартфонов.

    • Андрей Лабутин Александр
      Рейтинг: 108
      ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева"
      Начальник отдела Разработки системы управления ресурсами организации. Управления информационных технологий
      28.07.2022 14:00

      При переводе пользователей с работы на компьютерах на работу на смартфоны, по сути, не меняется ничего, поскольку 80% систем работают на Android (США) + 18% на IoS (США).

      При этом добавляется новый риск - увеличение числа ошибок обработки данных из-за изменения систем ввода и размеров устройств.

      Это существенный риск, потому что адаптация систем, особенно крупных, под ввод с мобильных устройств (а это очень серьезное сокращение числа вводимых параметров на одном экране):
      - займет немалое время;
      - значительно снизит юзабилити;
      - сделает интерфейсы агрессивными для ввода - что повысит усталость сотрудников (вторичный накопительный эффект генерации случайных ошибок).

      Перевод на мобильные устройства удобен не во всех случаях даже для просмотра отчетности. Крайне редко можно увидеть руководителя дашборд которого содержит 1-2 показателя, как правило их значительно больше и они имеют не строго вертикальное или горизонтальное расположение.

      Таким образом, подменяя компьютер, руководителям можно предложить только переход на просмотр через большие экраны - телевизоры, которых качественных в России тоже не делают, особенно огромных или панельных для презентаций или комнат совещаний и переговоров.

  • Александр Михайлов
    Рейтинг: 62
    компания "Консалтинг по управлению ИТ"
    MBA, эксперт по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса, генеральный директор
    03.08.2022 17:27

    Вышли продолжения этой дискуссии:

    - "Оценка санкционных рисков (этап 1 планирования импортозамещения в ИТ)" https://globalcio.ru/discussion/25322/

    - "Выявление возможностей импортозамещения (этап 2 планирования импортозамещения в ИТ)" https://globalcio.ru/discussion/25389/

    - "Определение приоритетов импортозамещения (этап 3 планирования импортозамещения в ИТ)" https://globalcio.ru/discussion/25403/

    - "Разработка плана проектов по импортозамещению (этапы 4-6 планирования импортозамещения в ИТ)" https://globalcio.ru/discussion/25413/

Предметная область
Отрасль
Управление