Разработка платформы личных финансов «Финуслуги»

Через Финуслуги клиенты могут в одном личном кабинете выбирать и покупать финансовые продукты разных поставщиков. Платформа интегрирована с ЕСИА и СМЭВ, а также с Регистратором финансовых транзакций (гарантия юридической силы сделок) и платежным хабом. В результате создан новый канал продаж в финсекторе. Разработка ведется с применением OpenAPI, Scrum и продуктового подхода, что дает нужную гибкость и в разы сокращает T2M. Партнер проекта – EPAM.

Проект реализовывался с августа 2018 года по октябрь 2020 года. Объем работ – 268 394 человеко-часов.

EPAM

Голосовать.png

Каковы цели проекта?

В рамках проекта были поставлены следующие цели:

  • Разработать непосредственно платформу
  • Разработать интеграционный слой с механизмами взаимодействия с внешними организациями (банки, страховые компании, курьерские службы и т.д.)
  • Разработать личный кабинет – пространство конечного пользователя для управления финансами

В чем уникальность этого проекта?

Впервые на российском рынке с нуля разработана и запущена платформа, на которой клиент может пройти весь путь – от выбора финансового продукта до его оформления – в одном личном кабинете, без визита в офис организации или перехода на ее сайт.

При этом клиенту достаточно лишь один раз зарегистрироваться на платформе и пройти идентификацию, чтобы затем приобретать продукты и услуги самых разных банков и компаний из различных регионов.

Запуск платформы создает дополнительный канал продаж для финансовых организаций, повышает конкуренцию между участниками рынка за потребителя и убирает ценовую дискриминацию граждан, ранее имевших ограниченный выбор стандартных финансовых продуктов из-за географических и технологических факторов.

Как проходило внедрение?

Проект стартовал в начале 2018 года, с августа 2018 года в нем участвует EPAM. Платформа Финуслуги стала первой финансовой платформой, запущенной в рамках проекта «Маркетплейс» Банка России. На Финуслугах россияне могут выбирать выгодные предложения по вкладам, потребительским и ипотечным кредитам, автокредитам, автострахованию и приобретать их в режиме 24/7. Клиентский путь спроектирован и выстроен таким образом, чтобы на каждом этапе пользоваться платформой было удобно и интуитивно понятно.

Все сервисы Финуслуг доступны в Личном кабинете. Получить доступ к нему можно, зарегистрировавшись, привязав учетную запись с сайта Госуслуг и один раз пройдя идентификацию в личном присутствии. Для поддержки регистрации платформа напрямую интегрирована с порталом Госуслуг и сервисом ЕСИА, а также с Регистратором финансовых транзакций (РФТ), созданным на базе Национального расчетного депозитария (НРД), который входит в группу Московской биржи. Запись в РФТ подтверждает юридическую силу сделок, совершенных через Финуслуги. Продукты поставщиков добавляются в каталог платформы через API-интеграцию. Для проведения платежей реализована интеграция с платежным хабом.

Финуслуги разработаны в микросервисной архитектуре, что позволяет оперативно добавлять новые сервисы и компании, работать с высокой нагрузкой. Развитие платформы ведется с использованием методик Scrum, применением продуктового подхода и выделением продуктовых команд (более 10). Это позволило в разы сократить Time-to-Market и своевременно реагировать на изменения в потребностях бизнес-заказчиков и пользователей платформы. Продукты развертываются в контейнерах с оркестрацией на основе Kubernetes, при этом CI/CD был автоматизирован на всех этапах развертывания. Для повышения качества разработки используются методики code review и статического анализа. Совместно разработанная система метрик обеспечивает полную прозрачность всех производственных процессов для руководителей проекта и бизнес-заказчиков.

Платформа используется в федеральном масштабе. Прохождение идентификации для клиентов доступно в 28 регионах страны.

С какими сложностями столкнулись в процессе?

В определенный момент увеличение количества продуктов привело к серьезным затратам ресурсов на синхронизацию взаимодействия между командами разработки, невозможности параллельной работы над новыми продуктами и снижению T2M. Для решения проблемы был осуществлен переход на продуктовый подход, когда каждая команда независимо работает над своим продуктом «от» и «до». Дополнительно были выделены специальные команды для поддержки и развития общей функциональности системы (например, авторизация, обработка платежей). Количество синхронизаций сократилось до минимума на уровне общего API и общего дизайна.

Голосовать.png

886
Предметная область
Отрасль
Управление