Конфигуратор рефинансирования ДПА в ПАО Банк «ФК Открытие»: первый этап
Каждый банк сталкивается с необходимостью рефинансирования задолженности клиентов. В ПАО Банк «ФК Открытие» разработали конфигуратор рефинансирования для Департамента проблемных активов (ДПА). Если раньше профильные специалисты тратили на проведение сделки по несколько часов, то сейчас коммуникация с клиентом сократилась в разы при повышении качества обслуживания. Сейчас идет первый этап реализации проекта. Ожидается, что за счет внедрения конфигуратора банк сможет существенно сэкономить резервы, на горизонте 2021-2023 годов возврат средств составит более 1,4 млрд рублей.
Проект был начат в марте 2021 года, и уже в декабре планируется закончить первый этап. Масштаб проекта - 12818 человеко-часов. Партнером выступила компания Т1 Консалтинг.
Какие цели ставились перед началом проекта?
Банк «ФК Открытие» стремился увеличить объем выдач реструктуризации на кредит наличными (КН) и кредитные карты (КК). Важными задачами было также освободить резервы банка и снизить долговую нагрузку на Клиента путем изменения условий по договору потребительского кредита и кредитной карты по согласованию с Клиентом с целью возврата заемных средств - то есть снижение заемщиков-должников, находящихся в просрочке.
Как проходило внедрение?
В рамках проекта полностью автоматизируется рабочее место сотрудника Департамента проблемных активов (ДПА). В текущей конфигурации ИТ-систем профильные специалисты затрачивают на проведение сделки по несколько часов, совершая множество ручных действий в нескольких системах: рассчитывают график платежей вручную, документы формируют вручную, отправку на подпись в ДБО осуществляют вручную, общее с точками продаж происходит через почту и с задержками.
После старта Этапа 1 у сотрудника ДПА появилось единое рабочее пространство, коммуникация с клиентом сократилась в разы при повышении качества обслуживания (сотрудник в онлайн-формате видит всю необходимую информацию, понимает какие инструменты для какого договора доступны, система автоматически строит график новых платежей по выбранным параметрам менее чем за 1сек.). После осуществления коммуникации и фиксации условий по заявке клиент осуществляет внесение гарантированных платежей и подписание документов в ДБО с последующим автоматическим открытием договора без привлечения сотрудника ДПА.
В чем заключается уникальность для рынка?
Можно отметить сразу несколько пунктов:
- Реализована возможность проводить не просто классическую реструктуризацию клиентов, а реструктуризацию клиентов с просроченной задолженностью через рефинансирование, получая от клиента в моменте платеж лояльности и формируя для него новый график платежей, который идет по более выгодным условиям для клиента.
- Реализация микросервиса "Сервис ДПА" на Digital Platform с применением Java.
- Реализация сервиса в отрыве от фронтального решения - то есть «Сервис ДПА» можно подключить к любому CRM-решению с минимальными доработками.
- Реализация модуля графика платежей с оптимизированным механизмом выравнивания последнего платежа с высоким быстродействием.
Возникали ли какие-то сложности в ходе внедрения сервиса?
Прежде всего, можно отметить сжатые сроки. Над проектом работала новая команда как со стороны Банка, так и со стороны Т1 Консалтинг. Команде Т1 Консалтинг нужно было осваивать новый стек технологий (Digital Platform) в рамках банка «ФК Открытие».
Кроме того, параллельно с реализацией проекта проходила внутрибанковская оптимизация действующих процессов.
Какие результаты ожидаются по итогам внедрения проекта?
- Экономия резервов, возврат до ~1,4 млрд руб. на горизонте 2021-2023 гг.
- Сокращение доли просроченных кредитов.
- Оптимизация трудозатрат сотрудников и повышение качества обслуживания клиентов.
- Возможность более гибко и быстро выводить новые продукты ДПА на рынок.
- Автоматизация ручных операций (Автоматический скоринг при формировании списка клиентов для предложения реструктуризации; промышленный конфигуратор при определении продукта на этапе предварительного расчета параметров реструктуризации (ранее использовался «самописный калькулятор»); автоматическое формирование пакета документов и финальный расчет параметров реструктуризации; безвизовый процесс в ДБО, отказ от ручной загрузки документов в ДБО при онлайн-сделке).
- Расширение инструментария. Добавились такие инструменты, как: изменение процентной ставки, гибридный график платежей, реструктуризация по договорам с завершенными кредитными каникулами, увеличение срока кредита, реструктуризация для залоговых кредитов (кредит наличными с обеспечением).
- Автоматизировано не менее 30 рабочих мест.